Решение по делу № 66а-1517/2021 от 08.09.2021

№ 66а-1517/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                            2 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Сицинской О.В., судей Колпаковой А.В., Печуриной Ю.А., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 91OS0000-01-2020-000496-14) 2а-27/2021 по апелляционной жалобе Родинова Олега Геннадьевича на решение Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Родионова Олега Геннадьевича об оспаривании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13 мая 2020 г. № 1995 «Об установлении публичного сервитута».

Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В., заключение прокурора Кондрашовой И.В., объяснения представителя административного истца Аркатовой В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Шароватова Ю.В., объяснения представителя заинтересованного лица ГКУ Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» Тукмачева С.В., объяснения представителя администрации г.Евпатория Гавриловой Т.Д., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

определила:

приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13 мая 2020 г. № 1995 установлен публичный сервитут сроком на 4 года для размещения инженерных сооружений объекта «Строительство напорного коллектора вдоль озера Мойнаки. Проект Золотое кольцо здоровья, г.Евпатория» согласно карте (плану) «Зона публичного сервитута объекта «Строительство напорного коллектора вдоль <адрес>. Проект <адрес>, общей площадью 156944 кв.м, (пункт 1) (далее - Приказ от 13 мая 2020 г. № 1995).

В соответствии с пунктом 2 Приказа от 13 мая 2020 г. № 1995 обладателем публичного сервитута определено Государственное казённое учреждение Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым».

Пунктом 6 оспариваемого нормативного правового акта определено считать публичный сервитут установленным с момента внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости.

Сервитут зарегистрирован в порядке статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, идентификационный реестровый номер , учётный номер зоны , о чём имеются также сведения в публичной кадастровой карте Российской Федерации.

Родионов О.Г., являясь собственником 6/30 доли земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с даты принятия приказ от 13 мая 2020 г. № 1995, как не соответствующий положениям статьи 23, 39.39, 39.42, 39.43, части 8 статьи 56.5, главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что публичный сервитут установлен на принадлежащем ему и иным собственникам на праве долевой собственности земельном участке с разрешённым использованием - сельскохозяйственное использование.

По мнению административного истца, оспариваемый приказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, поскольку публичный сервитут установлен способом, чрезмерно обременительным для земельного участка, в то время как существует возможность размещения спорного сервитута на земельных участках общего назначения. Также просит учесть, что конфигурация и размеры сервитута препятствуют рациональному использованию земельного участка в соответствии с его назначением.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2021 г. отказано в удовлетворении административного иска Родионова О.Г.

Не согласившись с позицией суда первой инстанции, в апелляционной жалобе Родинов О.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в полном объеме, вне зависимости от оснований и доводов, изложенных в апелляционных жалобе, в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Предметом оспаривания является приказ от 13 мая 2020 г. № 1995, подписанный заместителем министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Гостевым А.В., на основании которого установлен публичный сервитут сроком на 4 года для размещения инженерных сооружений на территории городского округа Евпатория, Сакского района Республики Крым.

Решением суда Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2021 г. было отказано в удовлетворении административного искового требования Родионова О.Г. о признании недействующим данного приказа.

Безусловным основанием отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке является рассмотрение дела в незаконном составе (пункт 1 части 1 статьи 310 КАС РФ).

Судебная коллегия полагает, что такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

Статьей 20 КАС РФ определен перечень административных дел, подсудных в качестве суда первой инстанции верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Заявленное административным истцом Родионовым О.Г. требование под действие названной правовой нормы не подпадает.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В соответствии ранее действовавшей редакцией пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации «Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.»

Федеральным законом от 3 августа 2018 г № 341-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 сентября 2018 г., согласно которым пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой «сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.

В соответствии со статьёй 4.72.13. Постановления Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 157 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым» (далее- Положение о Министерстве) Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями принимает решение об установлении публичных сервитутов для государственных нужд Республики Крым.

Согласно статьи 3.6. вышеназванного Положения к функциям Министерства относится оказание государственных услуг в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым в пределах своей компетенции

Как следует из утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28 мая 2020 г. № 2238 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Установление публичного сервитута» результатом предоставления государственной услуги является принятие приказа Минимущества об установлении публичного сервитута либо предоставление мотивированного отказа в установлении публичного сервитута (статья 2.3. Административного регламента).

Согласованные начальником Управления и профильным заместителем министра проект приказа об установлении публичного сервитута или проект ответа заявителю об отказе в установлении публичного сервитута передаются министру или должностному лицу на подпись (статья 3.5. Административного регламента).

Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый приказ от 13 мая 2020 г. № 1995 об установлении публичного сервитута, был вынесен заместителем министра Минимущества не в порядке реализации полномочий по нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, а при осуществлении иных полномочий по оказанию государственных услуг в сфере имущественных и земельных отношений.

Позиция судебной коллегии согласуется со сложившейся правоприменительной практикой, что следует из определения Верховного суда Российской Федерации по делу № АКПИ21-749

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, необходимой составляющей права на судебную защиту является право на законный суд, в соответствии с которыми каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. При этом определение законного суда не может осуществляться правоприменительным решением, а должно устанавливаться на основе закрепленных в законе критериев.

Дело должно рассматриваться тем судом, к компетенции которого оно отнесено законом (постановление от 16 октября 2012 г. № 22-П, определения от 15 января 2009 г. № 144-О-П и от 01 марта 2012 г. № 424-О-О)

Как следует из правовой позиции выраженной Конституционным судом Российской Федерации в определениях от 14 января 1999 г. № 220-О, от 16 июля 2015 г.№ 1823-О, от 29 сентября 2015 г. № 2215-О из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Данное правовое регулирование по своему содержанию направлено на реализацию положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (статья 46, часть 1) и право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1).

Согласно статье 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Заявленное административным истцом Родионовым О.Г. требование о признании недействующим приказа от 13 мая 2020 г. № 1995 подписанного заместителем министра Гостевым А.В. к числу административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ не относится.

В силу положений статьи 27 названного кодекса суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Данные положения не были учтены судом первой инстанции при принятии и рассмотрении неподсудных суду областного уровня административных исковых требований о признании недействующим приказа от 13 мая 2020 г. № 1995, поэтому судебный акт по настоящему делу в указанной части является принятым с существенным нарушением норм процессуального права и подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение по подсудности, в районный суд по месту нахождения ответчика.

Суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения суда первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства, в связи с чем, полагает возможным оставить доводы апелляционной жалобы относительно несоответствия действующему законодательству оспариваемого приказа без правовой оценки.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2021 г.-отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению Родионова О.Г. об оспаривании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13 мая 2020 г. № 1995 «Об установлении публичного сервитута», по апелляционной жалобе Родинова О.Г. на решение Верховного Суда Республики Крым от 25 июня 2021 г. направить для рассмотрения по существу в Центральный районный суд города Симферополя.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи

66а-1517/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Родионов Олег Геннадьевич
Прокуратура Республики Крым
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Другие
Администрация г. Евпатории Республики Крым
Барков Александр Юрьевич
Курносов Юрий Михайлович
Ваганов Виктор Николаевич
Ефимов Владислав Евгеньевич
Горшенин Юрий Александрович
Потемкин Григорий Александрович
Министерство экономического развития Республики Крым
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым»
Аркатова Виктория Васильевна
Андрианов Борис Глебович
Администрация Сакского района Республики Крым
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым
Курносов Олег Георгиевич
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Колпакова Алла Валентиновна
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
08.09.2021Передача дела судье
26.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021Передано в экспедицию
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее