Дело № 33-7308/2021
№ 2-411/2021
УИД 36RS0038-01-2021-000637-10
Строка № 2.209 г
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2021 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.П.,
судей Жигулиной М.А., Пономаревой Е.В.,
при секретаре Боброве А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Воронежского областного суда по докладу судьи Юрченко Е.П.,
гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора
по Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц
к Муниципальному унитарному предприятию Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности обеспечить соответствие гигиеническим нормативам качества питьевой воды,
по апелляционной жалобе МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство»
на решение Хохольского районного суда Воронежской области
от 6 октября 2021 г.
(судья районного суда Жусев С.К.),
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области
обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц
к МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство», в котором просило возложить обязанность обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по содержанию железа, запаху, мутности, цветности качество питьевой воды, подаваемой населению
<адрес> из централизованной системы водоснабжения, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-12).
В обоснование требований истец указал, что 15 июня 2021 г. была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство», в ходе которой установлено, что подаваемая населению <адрес> через существующую систему централизованного холодного водоснабжения питьевая вода не соответствует установленным законодательством гигиеническим нормативам. Подачу населению <адрес> холодной воды через централизованную сеть холодного водоснабжения осуществляет
МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство», которое неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, но нарушения санитарного законодательства не устраняет.
Решением Хохрльского районного суда Воронежской области
от 6 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены,
на МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обеспечить соответствие гигиеническим нормативам по содержанию железа, запаху, мутности, цветности качество питьевой воды, подаваемой населению <адрес> Воронежской <адрес> из централизованной системы водоснабжения (л.д. 137, 138-140).
В апелляционной жалобе МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» просит отменить вышеуказанное решение суда, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 147-149)
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Репьевском, Хохольском районах не явился, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Иные лица в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьями 40, 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п.п. 1, 3 Положения
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Управление Роспотребнадзора по Воронежской области является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, поэтому вправе
в порядке статьи 46 ГПК РФ обратиться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей.
Согласно статьям 4, 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1
«О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни
и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя; требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными
и устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом
и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии
с распоряжением Управления Роспотребнадзора по Воронежской области № от 15 июня 2021 г. была проведена плановая выездная проверка
в отношении МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» (л.д. 13-15).
По результатам проведенной проверки составлен акт №
от 05 июля 2021 г., которым установлено, что подаваемая населению
<адрес> через существующую систему централизованного холодного водоснабжения питьевая вода не соответствует установленным законодательством гигиеническим нормативам (л.д. 16-22).
Кроме того, факт не соответствия питьевой воды установленным законодательством гигиеническим нормативам подтверждается: протоколами испытаний от 23 июня 2021 г. (л.д. 23-32), экспертным заключением от 2 июля 2021 г. (л.д. 33-36), постановлением по делу
об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ,
в отношении МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» от 13 июля 2021 г. (л.д. 39-40).
Вышеуказанными документами подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что в июне-июле 2021 года МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» с использованием переданной ему в хозяйственное ведение централизованной системы холодного водоснабжения, подавало жителям <адрес> питьевую воду, которая по своим органолептическим показателям и гигиеническим нормативам не соответствовала установленным требованиям, а именно:
в пробе воды, отобранной из скважины №, расположенной на
<адрес> в <адрес>, установленные законодательством нормативы были превышены по запаху - в 2 раза, по мутности – в 4,2 раза, по содержанию железа – в 4,3 раза; в пробе воды, отобранной из скважины №, расположенной на <адрес> в <адрес>, установленные законодательством нормативы по запаху были превышены по содержанию железа – в 3,3 раза; в пробе воды, отобранной из скважины №, расположенной на <адрес> СССР в <адрес>, установленные законодательством нормативы по запаху были превышены в 2,5 раза; в пробе воды, отобранной из скважины, расположенной на <адрес> в <адрес>, установленные законодательством нормативы были превышены по запаху – в 1,5 раза, по мутности – в 7,6 раз, по содержанию железа – в 8,1 раз; в пробе воды, отобранной из крана на кухне в <адрес> в <адрес>, установленные законодательством нормативы были превышены по запаху
– в 1,5 раза, по мутности – в 8 раз, по содержанию железа – в 8,4 раза.
Судом первой инстанции в качестве специалиста был допрошен врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Воронежской <адрес>» Булавинцев С.А., который суду показал, что на качество подаваемой населению <адрес> питьевой воды влияет как недостаточное количество специального оборудования (станций по очистке
и обезжелезиванию питьевой воды), так и существенные недостатки
в эксплуатации ответчиком имеющегося специального оборудования.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что питьевая вода, которую
МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» подает жителям <адрес> Воронежской <адрес> через находящуюся в его хозяйственном ведении централизованную систему водоснабжения, не соответствует установленным законодательством требованиям по своим органолептическим показателям и гигиеническим нормативам.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они сделаны с учетом фактических обстоятельств и совокупности представленных доказательств, при правильном применении норм права. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, не соответствуют материалами дела и не могут повлечь за собой отмену оспариваемого судебного акта.
Так, договорами о передаче муниципального имущества
в хозяйственное ведение от 11 января 2010 г., от 14 декабря 2012 г., перечнем имущества, переданного в хозяйственное ведение, актами приема - передачи, постановлениями администрации Хохольского городского поселения подтверждено, что муниципальное имущество, в комплексе составляющее централизованную систему холодного водоснабжения жителей <адрес> (артезианские скважины, водонапорные башни, станции обезжелезивания, водопроводные сети), переданы на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство», которое осуществляет холодное водоснабжение жителей <адрес> Воронежской <адрес>.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний,
за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязанность подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, возлагается на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение
с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения
и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (Приказ от 30 декабря 1999 г. N 168).
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Предъявленные исковые требования соответствуют действующему законодательству, а также уставным задачам созданного именно в целях обеспечения населения водой надлежащего качества МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона
от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения
и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения
и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Между тем, как следует из положений статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Организацией, осуществляющей водоснабжение населения из скважин, перечисленных в решении суда, является МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство», владеющее спорными скважинами на праве хозяйственного ведения, которое несет ответственность за их эксплуатацию, обеспечение безопасности и соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям,
Доводы жалобы о том, что апеллянт является ненадлежащим ответчиком, были предметом оценки суда и отклонены как несостоятельные.
Проверяя аналогичные доводы, суд апелляционной инстанции отмечает, что МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство», как организация, учрежденная органом местного самоуправления, эксплуатирующая оборудование водоснабжения, обязано организовывать водоснабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по организации водоснабжения на МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» налагает на предприятие необоснованную финансовую нагрузку, об отсутствии у него финансирования, отмену или изменение обжалуемого постановления суда не влекут, так как отсутствие либо недостаточное финансирование собственником деятельности организации не могут служить основанием для освобождения ответчика
от исполнения обязанностей. Действующее законодательство, локальные акты на местном уровне предусматривают порядок взаимодействия соответствующих органов и организаций для достижения определенных целей во исполнение уставных задач предприятия, являющегося ответчиком по настоящему делу.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил, что МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» является надлежащим ответчиком по делу.
Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд с учетом требований части 2 статьи 206 ГПК РФ установил срок, в который ответчиками должны быть совершены возложенные на них действия.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, а также предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Хохольского районного суда Воронежской области
от 6 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу
МУП Хохольского городского поселения «Хохольское коммунальное хозяйство» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
13 декабря 2021 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: