Дело № 2-92/2021
Строка 2.075
УИД 75RS0009-01-2021-000166-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2021 года с.Газимурский Завод
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Цыбеновой Д.Б.,
при секретаре Батуевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в городе Шилке Забайкальского края (межрайонное) к Семёнову С. А. о взыскании незаконно полученной пенсии по случаю потери кормильца, процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л:
Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в городе Шилке Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав на следующие обстоятельства. Ответчик являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца. Закон предусматривает выплату пенсии детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, но не дольше достижения ими возраста 23 лет. Пенсия была назначена ответчику на основании заявления и представленной справки об обучении. В ходе проверки, проведенной специалистами УПФР в г. Шилке, установлено, что Семёнов С.А. отчислен из учебного заведения <данные изъяты> с 27.12.2019 года на основании Приказа № 562 от 26.12.2019 года (в связи с переводом на заочное обучение), о чем ответчик своевременно не уведомил территориальный орган ПФР, то есть право на получение пенсии по СПК утратил. В результате данных обстоятельств образовалась переплата пенсии за период с 01.01.2020 года по 30.11.2020 года в размере 67 007,07 рублей.
Ссылаясь на ст.ст. 26, 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», ст. 1102, 1064, 395 ГК РФ, просит взыскать с ответчика в пользу истца незаконно полученную пенсию по случаю потери кормильца в размере 67 007 рублей 07 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга, в размере 1 164 рублей 82 копейки.
Представитель истца Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в городе Шилке Забайкальского края (межрайонное) на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, о чем представлено письменное заявление.
Ответчик Семёнов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 вышеуказанного закона, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (пп. 5 п. 4 ст. 23 Закона № 166-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 10 вышеуказанного закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании заявления Семёнова С.А. от 28.11.2016 года ему была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца (л.д.12-13).
При приеме заявления Семёнову С.А. разъяснен порядок выплаты пенсии по случаю потери кормильца, он был предупрежден о необходимости сообщения в территориальный орган ПФ РФ о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат.
Как следует из копии приказа <данные изъяты>» № 562 от 26.12.2019 года, Семёнов С.А., студент 109 <данные изъяты>, отчислен из числа студентов колледжа с 27 декабря 2019 года в порядке перевода на заочную форму обучения данной специальности по собственному желанию (л.д.11).
Решением заместителя руководителя Управления ПФР в г. Шилка (межрайонное) Забайкальского края № 448 от 30.11.2020 г. выявлена ошибка при проверке выплатного дела, установлено, что Семёнов С.А. осуществляет трудовую деятельность, переведен на заочную форму обучения в <данные изъяты>» с 27.12.2019 года, при этом Семёнов С.А. не сообщил о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение выплат (л.д.10).
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии № 2398 от 03.12.2020 года, в результате отчисления из учебного заведения Семёнова С.А. сложилась переплата пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.01.2020 года по 30.11.2020 г. в размере 67 007,07 рублей, что подтверждается расчетом переплаты (л.д.8-9).
11 января 2021 года УПФР в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) в адрес Семёнова С.А. направило уведомление о выявленной переплате пенсии по потере кормильца (л.д.7).
До настоящего времени задолженность перед пенсионным органом не погашена.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу о возврате неосновательного обогащения, является факт приобретения имущества за счет другого лица при отсутствии к тому правовых оснований.
Несообщение в пенсионный орган сведений об отчислении из учебного заведения, влияющих на выплату пенсии, свидетельствует о недобросовестности со стороны ответчика, что является признаком неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика суммы переплаты пенсии за период с 01.01.2020 г. по 30.11.2020 г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что в этот период оснований для выплаты ответчику указанной пенсии не имелось.
Согласно расчету, размер суммы переплаты пенсии по случаю потери кормильца составил 67 007, 07 рублей, суд признает расчет верным и обоснованным.
Ответчиком возражений на иск не представлено, как и не представлено доказательств, опровергающих обоснованность заявленных требований, в связи с чем, суд в соответствии с требованиями ст. ст. 68 и 195 ГПК РФ основывает свои выводы на доказательствах, представленных истцом.
Рассматривая требования о взыскании с Семёнова С.А. процентов за пользование чужими денежными средствами, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ).
Согласно правовой позиции, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 № 99-О, применение положений ст. 395 Гражданского кодекса РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.
Таким образом, положения ст. 395 Гражданского кодекса РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Между тем, в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой кормильца. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которыми возможность взыскания с получателей пенсии по случаю потери кормильца процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 Гражданского кодекса РФ не предусмотрена.
Взыскание с Семёнова С.А. процентов за пользование чужими денежными средствами противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям. Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020 (пункт 23).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения в споре положений ст. 395 Гражданского кодекса РФ и взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку отношения по выплате пенсии по случаю потери кормильца в рамках специального правового регулирования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию 2 210,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,98 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 67 007 (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 07 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 210 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░ 2021 ░░░░.