Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-409/2024
УИД № 43RS0043-01-2024-000797-11
пгт Арбаж 20 августа 2024 г.
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смирнова И.В., при секретаре Когут Е.В.,
с участием помощника прокурора Арбажского района Кировской области Кочевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арбажского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Арбажского муниципального округа о возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении трансформаторной подстанции № 6, расположенной на земельном участке по адресу: Кировская область, Арбажский район, пгт Арбаж, ул. <данные изъяты>, з/у 3, кадастровый номер № <...>, географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Арбажского района Кировской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Арбажского муниципального округа Кировской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения администрацией Арбажского муниципального округа Кировской области законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части обязательства органа местного самоуправления принять на учет объекты бесхозного недвижимого имущества, в ходе которой выявлены нарушения. Так установлено, что на территории Арбажского муниципального округа находится не имеющая собственника трансформаторная подстанция № 6, расположенная на территории КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» по адресу: пгт Арбаж, ул.<данные изъяты>, з/у 3, географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>. Данная подстанция расположена на земельном участке, имеющая кадастровый номер № <...>, который в сою очередь относится к землям населенных пунктов. На учет указанный объект не поставлен, право муниципальной собственности не оформлено. В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой района <ДД.ММ.ГГГГ> в администрацию Арбажского муниципального округа внесено представление. Акт прокурорского реагирования до настоящего времени органом местного самоуправления не исполнен, нарушения действующего законодательства не устранены. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, уклонение администрации округа от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей. Просил возложить на муниципальное образование «Арбажский муниципальный округ Кировской области» обязанность обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении трансформаторной подстанции № 6, расположенной на земельном участке по адресу: Кировская область, Арбажский район, пгт Арбаж, ул. <данные изъяты>, з/у 3, кадастровый № <...>, географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник прокурора Арбажского района Кировской области Кочева Т.А. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила обязать ответчика администрацию Арбажского муниципального округа в срок до 01 января 2025 года обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении трансформаторной подстанции № 6, расположенной на земельном участке по адресу: Кировская область, Арбажский район, пгт Арбаж, ул. <данные изъяты>, з/у 3, кадастровый № <...>, географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Представитель ответчика администрации Арбажского муниципального округа Кировской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Глава администрации муниципального округа ФИО1 дополнительно сообщил, что исковые требования об обязании обратиться в Росреестр по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции признает в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав помощника прокурора Арбажского района Кировской области Кочеву Т.А., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 7 частью 3 статьи 3 Федерального закон 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению иного лица в случаях, установленных федеральным законом. В соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок). Пунктом 5 данного Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления – городского округа о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (п.9 Порядка). В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3 Порядка).
Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок).
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность проведения кадастрового учета недвижимой вещи (инициирования такого учета) при признании вещи бесхозной лежит на заявителе.
Органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на такие системы.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории округа, выявлены бесхозяйные электрические сети и их составляющие, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по обслуживанию указанного хозяйства.
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой района проверкой в сфере исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части обязательства органа местного самоуправления принять на учет объекты бесхозного недвижимого имущества установлено, что на территории Арбажского муниципального округа находится не имеющая собственника трансформаторная подстанция № 6, расположенная на территории КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» по адресу: пгт Арбаж, ул.<данные изъяты>, з/у 3, географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Данная подстанция расположена на земельном участке, имеющая кадастровый № <...>, который в сою очередь относится к землям населенных пунктов.
На учет указанный объект не поставлен, право муниципальной собственности не оформлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что администрация муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области зарегистрировано в качестве юридического лица <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.17-19).
<ДД.ММ.ГГГГ> прокуратурой района в адрес главы администрации Арбажского муниципального округа Кировской области ФИО1 направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако требования прокурора не выполнены (л.д.29-32).
Таким образом, непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, уклонение администрации округа от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами материального права, оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются требования законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части обязательства органа местного самоуправления принять на учет объекты бесхозного недвижимого имущества, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что в судебном заседании не оспаривается, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Арбажского района.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 разъяснено, что при установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом мнения помощника прокурора, суд приходит к выводу о разумности, исполнимости и достаточности срока исполнения решения суда - до 01 января 2025 года.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 6, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░, ░░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░/░ 3, ░░░░░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ 1204300011035, ░░░ 4301002376) ░ ░░░░ ░░ 01.01.2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 6, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░, ░░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░/░ 3, ░░░░░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 57.679520, 48.305271.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.