Решение по делу № 33а-14635/2019 от 02.08.2019

Судья: Ибрагимов Р.С.                              УИД 16OS0000-01-2018-000790-05

дело в суде первой инстанции 3а-825/2018

              дело в суде апелляционной инстанции № 33а-14635/2019

                                        учет № 121а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2019 года                                     г.Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

    председательствующего судьи Горшунова Д.Н.

    судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадыровой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Белоусовой Надежды Николаевны на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2019 года, которым постановлено: административное исковое заявление Белоусовой Надежды Николаевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автотранспортного предприятия) площадью 2205 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 7 935 795 рублей;

2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автотранспортного предприятия) площадью 1700 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 6 118 300 рублей;

3) нежилые помещения .... площадью 441 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 10 154 466 рублей;

4) нежилые помещения .... площадью 471,7 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 27 ноября 2017 года в размере 10 490 136 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .... и ....; с 1 января 2015 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .... с 27 ноября 2017 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .... на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2018 года.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан в равных долях в пользу Белоусовой Надежды Николаевны за услуги представителя по 2500 рублей.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Белоусова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:

1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автотранспортного предприятия) площадью 2205 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автотранспортного предприятия) площадью 1700 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>

3) нежилые помещения .... площадью 441 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

4) нежилые помещения .... площадью 471,7 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование указала, что кадастровая стоимость принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... по состоянию на 1 января 2013 года составляют 8 298 924 рублей и 10 739 430 рублей 45 копеек, и объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... и .... по состоянию на 01 января 2014 года составляет 17 661 035 рублей, и по состоянию на 27 ноября 2017 года составляет 18 890 500 рублей 09 копеек.

В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просила установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 3 992 000 рублей и 5 064 000 рублей, и также просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, указав их равной рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 01 января 2014 года в размере 7 380000 рублей, и объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 27 ноября 2017 года в размере 9 227 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.

Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.

В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    В апелляционной жалобе Белоусова Н.Н. просит решение суда изменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, взыскав судебные расходы в полном объеме.

    Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.

На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2015 года.

Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года № 3-38 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

           Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

    В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

    В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Как видно из материалов дела, Белоусова Н.Н. является собственником:

      1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автотранспортного предприятия) площадью 2205 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

    2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автотранспортного предприятия) площадью 1700 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

    3) нежилые помещения .... площадью 441 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

    4) нежилые помещения .... площадью 471,7 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 27 ноября 2017 года в размере 18 890 500 рублей 09 копеек, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27 ноября 2017 года.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 17661035 рублей, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 14 декабря 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан».

Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2013 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2014 года, введена в действие с 10 января 2014 года на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927, и составляет 8 298 924 рублей и 10 739 430 рублей 45 копеек.

        Аналогичные сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1 л.д. 12-15).

    Не согласившись с величиной кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.

    В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

    Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

    В подтверждение своих доводов ФИО2 представила отчет № .... от 24 декабря 2018 года, составленный обществом с ограниченной ответственностью «Статус-Эксперт», об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года составляет 3 992 000 рублей и 5 064 000 рублей, а также объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 01 января 2014 года составляет 7 380 000 рублей, и объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 27 ноября 2017 года составляет 9 227 000 рублей.

По ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2019 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объектов недвижимости и установления их действительной величины. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Как следует из заключения эксперта ФИО7 автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» № .... от 3 апреля 2019 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... и .... по состоянию на 1 января 2013 года составляет 6 118 300 рублей и 7 935 795 рублей, а также объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 01 января 2014 года составляет 10 154 466 рублей, и объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 27 ноября 2017 года составляет 10 490 136 рублей.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции взял за основу заключение эксперта ФИО7 автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» № .... от 3 апреля 2019 года, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установил рыночную стоимость в соответствии с данным заключением, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

    Требования административного истца о возмещении судебных расходов суд удовлетворил частично. Необходимые мотивы в решении суда приведены. Судебная коллегия с ними согласна.

Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы Белоусовой Н.Н. о том, что взысканные судом судебные расходы чрезмерно занижены, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку при определении размера судебных расходов, подлежащих возмещению с ответчика, суд учел все заслуживающие внимание обстоятельства дела.

Другие доводы жалоб были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Белоусовой Н.Н. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33а-14635/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Кабинет Министров по РТ
ИК МО г.Казань
МЗ и ИО по РТ
Управление Росреестра по РТ
Белоусова Н.Н.
Федеральная кадастровая пала по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Гафиятуллин Ш. Ш.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
05.08.2019Судебное заседание
03.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Передано в экспедицию
22.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее