Судья Михеева С.А. №33-2769/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2015 г. |
г.Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Слиж Н.Ю.
при секретаре Вилканаускайте С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 апреля 2015 г. по иску Кепель Л.А. к администрации Ведлозерского сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок для создания крестьянского фермерского хозяйства.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кепель Л.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что (...) Главой Ведлозерского сельского поселения ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с отсутствием земель на территории деревни (...). Считая отказ незаконным, нарушающим ее права на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, указывая на наличие свободных земель, истец просила признать незаконным отказ ответчика от (...) в предоставлении истцу земельного участка для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в деревне (...), обязать ответчика предоставить истцу земельный участок согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.
Решением суда в иске отказано.
С решением не согласна истица, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в составе земель населенных пунктов имеются земли, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства, в силу ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства. Отмечает, что администрацией Пряжинского национального муниципального района размещено объявление о продаже земельного участка общей площадью 30 га в д.(...). Считает, что Глава Ведлозерского сельского поселения должен был обратиться в администрацию района, получив ее заявление о предоставлении земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель Толмачев Г.Я. доводы жалобы поддержали.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
Заслушав истицу и ее представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст.29 ЗК РФ (в редакции на период спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2011 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.81 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно п.п.1,2 ст.11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 446-ФЗ) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Согласно п.1 ст.12 указанного Закона (в редакции на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, действовавшей с 01 января 2014 г.) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 ст.12 данного Закона определено, что к заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (п.3 ст.12 указанного Закона).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п.4 ст.12 указанного Закона).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в п.4 настоящей статьи решения (п.5 названной выше статьи).
Исходя из п.6 ст.12 указанного Закона решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности граждане, изъявившие соответствующее желание, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление гражданам таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 - 6 настоящей статьи (п.8 ст.12 указанного Закона).
Судом установлено, что (...) Кепель Л.А. обратилась к Главе Ведлозерского сельского поселения с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью (...) га в деревне (...), из них (...) га бесплатно для создания крестьянского фермерского хозяйства. Письмом от (...) администрация Ведлозерского сельского поселения сообщила Кепель Л.А., что свободными землями испрашиваемой площади в районе д.(...) администрация не располагает, вопросами выделения земли в собственность занимается администрация Пряжинского национального муниципального района.
Разрешая спор, суд обоснованно применил положения законодательства, действовавшего на момент спорных правоотношений, и правомерно отказал в иске, учитывая, что администрация Ведлозерского сельского поселения не являлась органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельных участков. Кроме этого, в материалах дела не имеется доказательств того, что Кепель Л.А. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, имеет статус индивидуального предпринимателя и крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано в установленном законом порядке. Между тем, наличие таких документов предусматривалось Законом (в редакции на период обращения истицы с заявлением) как условие для получения земельного участка для указанных целей.
В связи с установленными обстоятельствами, приведенным законодательством, довод жалобы о наличии у ответчика возможности обратиться в администрацию района для получения земельного участка истцом является необоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 апреля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кепель Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи