Дело № 2-571/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
01 февраля 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Осинниковой Е.В.,
с участием
помощника Брянского природоохранного прокурора Сафроновой М.А.,
представителя ответчика Комитета
по ЖКХ Брянской городской администрации Цыгусь О.С.,
представителя ответчика
Брянской городской администрации Мозжова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора к Брянской городской администрации, Бежицкой районной администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки отходов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Брянский природоохранный прокурор, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, выявлены навалы бытовых отходов и мусора на площади ориентировочно свыше 1000 кв.м., в овраге при въезде в п. Антоновка с восточной стороны от водонапорной башни артезианской скважины № 15206445, на земельном участке с координатами № 53.21.18, Е 34.16.55. В целях устранения экологического и санитарного законодательства Брянским природоохранным прокурором в адрес главы Бежицкой районной администрации г. Брянска вынесено представление с требованием принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов. Вместе с тем, согласно повторной проверке 21.11.2017 года мероприятия по ликвидации свалок приняты не были. До настоящего времени на указанном земельном участке размещаются твердые коммунальные отходы.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию, Бежицкую районную администрацию города Брянска, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации принять меры по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в Бежицком районе г.Брянска в овраге при въезде в п. Антоновка с восточной стороны от водонапорной башни артезианской скважины № 15206445, на земельном участке с координатами № 53.21.18, Е 34.16.55.
В судебном заседании представитель истца - помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Сафронова М.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Цыгусь О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Комитетом по ЖКХ ведется работа по заключению муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов внешнего благоустройства г. Брянска на 2018 год (в т.ч. по административным районам: Бежицкий, Володарский, Советский, Фокинский). В рамках данного контракта предполагается уборка несанкционированных свалок путем погрузки мусора вручную и автопогрузчиками; вывоза мусора автосамосвалами до полигона ТБО и утилизации мусора на полигоне ТБО в соответствии со сметой затрат на выполнение прочих работ по содержанию объектов внешнего благоустройства г. Брянска на 2018 год. В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок исполнения решения суда до 01 июня 2018 года.
Представитель ответчика Брянской городской администрации Мозжов Д.Н. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика Бежицкой районной администрации г. Брянска в судебное заседание не явился, о времени и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял.
Суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика Бежицкой районной администрации г. Брянска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ и ст. 8 ФЗ РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан па благоприятную окружающую среду (среду обитания), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно положениям статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городских поселений в соответствии с пунктами 11, 24 статьи 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 статьи 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» и п. l ст. 7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» возложена на органы местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также пунктах 10, 23 статьи Устава гор. Брянска, утвержденного Брянским городским Советом народных депутатов от 30.11.2005 года.
Согласно пунктам 2.13.1. и 2.13.2 «Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска», принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 № 170, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации несет ответственность за организацию непрерывного функционирования городской системы по организации деятельности в области обращения с отходами; осуществляет проведение организационных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, образованных на территории районов города Брянска.
Районные администрации Брянска осуществляют контроль за соблюдением указанных Правил гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями, обеспечивающими эксплуатацию многоквартирных домов, и предприятиями, осуществляющими сбор и вывоз отходов.
В соответствии с Приложением №3 к решению Брянского городского Совета народных депутатов от 31.10.2007 № 816, Бежицкая районная администрация города Брянска является территориальным органом Брянской городской администрации, образованным для управленческих функций, осуществляющим свои полномочия на территории Бежицкого внутригородского административного района города Брянска. Районная администрация обеспечивает в пределах установленной компетенции защиту интересов города Брянска в области благоустройства, сохранности зеленых насаждений, охраны окружающей среды, а также организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории города Брянска при ведении дел в судах, в том числе арбитражном и третейском, осуществляя полномочия истца, ответчика или иных 1.2.2.55 Положения).
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.14 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 №403, одной из основных задач Комитета является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска.
Проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области выявлены навалы бытовых отходов и мусора на площади ориентировочно свыше 1000 кв.м., в овраге при въезде в п. Антоновка с восточной стороны от водонапорной башни артезианской скважины № 15206445, на земельном участке с координатами № 53.21.18, Е 34.16.55.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 19.09.2017 года.
До настоящего времени указанная свалка не ликвидирована, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В результате стихийного складирования бытовых отходов в месте, специально не отведенном для указанных целей, происходит загрязнение земельного участка, создаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, пожаром, что является недопустимым.
Невыполнение Брянской городской администрацией, Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации и Бежицкой районной администрацией мероприятий по очистке городского округа от бытовых отходов и мусора нарушает права и законные интересы жителей г. Брянска и иных граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие ликвидацию свалки твердых бытовых отходов на указанной территории, ответчиками суду не представлены.
Учитывая изложенное, суд находит требования Брянского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства дела представитель ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Цыгусь О.С. просила суд в случае удовлетворения исковых требований установить срок ликвидации несанкционированной свалки до 01 июня 2018 года.
Представитель истца – помощник прокурора Брянского природоохранного прокурора Брянской области Сафронова М.А. возражала против установления срока ликвидации несанкционированной свалки до 01 июня 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Брянского природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации, Бежицкой районной администрации, Комитету РїРѕ Р–РљРҐ Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рѕ понуждении Рє совершению действий РїРѕ ликвидации несанкционированной свалки отходов - удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию, Бежицкую районную администрацию города Брянска, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации принять меры по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в Бежицком районе г.Брянска в овраге при въезде в п. Антоновка с восточной стороны от водонапорной башни артезианской скважины № 15206445, на земельном участке с координатами № 53.21.18, Е 34.16.55 в срок до 01 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Мотивированное решение изготовлено 05.02.2018 года.