Решение по делу № 33-2769/2015 от 30.06.2015

Судья Михеева С.А. №33-2769/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2015 г.

г.Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

судей Степановой Т.Г., Слиж Н.Ю.

при секретаре Вилканаускайте С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 апреля 2015 г. по иску Кепель Л.А. к администрации Ведлозерского сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок для создания крестьянского фермерского хозяйства.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Кепель Л.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что (...) Главой Ведлозерского сельского поселения ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с отсутствием земель на территории деревни (...). Считая отказ незаконным, нарушающим ее права на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, указывая на наличие свободных земель, истец просила признать незаконным отказ ответчика от (...) в предоставлении истцу земельного участка для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в деревне (...), обязать ответчика предоставить истцу земельный участок согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.

Решением суда в иске отказано.

С решением не согласна истица, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в составе земель населенных пунктов имеются земли, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства, в силу ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства. Отмечает, что администрацией Пряжинского национального муниципального района размещено объявление о продаже земельного участка общей площадью 30 га в д.(...). Считает, что Глава Ведлозерского сельского поселения должен был обратиться в администрацию района, получив ее заявление о предоставлении земельного участка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель Толмачев Г.Я. доводы жалобы поддержали.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.

Заслушав истицу и ее представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст.29 ЗК РФ (в редакции на период спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2011 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу п.1 ст.81 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Согласно п.п.1,2 ст.11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 446-ФЗ) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Согласно п.1 ст.12 указанного Закона (в редакции на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, действовавшей с 01 января 2014 г.) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Пунктом 2 ст.12 данного Закона определено, что к заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (п.3 ст.12 указанного Закона).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п.4 ст.12 указанного Закона).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в п.4 настоящей статьи решения (п.5 названной выше статьи).

Исходя из п.6 ст.12 указанного Закона решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности граждане, изъявившие соответствующее желание, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление гражданам таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 - 6 настоящей статьи (п.8 ст.12 указанного Закона).

Судом установлено, что (...) Кепель Л.А. обратилась к Главе Ведлозерского сельского поселения с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью (...) га в деревне (...), из них (...) га бесплатно для создания крестьянского фермерского хозяйства. Письмом от (...) администрация Ведлозерского сельского поселения сообщила Кепель Л.А., что свободными землями испрашиваемой площади в районе д.(...) администрация не располагает, вопросами выделения земли в собственность занимается администрация Пряжинского национального муниципального района.

Разрешая спор, суд обоснованно применил положения законодательства, действовавшего на момент спорных правоотношений, и правомерно отказал в иске, учитывая, что администрация Ведлозерского сельского поселения не являлась органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельных участков. Кроме этого, в материалах дела не имеется доказательств того, что Кепель Л.А. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, имеет статус индивидуального предпринимателя и крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано в установленном законом порядке. Между тем, наличие таких документов предусматривалось Законом (в редакции на период обращения истицы с заявлением) как условие для получения земельного участка для указанных целей.

В связи с установленными обстоятельствами, приведенным законодательством, довод жалобы о наличии у ответчика возможности обратиться в администрацию района для получения земельного участка истцом является необоснованным.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 апреля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кепель Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2769/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кепель Л.А.
Ответчики
Администрация Ведлозерского сельского поселения
Другие
Толмачев Г.Я.
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Рогова Ирина Валерьевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
17.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее