Судья Сущевская Е.А. |
№ 33-1337/2022 10RS0006-01-2020-000769-04 № 2-2/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 20 января 2022 г. по иску публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» к Аргеландеру А. К., Набиевой Т. В. о расторжении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и встречным исковым заявлениям Аргеландера А. К., Набиевой Т. В. к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» о понуждении к действиям.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад») (на момент обращения – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада») обратилось в суд, мотивируя требования тем, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Аргеландером А.К. 11 марта 2020 г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя № ЛКП80-00508С/20 в отношении дачного дома, расположенного по адресу: (.....). Срок выполнения мероприятий по договору – 1 год с даты заключения. Для реализации договора сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ от Л-11с-07-04, установку ТП-10/0,4 кВ и строительство от ТП отпайки ВЛ-0,4 кВ до границы земельного участка заявителя. Ориентировочное расстояние проектируемых линейных объектов составляет: ВЛ-10кВ – 4,4 км. Трасса проектируемой линии электропередачи проходит по землям лесного фонда. В целях соблюдения лесного законодательства необходимо получение разрешения на размещение линейных объектов на федеральных участках. Лесные участки, на которых необходимо осуществить строительство линейных объектов для присоединения дачного дома Аргеландера А.К., располагаются в границах национального парка «Ладожские шхеры». В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, в том числе, строительство линий электропередачи, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено п. 1 ст. 15, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов. Земельный участок Аргеландера А.К. не находится в границах населенного пункта и не является объектом, связанным с обеспечением функционирования национального парка. Альтернативный вариант строительства линии электропередачи 10 кВ без использования национального парка отсутствует, так как земельный участок Аргеландера А.К. со всех сторон окружен землями национального парка. Исполнение договора, заключенного с Аргеландером А.К., юридически невозможно. В связи с чем ПАО «Россети Северо-Запад» просило расторгнуть договор, заключенный с Аргеландером А.К. 11 марта 2020 г. № ЛКП80-00505С/20, взыскать расходы по уплате государственной пошлины (гражданское дело № 2-35/2021).
ПАО «Россети Северо-Запад» (на момент обращения – ПАО «МРСК Северо-Запада») также обратилось в суд, мотивируя требования тем, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Аргеландером А.К. 28 апреля 2020 г. были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя №№ ЛКП80-00737С/20, ЛКП80-0073С/20, ЛКП80-00739С/20, ЛКП80-00743С/20, ЛКП80-00744С/20, ЛКП80-00745С/20 в отношении дачных домов, расположенных по адресу: (.....), кадастровые номера земельных участка №. Срок выполнения мероприятий по договорам – 1 год с даты заключения. Для реализации договоров сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ, установку ТП-10/0,4 кВ и строительство от ТП отпайки ВЛ-0,4 кВ до границ земельных участков заявителя. Указывая в обоснование заявленных требований доводы, аналогичные вышеприведенным, ПАО «Россети Северо-Запад» просило расторгнуть указанные выше договоры, заключенные с Аргеландером А.К. 28 апреля 2020 г., взыскать расходы по уплате государственной пошлины (гражданское дело № 2-34/2021).
ПАО «Россети Северо-Запад» (на момент обращения – ПАО «МРСК Северо-Запада») обратилось в суд, мотивируя требования тем, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Набиевой Т.В. 3 мая 2019 г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя № 34-00548С/19 в отношении дачного дома, расположенного по адресу: (.....), кадастровый номер земельного участка №. Срок выполнения мероприятий по договору – 1 год с даты заключения. Для реализации договора сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ от Л-11с-07-04, установку ТП-10/0,4 кВ и строительство от ТП отпайки ВЛ-0,4 кВ до границ земельного участка заявителя. Указывая в обоснование заявленных требований доводы, аналогичные приводимым в исках к Аргеландеру А.К., ПАО «Россети Северо-Запад» просило расторгнуть договор № 34-00648С/19, заключенный с Набиевой Л.В. 3 мая 2019 г., взыскать расходы по уплате государственной пошлины (гражданское дело № 2-29/2021).
Определениями судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 10 и 11 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, государственное казенное учреждение Республики Карелия «Лахденпохское центральное лесничество», администрация Лахденпохского муниципального района, администрация Хийтольского сельского поселения, федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природных заповедник «Кивач».
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 13 января 2021 г. гражданские дела №№ 2-34/2021 и 2-35/2021 объединены в одно производство.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2021 г. гражданские дела №№ 2-34/2021, 2-35/2021, 2-29/2021 объединены в одно производство.
Определением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 8 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Воронов А.В., Большухин К.В., Большухина Ю.В., Зиннатулин И.Н., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Аргеландер А.К. обратился со встречным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что в рамках заключенных с ПАО «МРСК Северо-Запада» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад») договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя №№ ЛКП80-00737С/20, ЛКП80-0073С/20, ЛКП80-00739С/20, ЛКП80-00743С/20, ЛКП80-00744С/20, ЛКП80-00745С/20, ЛКП80-00508С/20 в отношении дачных домов, расположенных по адресу: (.....), кадастровые номера земельных участка № ПАО «Россети Северо-Запад» не исполняются условия договоров, в то время как им выполнены все технические условия. Поскольку линия электропередачи до острова может быть проложена вдоль имеющейся дороги без причинения вреда национальному парку «Ладожские шхеры», а также путем прокладки линии электропередачи под покровом земли, просил с учетом уточнения требований, обязать ПАО «Россети Северо-Запад» разработать проектную документацию, в том числе с применением метода прокладки линии электропередачи горизонтальным направленным бурением проколом почвы земли в целях создания наименее обременительных условий для использования земельных участков на пути прохождения линии электропередачи, в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием; продлить срок действия технических условий на 2 года со дня, следующего за датой их истечения по каждому из спорных договоров; установить срок выполнения мероприятий по договорам в течение 1 года от даты начала действия нового срока технических условий по каждому из спорных договоров; обязать ПАО «Россети Северо-Запад» произвести действия, направленные на исполнение договоров о технологическом присоединении.
Набиева Т.В. обратилась со встречным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что в рамках заключенного с ПАО «МРСК Северо-Запада» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад») договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя №№ 34-00648С/19 в отношении дачного дома, расположенного по адресу: (.....), кадастровый номер земельного участка № ПАО «Россети Северо-Запад» не исполняются условия договора, в то время как ею выполнены все технические условия. Поскольку линия электропередачи до острова может быть проложена вдоль имеющейся дороги без причинения вреда национальному парку «Ладожские шхеры», Набиева Т.В., с учетом уточнения требований, просила обязать ПАО «Россети Северо-Запад» разработать проектную документацию, в том числе с применением метода прокладки линии электропередачи горизонтальным направленным бурением проколом почвы земли; продлить срок действия технических условий на 2 года со дня, следующего за датой их истечения по договору; установить срок выполнения мероприятий по договору в течение 1 года от даты начала действия нового срока технических условий по договору; обязать ПАО «Россети Северо-Запад» произвести действия, направленные на исполнение договора о технологическом присоединении.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ПАО «Россети Северо-Запад» отказано, встречные исковые требования Аргеландера А.К. и Набиевой Т.В. оставлены без удовлетворения.
ПАО «Россети Северо-Запад» в апелляционной жалобе выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Аргеландеру А.К. и Набиевой Т.В. В обоснование позиции указывает, что для установления публичного сервитута правовых оснований не имеется; сетевая организация не является лицом, которое вправе требовать от частных собственников установления частного сервитута в отношении земельных участков частной собственности, по которым возможно осуществить строительство линии. Кроме этого, дачные дома, расположенные на о. Кильпола не являются местом постоянного жительства ответчиков, следовательно, Аргеландер А.К. и Набиева Т.В. не относятся к категории местного населения для данной территории, соответственно, предусмотренные положением Земельного кодекса Российской Федерации основания для установления публичного сервитута отсутствуют.
Третьи лица Большухина К.В. и Ю.В. в отзыве на апелляционную жалобу поддерживают позицию ПАО «Россети Северо-Запад», выражают несогласие с установлением сервитута по использованию принадлежащих им земельных участков с целью строительства на них объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения объектов, расположенных на земельных участкам Аргеландера А.К. и Набиевой Т.В. Полагают решение суда в части отказа в удовлетворении иска ПАО «Россети Северо-Запад» незаконным.
Аргеландер А.К. в отзыве на апелляционную жалобу просит решение об отказе ПАО «Россети Северо-Запад» в удовлетворении требований оставить без изменения. Указывает, что обстоятельства для расторжения договора отсутствуют, требования ПАО «Россети Северо-Запад» заявлены преждевременно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО «Россети Северо-Запад» - Лиукконен Ю.Е., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, проверив материалы настоящего гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно положениям ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Следовательно, изменение обстоятельств является существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.
Судом первой инстанции установлено, что Аргеландеру А.К. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: (.....), северная часть кадастрового квартала №; кадастровые номера №, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - под строительство дачи.
11 марта 2020 г. и 28 апреля 2020 г. между Аргеландером А.К. и ПАО «МРСК Северо-Запада» были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя №№ ЛКП80-00737С/20, ЛКП80-0073С/20, ЛКП80-00739С/20, ЛКП80-00743С/20, ЛКП80-00744С/20, ЛКП80-00745С/20, ЛКП80-00508С/20 в отношении дачных домов, расположенных по адресу: (.....), кадастровые номера земельных участка №. Срок выполнения мероприятий по договорам – 1 год с даты заключения. Для реализации договоров №№ ЛКП80-00737С/20, ЛКП80-0073С/20, ЛКП80-00739С/20, ЛКП80-00743С/20, ЛКП80-00744С/20, ЛКП80-00745С/20, сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ, установку ТП-10/0,4 кВ и строительство от ТП отпайки ВЛ-0,4 кВ до границ земельных участков заявителя. Для реализации договора № ЛКП80-00508С/20 сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ от Л-11с-07-04, установку ТП-10/0,4 кВ и строительство от ТП отпайки ВЛ-0,4 кВ до границы земельного участка заявителя. Ориентировочное расстояние проектируемых линейных объектов составляет: ВЛ-10кВ – 4,4 км.
Набиевой Т.В. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: (.....), северная часть кадастрового квартала №, кадастровый №, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для использования в качестве сельскохозяйственных угодий, ведения крестьянского хозяйства.
Между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Набиевой Т.В. 3 мая 2019 г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя № 34-00548С/19 в отношении дачного дома, расположенного по адресу: (.....), кадастровый номер земельного участка №. Срок выполнения мероприятий по договору – 1 год с даты заключения. Для реализации договора сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ от Л-11с-07-04, установку ТП-10/0,4 кВ и строительство от ТП отпайки ВЛ-0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что Аргеландер А.К. и Набиева Т.В. исполнили обязательства по заключенным с ПАО «МРСК Северо-Запада» вышеприведенным договорам об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе выполнили технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 1684 образован Национальный парк «Ладожские шхеры», общей площадью 122 008,3 га, включая земли лесного фонда площадью 66 047 га, земли лесного фонда (прилегающая акватория Ладожского озера) площадью 52 854,3 га, земли запаса (горный массив Петсевара) площадью 2 026 га и земли особо охраняемых территорий и объектов (остров Путсари) площадью 1 081 га в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия.
Пунктом 2 названного выше постановления Правительства Российской Федерации национальный парк «Ладожские шхеры» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В границы национального парка попадают принадлежащие Аргеландеру А.К. и Набиевой Т.В. земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, а также территория, на которой предполагалось строительство линейных объектов до границ земельных участков Аргеландера А.К. и Набиевой Т.В., что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось и подтверждается Положением о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденным Приказом Минприроды России от ХХ.ХХ.ХХ №.
После создания национального парка «Ладожские шхеры» использование земель лесного фонда возможно только в предусмотренных законом случаях и должно подчиняться режиму национального парка.
В соответствии с п.п. 2 п. 9 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры» на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.
Согласно п. 10.3 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры» рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы ПАО «Россети Северо-Запад» о возникновении после заключения между сторонами договоров на технологическое присоединение сетей существенных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих ПАО «Россети Северо-Запад» исполнить свои обязательства по договорам, поскольку на землях национального парка законодательно запрещена деятельность, влекущая причинение ущерба землям парка, в том числе строительство линий электропередачи. Судом было принято во внимание, что указанные обстоятельства объективно препятствуют ПАО «Россети Северо-Запад» исполнить свои обязательства по договорам, а участники сделок в момент их заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения – невозможность строительства линии электропередачи в связи с образованием национального парка «Ладожские шхеры», в пределах которого находятся земельные участки Аргеландера А.К. и Набиевой Т.В.
В то же время суд первой инстанции посчитал, что требование, заявленное ПАО «Россети Северо-Запад», о расторжении договоров с Аргеландером А.К. и Набиевой Т.В. является преждевременным, поскольку земельные участки, принадлежащие Аргеландеру А.К. и Набиевой Т.В., не со всех сторон окружены землями национального парка, следовательно, не исключен альтернативный вариант прохождения линии, минуя земли национального парка. Данное обстоятельство было установлено по результатам проведенной судебной экспертизы заключением ООО «Нордгеострой». В связи с указанным суд посчитал, что на ПАО «Россети Северо-Запад» лежит обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договоров присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Помимо этого, суд первой инстанции указал, что ПАО «Россети Северо-Запад» не представлено безусловных доказательств отсутствия возможности исполнить обязательства по заключенным между сторонами договорам, так же как и доказательств по урегулированию вопросов с третьими лицами, в том числе путем обращения в уполномоченный орган за установлением сервитута для строительства линии электропередачи.
Таким образом, доводы истца о невозможности исполнения договоров в части проведения линейных объектов, как и планировалось, по территории национального парка, нашли свое подтверждение.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается. Действительно, в соответствии с имеющимися техническими условиями строительство линии электропередачи невозможно, что установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, срок действия таких условий истек. Однако, как правильно указал суд первой инстанции, расторжение договоров в настоящее время является преждевременной и исключительной мерой, так как имеется возможность изменения таких договоров и рассмотрение иного варианта строительства линии электропередачи. Спорные договора являются публичными и истец в любом случае не может отказаться от их заключения. Таким образом, учитывая право ответчиков на заключение договоров технологического присоединения и обязанность истца такие договора заключить, судебная коллегия приходит к выводу, что стороны вправе изменить заключенные договора с целью осуществления строительства линии по иному варианту, утвердить новые технические условия.
Судом установлено, что земельные участки, принадлежащие ответчикам, не со всех сторон окружены землями национального парка. Не исключен альтернативный вариант прохождения линии, минуя земли национального парка.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В соответствии с абзацем первым п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил).
К заявителям, на которых распространяется действие абзаца второго пункта 3 Правил, относятся, в частности, физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14).
Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25 (1) Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.
Сопоставление перечня содержащихся в подпункте «б» пункта 25 и подпункте «б» пункта 25 (1) Правил присоединения мероприятий с пунктом 28 тех же правил, определяющим критерии наличия технической возможности технологического присоединения, приводит к выводу о том, что эти мероприятия, по существу, направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения.
Таким образом, в силу приведенных положений Закона об электроэнергетике и Правил присоединения обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору.
В соответствии с пунктом 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя. Подпунктом «г» пункта 25 (1) Правил присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 данных правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Таким образом, в отношении лиц, указанных в пункте 14 Правил присоединения, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, к которым относятся ответчики по первоначальному иску, сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения, неотъемлемой частью которого является обязанность сетевой организации по обеспечению технических условий технологического присоединения.
Согласно ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Согласно ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2017 № 46850) к элементам планировочной структуры отнесена территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В соответствии с п.7 ст. 54 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что невозможность исполнения договора на прежних условиях (в соответствии с утвержденными техническими условиями) не исключает возможность его изменения, утверждение новых технических условий по иному проекту, в том числе по варианту, предусматривающему установление сервитута, или иному варианту. При этом расторжение договора будет являться крайней мерой, в случае невозможности технологического присоединения объектов ответчика к электрическим сетям ни по одному из вариантов.
Принимая во внимание изложенное, в настоящее время отсутствуют достаточные основания для удовлетворения требований ПАО «Россети Северо-Запад» о расторжении договоров об осуществлении технологического присоединения.
При указанных обстоятельствах отсутствуют и основания для удовлетворения встречного иска, в том числе для установления нового срока исполнения договора, так как подготовка новых технических условий предполагает определение нового срока его исполнения, способа исполнения.
Доводы истца по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в суде первой инстанции, являлись предметом всесторонней проверки суда, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Ссылок на какие-либо нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 20 января 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи