Дело 2а-1884/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 12 октября 2020 года
Тобольский городской суд Тюменской области
в составе:
председательствующего Ярославцевой М.В.,
при секретаре Нестеровой А.А.,
с участием
административного истца Засоба Ж.В.,
представителя
административного ответчика Сидорова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Засобы Жанны Владимировны к УФССП по Тюменской области о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л:
Засоба Ж.В. обратилась в суд с требованием к административному ответчику о признании недействительным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области, на котором принято решение, что замещение ею на условиях трудового договора должности юристконсульта в МУП ЖКХ Тобольского района нарушают требования ст.12. Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. С вынесенным решением она не согласна, считает, что в нарушение требований Положения о комиссиях ее не ознакомили с материалами дела, мотивированного заключения по результатам обращения МУП ЖКХ Тобольского района вынесено не было, у неё не запрашивались пояснения по поводу выполнения трудовых обязанностей по новому месту работы, не учитывалась ее должностная инструкция. Считает, что исполнение должностных обязанностей в качестве юристконсульта в МУП ЖКХ Тобольского района не повлекло нарушение публичных интересов в связи с ранее исполнением ею обязанностей судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП по Тюменской области.
В суде административный истец требования поддерживает по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика по доверенности Сидоров В.А. с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, просит отказать в удовлетворении требований.
Суд, проверив доводы административного искового заявления, возражений на него, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичные нормы закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и в части 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", утвержден Указом Президента Российской Федерации N 821 от 01.07.2010.
Согласно пункта 8 данного Указа Президента Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «б» п.3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, одной из основных задач Комиссии является содействие государственному органу в осуществлении мер по предупреждению коррупции.
Приказом Федеральной службы судебных приставов № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области (л.д.49)
Из материалов дела следует, что Засоба Ж.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Тобольского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Тюменской области (л.д.80,98).
Статьями 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены исполнительные действия и меры принудительного исполнения, которые может совершать судебный пристав-исполнитель при исполнении требований исполнительного документа.
В силу ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава-исполнителя подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
В должностном регламенте судебного пристава-исполнителя аналогичные права и обязанности отражены (л.д.81-97), Засоба Ж.В. с должностным регламентом была ознакомлена.
ДД.ММ.ГГГГ в УФССП России по Тюменской области поступило уведомление МУП ЖКХ Тобольского района о заключении трудового договора с Засобой Ж.В. с ДД.ММ.ГГГГ на должность юристконсульта (л.д.66)
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение, что замещение Засобой Ж.В. на условиях трудового договора должности юристконсульта в МУП ЖКХ Тобольского района нарушают требования статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" (л.д.56-58).
Основанием для принятия решения явилось то, что в Тобольском МОСП УФССП по Тюменской области было возбуждено 48 исполнительных производств в отношении МУП ЖКХ Тобольского района на общую сумму 2 428 517 рублей, из них 16 было возбуждено судебным приставом-исполнителем Засобой Ж.В., ею направлялись требования об исполнении решения суда, в период исполнения обязанностей юристконсульта Засобой Ж.В. получено уведомление судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП по Тюменской области о направлении протокола об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ Тобольского района и уведомление о времени и месте его рассмотрения, в последствии постановления о привлечении к административной ответственности были обжалованы в Арбитражном суде Тюменской области (л.д.75-77, 99-112, 163-165).
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года (далее - Конвенция).
Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм в их системной взаимосвязи следует, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 13 части 1 статьи 18 указанного Закона установлено, что гражданский служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Из должностного регламента судебного пристава – исполнителя следует, что в обязанности Засобы Ж.В. входило принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, вынесение постановлений и иных процессуальных документов, обязательных для исполнения, в том числе ею выносились 16 постановлений о возбуждении исполнительных производств в отношении МУП ЖКХ Тобольского района, проводились исполнительные действия и принимались меры принудительного исполнения в отношении данной организации.
Согласно должностной инструкции юристконсульта МУП ЖКХ Тобольского района (л.д.10-11) юристконсульт ведет исковую работу, подготавливает исковые заявления и материалы и передает их в арбитражные суды, представляет интересы предприятия в арбитражном суде.
В силу ч.1 ст.10 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Судебный пристав-исполнитель наделен широким кругом властных полномочий, в том числе, по управлению организационной, хозяйственной и финансовой деятельностью различных организаций, распоряжения судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех организаций, поэтому особое внимание законодателя к лицам, замещающим подобные должности, обосновано целями и задачами борьбы с коррупцией, соблюдения законности.
Замещение истцом должности юристконсульта МУП ЖКХ Тобольского района создает предпосылки для возникновения конфликта интересов, в связи с тем, что деятельность Засобы Ж.В. в указанной организации будет связана в том числе с обжалованием действий и постановлений судебных приставов-исполнителей, в производстве которых находятся исполнительные производства, в том числе и возбужденные ею в отношении МУП ЖКХ Тобольского района.
Процедура принятия решения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области соответствует требованиям закона, административный истец на заседании комиссии присутствовала, ее пояснения были заслушаны, предоставленные ею доказательства приняты во внимание.
Учитывая, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области действовала в пределах полномочий, предоставленных ей законом, отсутствуют основания полагать, что действиями комиссии нарушены права и свободы административного истца, и созданы препятствия к их осуществлению, в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст.ст. 218, 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований Засобы Жанны Владимировны о признании недействительным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2020 года.
Судья М.В.Ярославцева