Дело № 2-1103/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 24 мая 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми РФ
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Дубовиковой Е.П.,
с участием истца Чирковой Т.И., представителя истца Шоличевой Л.Д.,
представителей ответчика Дёмина В.С., Недбайловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чирковой Татьяны Ивановны к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 18 «Звездочка» г.Воркуты о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании заработной платы в сумме 13641,96 руб., поскольку заработная плата может быть начислена не ниже размера МРОТ с районным коэффициентом и северной надбавкой. Региональным соглашением МРОТ установлен с 01.07.2017 – 10000 рублей, заработная плата должна быть 24000 рублей, начислено 10358,04 руб.
Ответчик в отзыве на иск с требованиями истца не согласился, поскольку размер выплаченной в декабре 2017 заработной платы превысил установленный МРОТ и минимальную заработную плату, установленную Региональным соглашением от 28.12.2006, начислено 10358,04 руб.
Истец, её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что просят взыскать сумму заработной платы без учёта часов переработки.
Представители ответчика иск не признали по доводам отзыва.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Чиркова Т.И. осуществляет трудовую деятельность в должности сторожа МБДОУ «Детский сад № 18 «Звездочка» г.Воркуты на основании трудового договора от 18.09.2006.
Из представленного суду расчета следует, что заработная плата за декабрь Чирковой Т.И. начислена из расчёта оклада 3585,32 руб., с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, ч.3 той же статьи.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует или на которого распространено, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Республике Коми от 28.12.2016 № 149, действующим до 13.03.2018, установлен размер минимальной заработной платы для работников, работающих на территории Республики Коми, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Согласно п.1.3 Соглашения минимальная заработная плата в Республике Коми - минимальный размер месячной заработной платы работника при условии, что работник полностью отработал установленную законодательством Российской Федерации месячную норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). С 01.07.2017 в Республике Коми минимальная заработная плата устанавливается по северной природно-климатической зоне Республики Коми - 10000 (Десять тысяч) рублей в месяц, п.2.2.
Минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей установлен с 01.07.2017 Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ, внесшим изменения в данной части в ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Конституционный Суда РФ в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом Конституционный суд РФ указал, что правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им размера заработной платы на основе объективных критериев, отражающих квалификацию работника, характер и содержание трудовой деятельности, с учетом условий ее осуществления, которые, в свою очередь, имеют значение для определения объема средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы.
Негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями, и связанный с этим риск преждевременной утраты трудоспособности обязывают Российскую Федерацию как правовое социальное государство принимать меры, призванные компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития.
В этих целях федеральным законодателем установлена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Повышение оплаты труда таким работникам направлено не только на возмещение им дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях, но и на выравнивание уровня жизни населения в этих регионах, с тем чтобы в полной мере осуществить предназначение социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Действующее законодательство предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317 и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
Следуя приведенным выше нормам, расчет подлежащей к выплате суммы заработной платы за декабрь 2017 года без учёта сверхурочных часов, работы в ночное время (как того просит истец), исходя из размера МРОТ 7800 рублей, с учетом районного коэффициента - 60% и северной надбавки - 80%, фактически отработанного количества часов – 156 (при норме 151,2), должна быть не менее: 8047,60 руб. + 4828,20 + 6437,60=19312,80 руб. Фактически истцу начислено 9627,51 руб. Сумма к выплате: 9685,29 – 13% (НДФЛ) = 8426,20 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Звездочка» г.Воркуты (ИНН 1103022625, ЕГРЮЛ 13.12.2002) в пользу Чирковой Татьяны Ивановны ("обезличено") заработную плату в сумме 8426,20 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме – 28.05.2018.
Председательствующий Е.Ю. Солодилова