Решение по делу № 33-1454/2020 от 05.03.2020

г. Сыктывкар                             Дело № 2-8708/2019                                   (№ 33-1454/2020 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Слободянюк Т.А., Щелканова М.В.

при секретаре Тырышкиной Н.Н.

рассмотрела в судебном заседании 16 марта 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2019 года, которым постановлено:

обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, размещенную на земельном участке из состава земель государственного лесного фонда в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество», ограниченном точками с географическими координатами: 60°21,05.5 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,05.7 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,06.6 с.ш. и 049°35,25.5 в.д., 60°21,06.6 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,07.0 с.ш. и 049°35,28.0 в.д., 60°21,07.0 с.ш. и 049°35,28.0 в.д., путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения Редько В.А. – представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора Прилузского района Республики Коми в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований л.д. 107) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды РК о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, размещенную на земельном участке из состава земель государственного лесного фонда в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество», ограниченном точками с географическими координатами: 60°21,05.5 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,05.7 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,06.6 с.ш. и 049°35,25.5 в.д., 60°21,06.6 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,07.0 с.ш. и 049°35,28.0 в.д., 60°21,07.0 с.ш. и 049°35,28.0 в.д. путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указано на результаты проведенной прокуратурой Прилузского района Республики Коми проверки, в ходе которой выявлен факт загрязнения твердыми коммунальными отходами 26 выдел 268 квартала Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество»; земельный участок, занятый этими отходами, по целевому назначению относится к категории земель государственного лесного фонда; общий объем размещенных твердых коммунальных отходов составляет около 1 тыс.куб.м. В нарушение требований природоохранного и лесного законодательства санитарно-оздоровительные мероприятия и меры в целях обеспечения пожарной безопасности на указанном земельном участке ответчиком не принимаются, что создает опасность причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, чем нарушает право неопределенного круга лиц – населения МО МР «Прилузский» на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на удовлетворении заявления с учетом его уточнения настаивал.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК исковые требования не признал.

Представитель третьего лица ГУ РК «Прилузское лесничество» и представители ООО «Ухтажилфонд» и администрации муниципального района «Прилузский», привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК не согласно с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Прилузского района и администрация муниципального района «Прилузский» просят оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц ГУ РК «Прилузское лесничество», ООО «Ухтажилфонд» и администрации муниципального района «Прилузский», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что требование прокурора является правомерным.

Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проведения прокуратурой Прилузского района Республики Коми проверки соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации был выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Несанкционированная свалка расположена в границах выделов 26 и 34 квартала 268 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество». Осмотренный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером 11:01:6001001:343, расположенным на территории МО СП «Объячево» Прилузского района Республики Коми. Границы участка не определены в установленном законом порядке, участок не имеет кадастрового номера и расположен в кадастровом квартале 11:01:6001001. Координаты поворотных точек границ земельного участка, в пределах которого размещены твердые коммунальные отходы, являются: 60°21,05.5 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,05.7 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,06.6 с.ш. и 049°35,25.5 в.д., 60°21,06.6 с.ш. и 049°35,22.5 в.д., 60°21,07.0 с.ш. и 049°35,28.0 в.д., 60°21,07.0 с.ш. и 049°35,28.0 в.д.

Выявленное захламление земельного участка состоит из следующих отходов: тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами; упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами; бой стекла; древесные отходы от сноса и разборки зданий; мусор от сноса и разборки зданий несортированный; опилки натуральной чистой древесины; отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные; отходы из жилищ крупногабаритные; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные. В высоту навалы ТКО достигают 2.5 м., средняя высота по периметру составляет 0,5 м. объем размещенных в пределах осматриваемого земельного участка ТКО составляет около 1 тыс. куб.м.; кроме того, на осматриваемом земельном участке размещены 2 металлические емкости (бункеры) в виде кузовов самосвальной автомашины зеленого цвета. Размеры емкости составляют высота – 1,5м., длина – 3м., ширина 1,5м, объемом около 8куб.м. В непосредственной близости у данных емкостей непосредственно на почве без твердого покрытия также размещены отходами 4 и 5 классов опасности, а именно: отходы из жилищ крупногабаритные; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногаборитные).

Несанкционированная свалка расположена на территории земель лесного фонда.

Выводы суда о захламлении участка лесного фонда подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые суд правильно оценил в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.

Необходимость выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнута.

Установив фактические обстоятельства дела и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный земельный участок в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ является федеральной собственностью, лицо, осуществившее несанкционированное размещение отходов, не установлено, в связи с чем обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза твердых отходов, расположенных на несанкционированной свалке, должна быть возложена на лицо, осуществляющее полномочия собственника этого земельного участка.

Учитывая, что несанкционированное складирование отходов выявлено на землях лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, и полномочия собственника, а также полномочия по управлению этими землями и их охране переданы в ведение Республики Коми как субъекта Российской Федерации, суд возложил обязанность по принятию организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации на земельном участке в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество» в указанных географических координатах на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельств и сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определено лицо, на которое должна быть возложена обязанность по ликвидации рассматриваемой свалки, поскольку несанкционированная свалка в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество» образовалась в результате непринятия органом местного самоуправления - администрацией муниципального района «Прилузский» должных мер по недопущению расширения границ свалки, находящейся на подведомственной ею территории - смежном земельном участке с кадастровым номером 11:01:6001001:343, а также в результате действий выявленных лиц - ИП Кузнецову Н.В., ИП Салимова С.И.о., размещавших отходы на спорной территории; обязанности по ликвидации свалки необходимо возложить на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства тарифов Республики Коми и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Положения пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статьями 51, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В частности, пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, в силу статей 60.1 - 60.3 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам), которая включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов; правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14).

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

В силу пунктов 2, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Пунктом 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми таким органом согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются: обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5, 6, 8 и 12 пункта 9 Положения).

Согласно части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Так как земельный участок, на котором было выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, пользователей, землевладельцев этого участка, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, то суд правомерно возложил обязанность по принятию мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации, размещенных на территории земельных участков лесного фонда в выделе № 26 квартала 268 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество» в указанных географических координатах на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, осуществляющее в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда.

При этом суд правильно не принял во внимание довод ответчика о том, что несанкционированная свалка возникла в результате разлета и разноса отходов, накапливаемых на смежном земельном участке с кадастровым номером 11:01:6001001:343, находящемся в ведении администрации МО МР «Прилузский», так как он основан на предположениях и объективно доказательствами не подтвержден. Имеющийся в деле акт комиссионного обследования от 10.10.2019 с приложенными к нему документами (абрис места расположения бывшей свалки ТКО с. Объячево с координатами участка загрязнения в выделе 26 квартала 268 Объячевского участкового лесничества; фототаблицы к акту обследования; скриншот публичной кадастровой карты с наложением слоя границ с выделами гослесфонда) свидетельствует о наличии на момент данного обследования спорной свалки, однако, не указывает источник и механизм его образования.

Как следует из постановления начальника Прилузского района отдела по охране окружающей среды Минприроды РК №70/2-при-эк от 02.07.2019 ИП Кузнецова Н.В. привлечена к административной ответственности по п. 8.2 КоАП РФ по факту размещения отходов в квартале 268 в выделе 34 Объячевского участкового лесничества, то есть на ином земельном участке; согласно постановлению начальника Прилузского района отдела по охране окружающей среды Минприроды РК№71/1-при-эк от 24.07.2019 ИП Салимов С.И.о. привлечен к ответственности по п. 8.2 КоАП РФ по факту размещения отходов в квартале 268 в выделе 26 Объячевского участкового лесничества, однако в иных географических координатах, отличных от указанных прокурором в исковом заявлении.

Судебная коллегия также отмечает, что сам по себе факт привлечения виновных лиц к ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления не освобождает уполномоченных лиц от принятия мер по ликвидации свалок, в том числе путем предъявления к данным лицам соответствующих требований.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является ненадлежащим ответчиком, отклоняются как несостоятельные.

Указание в жалобе на то, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми принимались должные меры реагирования, а именно выявлены места несанкционированного размещения отходов, установлены виновные лица, которые привлечены к административной ответственности, не принимается во внимание судебной коллегией, так как выводов суда об отсутствии надлежащего осуществления ответчиком своих полномочий в сфере лесного и природоохранного законодательства по принятию мер санитарно-оздоровительных мероприятий и мер в целях обеспечения пожарной безопасности не опровергает.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1454/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Прилузского района Республики Коми
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми
Другие
ГУ РК «Прилузское лесничество»
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
16.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Передано в экспедицию
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее