Дело № 2-19/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 года п.Кизнер Удмуртской Республики
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Городиловой Э.А.,
при секретаре Котельниковой Н.С.,
с участием истца Лузяниной Ксении Петровны действующей за себя и за несовершеннолетнего сына Лузянина А.П.,
представителя истца адвоката Куренкова Н.Л., представившего удостоверение №264 и ордер №000664,
представителя третьего лица филиала ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)» - 1208 объект по хранению и уничтожению (войсковая часть 55498) Фроликовой И.С. действующей на основании доверенности от 14.01.2019г. №100 сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щербаковой (Лузяниной) Ксении Петровны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении квартиры по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Щербакова (Лузянина) К.П. обратилась в суд с иском к ответчикам и просила обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предоставить ей отдельную благоустроенную квартиру по договору социального найма, общей площадью не менее 40,7 кв.м., отвечающую установленным требованиям, в границах поселка Кизнер Кизнерского района Удмуртской Республики. Требования мотивировала тем, что с 05 мая 1992 года - со дня своего рождения, она проживала на территории войсковой части №55498. Жилье предоставлялось ее семье в связи с работой ее бабушки ФИО2 в должностях гражданского персонала с 24 февраля 1969 года по 19 июля 1996 года. Уволена в связи с выходом на пенсию. Умерла 27 сентября 2006 года. С 09.01.1992 года по 10.02.2011 года истец с семьей проживала по адресу <адрес>. По договору социального найма жилого помещения №37 от 19.06.2010 года, заключенному между сестрой истца ФИО3 и ФГКЭУ «Сарапульская квартирно эксплуатационная часть района», действующей от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны РФ по адресу: <адрес>. Согласно договору, наймодатель предоставил сестре истца ФИО3 и истцу, как члену семьи нанимателя, жилое помещение (квартиру) общей площадью 40,7 кв. м., состоящую из 2–х комнат. Указанная квартира не являлась служебной, относилась к ведомственному фонду Министерства обороны, расположена в военном городке. В 2012 году многоквартирный <адрес>, в котором они проживали, был снесен. В связи со сносом им была выделена квартира по адресу: УР, <адрес>5.
С истцом был заключен договор найма жилого помещения из маневренного фонда. Срок действия договора указан: до переселения нанимателя в постоянное жилое помещение фонда Министерства обороны РФ. До настоящего времени постоянное жилье в соответствии с Законом им не представлено. Обращения в Министерство обороны положительного результата не дали. Таким образом, истец считает, что нарушено его право на получение жилой площади и порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда, установленный ст.86 ЖК РФ.
В ходе судебного заседания истец Щербакова (Лузянина) К.П. свои исковые требования уточнила, просила предоставить по договору социального найма жилое помещение (квартиру) общей площадью 40,5 кв. м, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, указывая, что она с рождения проживала в войсковой части 55498. По договору социального найма жилого помещения она и ее сестра проживали по адресу: УР, <адрес>. В 2012 году в связи со строительством новых домов и нового детского сада, дом в котором они жили по <адрес>, попал в пятно застройки, в связи с чем его снесли, а их переселили в новый дом. На собрании жильцов <адрес>, жильцам дома обещали предоставить квартиры по договору социального найма. Однако их вселили в квартиры из маневренного фонда и заключили с ними договора найма жилого помещения из маневренного фонда. Истец не была согласна с предоставлением им временного жилья. Квартира, в которой она проживает с семьей ей выделена во временное пользование. Другого жилья у истца нет.
Представитель истца Куренков Н.Л. полностью поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дополнил, что ранее истец Щербакова (Лузянина) К.П. проживала в <адрес>, общей площадью 40,7 кв.м, не являлась служебной. В 2012 году <адрес> снесен в связи с тем, что дом попал под пятно застройки. Истцу была предоставлена <адрес>, относящаяся к маневренному фонду Министерства промышленности и торговли РФ. Данная квартира для постоянного проживания не предусмотрена.
Согласно ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта. В целях защиты жилищных прав истца, исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ не явились. Извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления в получении судебных извещений, копий искового заявления и приложенных к нему документов. Ходатайств об отложении рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки в суд не поступало.
В своем письменном возражении от 27.11.2018 года представитель ответчика Министерства обороны РФ Петренко В.В. указал, что не согласен с исковыми требованиями истца. Представитель ответчика считает, что доказательств о сносе многоквартирного <адрес> не имеется. Признание помещения подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленном в настоящем положении требованиям. В материалах дела отсутствуют и не приложено решение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Считает, что Министерство обороны является не надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Митрофанова И. в своем возражении от 23.07.2019 года указала, что Департамент имущественных отношений Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны РФ, и не может выступать в качестве ответчика в рамках гражданского дела.
Третье лицо Карабалина А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В своем заявлении от 01.11.2018 года просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, судебное заседание провести без ее участия (л.д.61).
Представитель третьего лица ФБУ «ФУ БХУХО» в лице филиала ФБУ «ФУ БХУХО» (войсковая часть 55498) Фроликова И.С. оставила вынесение решения на усмотрение суда, в судебном заседании суду показала, что семья Щербаковой (Лузяниной) К.П. проживает в квартире по адресу: УР, <адрес>, из маневренного фонда Министерства промышленности и торговли РФ. Данная квартира была выделена истцу для временного проживания. Так как на сегодняшний день уничтожение химического оружия в <адрес> закончено, Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 14 марта 2018 года №772 указанная квартира была отнесена к служебному жилому помещению и готовится для передачи инвесторам. В связи с этим Щербаковой (Лузяниной) К.П. было направлено уведомление об освобождении ею и членами её семьи служебного жилого помещения.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле определил рассмотреть дело при имеющейся явке с учетом положений ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив обстоятельства по делу, исследовав и оценив в совокупности, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно договора социального найма жилого помещения №37 от 16.06.2010 года, заключенного между ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» и
Лузяниной ФИО7, истцу как члену семьи (сестра) нанимателя, совместно вселенному в жилое помещение была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 40,7 кв.м. № в <адрес> УР, для проживания, относящаяся к государственной собственности и закрепленная за Минобороны России. Согласно поквартирной карточке фактически истец Щербакова (Лузянина) К.П., ее сестра ФИО12С. были зарегистрированы 10.02.2011 года, а сын истца ФИО12 был зарегистрирован 23.05.2011 года. Общая площадь квартиры составляла 40,7 кв.м. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.06.2018 года №18/126/013/2018-79, общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет 40,5 кв.м.
Из предоставленных Администрацией МО «Кизнерское» копий постановлений Главы администрации поселка Кизнер Удмуртской Республики от 21.11.2017г. №, от 18.10.2001г. №105, от 21.11.2002г. №81, от05.02.2003г. №5, от 02.07.2003г. №77, от 13.08.2003г. №91, от 02.09.2005г. №53, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> не относилось к категории служебного жилья.
Из представленных истцом документов, а именно копии трудовой книжки ее бабушки – ФИО2 следует, что она с 24 февраля 1969 года по 19 июля 1996 года работала в войсковой части 55498 уборщицей производственных помещений, уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости. Согласно копии свидетельства о смерти ФИО2 умерла 27.09.2006 года.
Согласно приказа Министра обороны РФ № 2156 от 01.08.2012 года <адрес> в котором проживал истец, был списан и снесен. Данный факт также подтверждается Актом разборки здания жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, войсковой части 55498 (п.Кизнер) от 22.08.2012 года.
Решением ВрИО начальника 1208 объекта по БХУХО от 16.07.2012 г.№77 в целях отселения пятна застройки жилых пятиэтажных домов предоставлена истцу Щербаковой (Лузяниной) К.П. <адрес>, УР. 16 июля 2012 года за №125 с Лузяниной А.С. заключен договор найма жилого помещения из маневренного фонда. Согласно п.6.1 указанного договора с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: сестра - Щербакова (Лузянина) К.П. и племянник Лузянин А.П. С 18.03.2016 года истец зарегистрирована в указанной квартире, которая находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ. <адрес>, построен в рамках программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
20 июня 2018 года истец обратилась в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении ей благоустроенной квартиры по договору социального найма в границах поселка Кизнер. В своем ответе от 23.07.2018 года за №194/5/ДТ-04429/8732 Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Щербаковой (Лузяниной) К.П. было отказано в предоставлении ей квартиры по договору социального найма.
В судебном заседании достоверно установлено, что Щербаковой (Лузяниной) К.П., имеющей <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м (согласно выписки и ЕГРН от 27.06.2018 года) на условиях социального найма, в связи со сносом дома №9 в 2012 году была предоставлена в нарушение ее жилищных прав квартира из маневренного фонда, находящегося в ведении Министерства промышленности и торговли РФ, которое является государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ» со строительством объектов по уничтожению химического оружия и жилой зоны объекта и не располагает жилым фондом для постоянного проживания граждан.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14 марта 2018 года №772 «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ, закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)»,в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям», отнесено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, к служебному.
Постановлением Администрации МО «Кизнерский район» от 12.11.2018 года №662 Щербакова (Лузянина) К.П. и члены ее семьи признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной нормы во взаимосвязи с ст. ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно п.1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082 и п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Поэтому в соответствии со ст.86 ЖК РФ решение о расселении жильцов проживающих в жилом фонде Минобороны РФ должно быть принято Министерством обороны РФ.
Согласно ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Тем не менее в нарушение ст.60, 86 ЖК РФ решение о переселении истца Щербаковой (Лузяниной) К.П. в <адрес> принято решением ВрИО начальника 1208 объекта по БХУХО от 16.07.2012 г.№77 в целях отселения пятна застройки жилых пятиэтажных домов и с предоставлением квартиры не по договору социального найма, а квартиры из маневренного фонда с заключением 16 июля 2012 года за №125 с Лузяниной А.С. договора найма жилого помещения из маневренного фонда.
В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Предоставление гражданам для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
(Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2010 N 83-В09-11)
Из договора социального найма жилого помещения №37 от 16.06.2010 года следует, что жилое помещение по адресу: УР, <адрес> ранее занимаемое истцом Щербаковой (Лузяниной) К.П. состояло из двух комнат общей площадью 40,7 кв.м. (согласно выписки ЕГРН – 40,5 кв.м.).
Согласно Приказа Министра обороны РФ от 01.08.2012 года №2156 дом №9 был списан и снесен. До настоящего времени квартира по договору социального найма на постоянной основе истцу Щербаковой (Лузяниной) К.П. не предоставлена.
В силу приведенных норм закона в целях восстановления нарушенных жилищных прав истца, Щербаковой (Лузяниной) К.П. должна быть предоставлена отдельная благоустроенная квартира по договору социального найма, общей площадью не менее 40,5 кв.м, отвечающая установленным требованиям в границах п.Кизнер УР.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 110 (с изменениями, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2015г. №708), осуществляет реализацию указанных выше полномочий по управлению имуществом Минобороны России.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 40,5 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░