Решение по делу № 2а-953/2020 от 16.12.2019

УИД 24RS0040-01-2019-004904-78                           № 2а-953/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2020 года                                      город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Пирбудаговой А.А., с участием административного истца Топоева А.А., представителя административных ответчиков Соколовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Топоева А.А. к ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России и ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании действий по применению медицинских мер,

установил:

Топоев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) медицинских работников Филиала «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ – 24 ФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в применении к нему принудительных мер медицинского характера, проведении экспериментов без его согласия, применении пыток, жестоком и унижающим достоинство обращении, а так же признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК – 15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в сокрытии фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья, ненадлежащем обеспечении должной безопасности от противоправных действий медицинских работников Филиала «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ – 24 ФСИН России по Красноярскому краю.

Заявленные требования мотивировал тем, что в филиале МЧ-12 ФКУЗ МСЧ – 24 ФСИН России по Красноярскому краю над ним проводились медицинские эксперименты, его подвергали пыткам, привязывая к спальному месту, а администрация ФКУ ИК – 15 ГУФСИН России по Красноярскому краю этому способствовала и скрывала указанные факты, не обеспечила его должной безопасности.

Административный истец Топоев А.А., принимающий участие в судебном заседание посредством системы видеоконференц-связи исправительного учреждения, заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что медицинские эксперименты заключались в том, что ему вводили в организм лекарственные препараты и наблюдали за его реакцией, события имели место в августе 2017 года. Ранее по этому поводу в суд не обращался, опасаясь применения дисциплинарных взысканий и не знал положения действующего законодательства.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУЗ МСЧ 24 ФСИН РОссии Соколова М.А., действующая на основании доверенностей от 08.11.2019 и от 08.04.2019 соответственно, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении в связи с пропуском срока обращения в суд, указав также, что Топоев А.А. прибыл к ИК-15 в августе 2016 года и при предварительном медосмотре ему был установлен диагноз: <данные изъяты>. В филиале МЧ – 12 осужденный Топоев А.А. находится на консультационном учете врача – <данные изъяты> в связи с имеющимся заболеванием: <данные изъяты>, состоял на профилактическом учете как лицо, склонное к суициду по информации психолога по результатам диагностического психологического обследования. Проведение экспериментов в качестве уставной деятельности МСЧ – 24 не предусмотрено, согласно лицензии учреждением оказывается первичная, доврачебная и врачебно специализированная медико-санитарная помощь. 19 июня 2017 года Топоеву А.А. оказывалась медицинская помощь врачом-<данные изъяты>, также он находился на стационарном лечении 03.08.2017 по 16.08.2017 по <данные изъяты> профилю.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав доказательства в письменной форме, оценив доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу ч. 1 ст. 218 и ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 26 указанного Федерального закона порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок).

В соответствие с пунктом 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9 Порядка).

Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что при подозрении на наличие у лица, заключенного под стражу, или осужденного психического расстройства и расстройства поведения (далее - психическое расстройство) указанные лица осматриваются врачом-психиатром, который ознакамливается с материалами личного дела и медицинской документацией пациента с целью выявления сведений об имеющихся психических расстройствах и фактах направления на судебно-психиатрическую экспертизу (далее - СПЭ).

Из медицинских организаций, где наблюдалось или проходило обследование и лечение по поводу психического расстройства лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, запрашиваются выписки из медицинской документации пациента и копии заключений СПЭ с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и соблюдении врачебной тайны.

Согласно пункту 31 Порядка в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 123, 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима – ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 18.08.2016.

Медицинскую деятельность на территории исправительного учреждения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляет филиал МЧ N 12 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России.

При поступлении в исправительное учреждение в ходе предварительного медицинского осмотра Топоеву А.А. установлен диагноз <данные изъяты>.

В филиале МЧ-12 Топоев А.А. находится на консультативном учете у врача-<данные изъяты> в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты>, а также состоит на профилактическом учете как лицо, склонное <данные изъяты>.

19.07.2017 при обращении в МЧ-12 Топоеву А.А. врачом-<данные изъяты> выставлен диагноз <данные изъяты>, назначено лечение: ПТБ, галоперидол, фенозипам.

С 03.08.2017 по 16.08.2017 Топоев А.А. проходил стационарное лечение у врача-психиатра с диагнозом: Эмоционально-неустойчивое расстройство личности с поведенческими нарушениями. Суицидальная готовность», назначено лечение: галоперидол, аминазин.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административным ответчиком ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России медицинская помощь оказывалась Топоеву А.А. в соответствии с приведенными выше требованиями нормативных актов с учетом имеющегося у него заболевания, что следует из исследованных в судебном заседании медицинских документов, представленных административными ответчиками.

Доводы Топоева А.А. о нарушении его прав как со стороны ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, так и со стороны администрации исправительного учреждения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю являются голословными, ничем не подтверждены, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств наличия нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Учитывая, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий (бездействия), основания их совершения, административными ответчиками соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов Топоева А.А. в результате указанных действий (бездействия) административных ответчиков, суд полагает, что заявленные административным истцом требования являются необоснованными.

Кроме этого, согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

События, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав, имели место в период с 19.07.2017 до 16.08.2017.

Вместе с тем, с настоящим административным иском Топоев А.А. обратился в Норильский городской суд 11.12.2019, то есть со значительным пропуском установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока, при этом о каких-либо уважительных причинах пропуска указанного срока на обращение в суд, объективно препятствующих такому обращению, Топоев А.А. не сообщил, судом таких причин в ходе рассмотрения административного дела также не установлено.

Боязнь Топоева А.А. дисциплинарных взысканий и незнание закона в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд признаны быть не могут, поскольку являются субъективными, а кроме того надуманными, поскольку как видно из материалов дела он неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности как до указанных им событий, так и после.

В этой связи суд приходит к выводу о пропуске Топоевым А.А. срока на обращение в суд без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Топоева А.А. к ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России и ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании действий по применению медицинских мер – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                        С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 24.03.2020.

2а-953/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Топоев Александр Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-15
Филиал "Медецинская часть №12 ФКУЗ МСЧ-24
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Курунин Сергей Васильевич
Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация административного искового заявления
17.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее