Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 01 сентября 2016 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М.,
с участием заместителя прокурора Баргузинского района Республики Бурятия Михалевой Т.С.,
при секретаре Беспрозванных Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя административного истца Балуева Б.Д. - Лукьянчук А.В. о признании незаконными действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» связанные с выдвижением и регистрацией кандидата и отмене регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного Балуева Б.Д. - Лукьянчук А.В. в суд с вышеназванным административным иском.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ, территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Баргузинский район» (далее - административный ответчик) принято решение №, согласно которого зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Баргузинский район» Будаев Л.Б. (далее - заинтересованное лицо), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Баргузинский район» принято решение № согласно, которого зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Баргузинский район» Балуев Б.Д.(далее- административный истец), ДД.ММ.ГГГГ рождения, место рождения <адрес>.
Считает, что при регистрации заинтересованного лица, административным ответчиком был нарушен принцип равенства кандидатов при выдвижении и регистрации, следовательно, нарушены конституционные права административного истца, содержание которых раскрыто в подпункте 28 статьи 2 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ- 67).
Согласно пункта 1 статьи 33 ФЗ- 67 о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
С целью реализации права на участие в выборах в качестве кандидата, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 67-ФЗ кандидат представляет в избирательную комиссию заявление в письменной форме лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В указанном выше заявлении, согласно пункта 2.2. статьи 33 67-ФЗ, указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность(в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпункта б пункта 2.2. статьи 33 67-ФЗ, в месте с заявлением представляется, по мимо прочих документов, копия документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Заинтересованное лицо указал в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ следующую информацию о месте работы и занимаемой должности: Администрация муниципального образования «Курумканский район», руководитель районной администрации.
Согласно сведений с официального сайта Федеральной налоговой службы www. egrul.nalog.ru. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованное лицо занимает должность Руководитель.
Сведения на указанном сайте размещаются в соответствии с положениями пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, заинтересованным лицом, при подачи заявления о выдвижении в избирательную комиссию представлены недостоверные сведения о занимаемой должности, что является нарушением требований пункта 2 статьи 33 ФЗ-67 и в соответствии с подпунктами «в.1», «в.2» числе пункта 24 статьи 38 ФЗ-67 должно было повлечь отказ в регистрации заинтересованного лица в качестве кандидата.
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; (пп. "в.1” введен Федеральным законом от 05.12.2006 N225-ФЗ)
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
Указанные недостоверные сведения о должности также были указаны в подписных листах, представленных для регистрации заинтересованного лица в качестве кандидата.
Пунктом 8 статьи 33 ФЗ- 67, установлено, что подписной лист для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложения 6. Указанная норма также согласуется с пунктом 6 статьи 25 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 г. № 417-III«О выборах Главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Одним из обязательных сведений, указываемых кандидатом в подписном листе являются сведения о занимаемой должности.
Наличие в подписном листе искаженной информации о кандидате влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, нарушает принцип равенства прав кандидатов.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Таким образом, все подписи являются недействительными на основании подпункта з) пункта 6.4. статьи 38 67-ФЗ все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности,либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
При решении вопроса о регистрации заинтересованного лица, административный ответчик, при наличии оснований для отказа в регистрации, установленных в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 ФЗ - 67 (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата) нарушил действующее законодательство и не отказал в регистрации заинтересованному лицу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать незаконными действия (бездействия) территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Баргузинский район» связанные с выдвижением и регистрацией заинтересованного лица кандидата Будаев Л.Б.. Отменить регистрацию кандидата Будаев Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе судебного ДД.ММ.ГГГГ. от представителяадминистративного истца Балуева Б.Д.- Лукьянчук А.В., действующего на основании доверенности поступило дополнение к административному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., что согласно пункта 4 статьи 59 ФЗ-67, расчеты между кандидатом, и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 статьи 58 Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета.
Заинтересованным лицом в нарушение указанной нормы были осуществлены расходы по приобретению картриджа для принтера на сумму 2099 рублей у продавца- ООО «ДНС Байкал» наличными денежными средствами, что подтверждается представленным на регистрацию первым финансовым отчетом и прилагаемыми к нему документами, в том числе товарным чеком ООО «ДНС Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении действующего порядка финансирования избирательной компании, а также то, что первый финансовый отчет представляемый при регистрации оформлен с нарушением действующего законодательства, поскольку в нем отражена незаконная финансовая операция и в силу подпункта «в1» пункта 28 статьи 38 ФЗ-67, согласно которого, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных дляуведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона - указанное обстоятельство является основанием для отмены регистрации кандидата.
С учетом оснований, предусмотренных действующим законодательством для отмены регистрации заинтересованного лица, просит суд отменить регистрацию кандидата Будаев Л.Б..
В судебное заседание Балуев Б.Д. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть данное дело в полном объеме в его отсутствие с участием представителя по доверенности.
В данном судебном заседании представитель административного истца Балуева Б.Д.- Лукьянчук А.В. административное исковое заявление с дополнениями поддержал в полном объеме. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании председатель административного ответчика Моргачева О.О. с административным иском,а также с дополнениями к административному исковому заявлению Балуева Б.Д. не согласилась, считает, что при регистрации кандидата Будаева Л.Б. комиссия вынесла правильное решение.
Действительно решением ТИК МО «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГг. Будаев Л.Б. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Баргузинский район».Считает данное решение ТИК обоснованным, законным и правильным.
На основании Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьи 33 о выдвижении кандидата, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Проверив соответствие порядка выдвижения кандидата Будаева Л.Б. требованиям Федерального закона №67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а также Закона « О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» а также на основании решения Баргузинского районного суда от 8 августа 2016г. ТИК МО «Баргузинский район» зарегистрировал кандидата.
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что кандидатом Будаевым Л.Б. в своем заявлении о согласии баллотироваться, представленном в ТИК МО «Баргузинский район» для выдвижения своей кандидатуры, указал информацию о месте работы и занимаемой должности администрация муниципального образования «Курумканский район», руководитель районной администрации. Однако согласно сведений с официального сайта Федеральной налоговой службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., кандидат занимает должность руководитель. ТИК МО «Баргузинский район» считает указанные доводы не состоятельными, так как указанная информация о кандидате не влекла искажение информации о месте работы и занимаемой должности, а также сведений о кандидате в подписных листах. Кроме того при выдвижении кандидата и регистрации не был нарушен принцип равенства кандидатов, кандидат Балуев Б.Д. и кандидат Будаев Л.Б. выдвинулись в порядке самовыдвижения, в ТИК МО «Баргузинксий район» от указанных кандидатов были представлены документыв том числе подписные листы, пакет документов для выдвижения и регистрации кандидатов регламентирован Федеральным законом №67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а также Законом « О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
А также ТИК МО «Баргузинский район не согласна с дополнениями к административному исковому заявлению Балуева Б.Д. в полном объеме и по всем основаниям указанным в дополнении.
Кандидатом Будаевым Л.Б. при представлении документов для регистрации были представлены необходимые документы, в том числе первый финансовый отчет,а также учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, расходный кассовый ордер и товарные чеки в количестве 2 шт. на приобретение картриджа для изготовления подписных листов и бумаги.Считает кандидатом в данном случае не было нарушено действующее законодательство.
Да действительно в соответствии со ст. 44 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании, ст. 45 п.3 указанного закона определено использование средств избирательного фонда п.п. А)гласит «финансовое обеспечение организационно -технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц привлекаемых для сбора подписей избирателей» вследствие чего кандидатом было потрачено из средств избирательного фонда сумма в размере 2099рублей на приобретение картриджа для изготовления подписных листов. Однако ссылка административного истца на п.4 статьи 59 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг)осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 ст.58 Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета» не состоятельна, поскольку ст.59 п. 1 указанного закона гласит «Право распоряжаться средствами избирательных фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам» п. 2 ст.59 «средства избирательных фондов имеют целевое назначение», в нашем случае кандидат потратил средства на изготовление подписных листов, что не противоречит п.3 ст.59. указанного закона, где определено использование средств избирательного на «финансовое обеспечение организационно-технических мер,направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц привлекаемых для сбора подписей избирателей ».Что касается расчетов в безналичнойформе, то в данном случае договор с юридическим лицом не заключался. Товар (картридж ) приобретался в розничной сети, о чем свидетельствует товарный чек. На основании изложенного прошу административному истцу по представленному дополнению отказать в полном объеме.
В судебном заседании заинтересованное лицо Будаев Л.Б. просил в административном иске отказать.
Прокурор Михалева Т.С. дала заключение, что Балуев Б.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения ТИК МО «Баргузинский район» о регистрации Будаева в качестве кандидата на должность главы МО «Баргузинский район».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Будаевым Л.Б. в заявлении, представленном в ТИК МО «Баргузинский район», указаны место работы и занимаемая должность: Администрация МО «Курумканский район», руководитель районной администрации.
Указанные в заявлении сведения подтверждены справкой, выданной по месту работу.
Кроме того, сведения о занимаемой должности руководителя районной администрации подтверждаются записью в трудовой книжке Будаева Л.Б.
Согласно ст. 30 Устава МО «Курумканский район» в структуру районной администрации входят руководитель районной администрации, его заместители, структурные подразделения, отраслевые и территориальные органы районной администрации.
Согласно п.п. «а, б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются документы, в том числе документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения о месте работы.
В этой связи полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что, в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.
Какие-либо недочеты, допущенные кандидатом при указании сведений, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата при условии, если к заявлению прилагались подтверждающие указанные сведения документы, т.е. не допущено искажений либо неполноты тех сведений о кандидате, которые необходимы для его регистрации.
Требования ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Будаевым выполнены.
Доводы административного истца в части оформления первого финансового отчета Будаева с нарушениями требований федерального законодательства считает несостоятельными.
Будаевым требования ст. 25.2 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» в части предоставления вместе с заявлением о регистрации первого финансового отчета выполнены.
Требования федерального законодательства о том, что подписные листы кандидата должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, Будаевым также исполнены.
В соответствии с п. 3 ст. 20, п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата.
Таким образом, законодателем закреплено право кандидата исправить допущенные при оформлении документов нарушения, корреспондирующее обязанность избирательной комиссии уведомить кандидата о выявленных недостатках документов.
Поскольку в деле отсутствуют доказательства об уведомлении избирательной комиссией Будаева в сроки, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ, о выявленных недостатках в представленном первом финансовом отчете, что соответственно не позволило кандидату исправить недостатки в оформлении документов и, безусловно, повлекло нарушение пассивного избирательного права, отсутствуют основания для отмене решения ТИК о регистрации кандидата по основанию, предусмотренному п.п. «в1» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
На основании изложенного, считаю, что основания для удовлетворения административного искового заявления Балуева Б.Д. отсутствуют.
Выслушав стороны, заключение прокурора, проверив материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Материалами дела установлено, чторешением территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Баргузинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Будаев Л.Б. зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Баргузинский район».
ДД.ММ.ГГГГ, территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Баргузинский район» решением № зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Баргузинский район» Балуев Б.Д..
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст.33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.
Согласно заявлению кандидата Будаев Л.Б. от ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию МО «Баргузинский район» о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения, основное место работы им указано «Администрация муниципального образования «Курумканский район», руководитель районной администрации.
В соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ), соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством. Документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, лицензия, билет члена творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органа, уполномоченного в сфере занятости населения (для безработных), либо иные установленные действующим законодательством документы.
В материалах дела имеется копия трудовой книжки Будаева Л.Б., копии решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении руководителя районной администрации», где утверждено на должность руководителя районной администрации Будаев Л.Б., копии распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении Будаева Л.Б. на должность руководителя районной администрации, где указаны во всех документах должность руководитель районной администрации.
Согласно ст. 30 Устава МО «Курумканский район» в структуру районной администрации входят руководитель районной администрации, его заместители, структурные подразделения, отраслевые и территориальные органы районной администрации.
В справке (официальный бланк)Будаева Л.Б., где указана, что он действительно работает в Администрации муниципального образования «Курумканский район» в должности руководителя.
На основании изложенного, суд считает, что довод административногоистца о том, что в заявлении Будаев Л.Б. от ДД.ММ.ГГГГг. указал о месте работы и занимаемой должности администрация муниципального образования «Курумканский район», руководитель районной администрации. Однако согласно сведений с официального сайта Федеральной налоговой службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., кандидат занимает должность руководитель не состоятельны, так как указанная информация о кандидате не влекла искажение информации о месте работы и занимаемой должности, а также сведений о кандидате в подписных листах. Напротив, в подписных листах указан наиболее полная и исчерпывающая информация о занимаемой должности.
Кроме того при выдвижении кандидата и регистрации не был нарушен принцип равенства кандидатов, кандидат Балуев Б.Д. и кандидат Будаев Л.Б. выдвинулись в порядке самовыдвижения, в ТИК МО «Баргузинксий район» от указанных кандидатов были представлены документыв том числе подписные листы, пакет документов для выдвижения и регистрации кандидатов регламентирован Федеральным законом №67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а также Законом « О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Относительно доводов представителя административного истца кдополненному к административному исковому заявлению о том, что в нарушении пункта 4 статьи 59 ФЗ-67 заинтересованным лицом были осуществлены расходы по приобретению картриджа для принтера на сумму 2099 рублей у продавца- ООО «ДНС Байкал» наличными денежными средствами.А также то, что первый финансовый отчет представляемый при регистрации оформлен с нарушением действующего законодательства, поскольку в нем отражена незаконная финансовая операция и в силу подпункта «в1» пункта 28 статьи 38 ФЗ-67,прихожу к следующему.
Судом установлено, что кандидатом Будаевым Л.Б. при представлении документов для регистрации были представлены необходимые документы, в том числе первый финансовый отчет,а также учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, расходный кассовый ордер и товарные чеки в количестве двух штук на приобретение картриджа для изготовления подписных листов и бумаги.
Суд считает, что кандидатом в данном случае не было нарушено действующее законодательство.
В соответствии со ст. 44 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании, ст. 45 п.3 указанного закона определено использование средств избирательного фонда п.п. А)гласит «финансовое обеспечение организационно -технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц привлекаемых для сбора подписей избирателей» вследствие чего кандидатом было потрачено из средств избирательного фонда сумма в размере 2099рублей на приобретение картриджа для изготовления подписных листов.
Однако ссылка административного истца на п.4 статьи 59 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг)осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 ст.58 Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета» не состоятельна поскольку ст.59 п. 1 указанного закона гласит «Право распоряжаться средствами избирательных фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам» п. 2 ст.59 «средства избирательных фондов имеют целевое назначение».
КандидатБудаев потратил средства на изготовление подписных листов, что не противоречит п.3 ст.59. указанного закона, где определено использование средств избирательного на «финансовое обеспечение организационно -технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в том числе на оплату труда лиц привлекаемых для сбора подписей избирателей ».Что касается расчетов в безналичнойформе, то в данном случае договор с юридическим лицом не заключался. Товар (картридж ) приобретался в розничной сети, о чем свидетельствует товарный чек.
Кроме того, ни Федеральным законом № 67-ФЗ, ни законом «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» не предусмотрены специальные требования и не оговорены обязательные реквизиты заполнения первого финансового отчета, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда.
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ предоставленное представителем административного истца Балуева Б.Д.-Лукьянчук А.В. дополнение к административному исковому заявлению о факте использования заинтересованным лицом устройства печати (принтера), который не был оплачен за счет средств избирательного фонда и на котором были изготовлены подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения заинтересованного лица.Согласно пункта 5 статьи 37 ФЗ-67, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Нарушение указанной выше правовой нормы в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ-67 все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1,5,6,7.1,8,9,10 к настоящему Федеральному закону судом не принято во внимание, так как данные факты не имеют правого значения, поскольку на основании норм ФЗ-№ 67не может являться основанием для отмены регистрации кандидата.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска представителя административного истца Балуева Б.Д. - Лукьянчук А.В.
Руководствуясь статьями 175-180,244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования представителя административного истца Балуева БаяртоДашанимаевича - Лукьянчук А.В. о признании незаконными действия (бездействия) территориальной избирательной комиссии МО «Баргузинский район» связанные с выдвижением и регистрацией кандидата заинтересованного лица Будаев Л.Б. и отмене регистрации решения от ДД.ММ.ГГГГ № оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления прокурором через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: М.М.Ласкина