Решение по делу № 33-9704/2016 от 12.07.2016

Судья Бузмакова О.В.

Дело № 33-9704

12 сентября 2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Фомина В.И., судей Кузнецовой Г.Ю. и Пьянкова Д.А., при секретаре Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 мая 2016 г., котоырм постановлено:

«возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить Емельяновой Н.А. и ее несовершеннолетней дочери Е1. на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру общей площадью не менее 16,58 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям и находящуюся в границах города Перми.

Емельяновой Н.А. в удовлетворении иска к управлению жилищных отношений администрации города Перми, и в удовлетворении остальной части иска в интересах несовершеннолетней Е1. к администрации города Перми отказать.»

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения истца Емельяновой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Емельянова Н.А. в интересах несовершеннолетней дочери Е1. обратилась в суд с иском к администрации города Перми и управлению жилищных отношений администрации города Перми в котором (в уточненных требованиях), просила возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить им на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 45 кв.м., из которых несовершеннолетней Е1. - 30 кв.м, с учетом ее права на дополнительную площадь и Емельяновой Н.А. - 15 кв.м. м. общей площади как члену семьи Е1.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она и ее несовершеннолетняя дочь Е1. зарегистрированы по адресу: ****, фактически проживают в съемном жилом помещении по адресу: ****; ее дочь является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 05.08.2021 г.; согласно справке ГБУЗ Пермского края «Пермская краевая клиническая психиатрическая больница» от 05.05.2015 г. имеет право на дополнительную жилую площадью на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378; распоряжением начальника УЖО администрации г. Перми № ** от 29.02.2016 г. принято решение о постановке ее (истца) семьи в составе двух человек, включая несовершеннолетнюю дочь, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а также о включении в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, при этом истец и ее дочь жилым помещением, отвечающим интересам ребенка, не обеспечены; жилых помещений на праве собственности она (истец) не имеет; в собственности несовершеннолетней Е1. находится 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ****, общая площадь которой составляет 67,1 кв.м.; долю в этом жилом помещении выделить и проживать в жилом помещении невозможно.

В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении исковых требований настаивала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Перми просит об отмене постановленного судом решения. Ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.49 ЖК РФ, указывает на то, что истцы не были признаны малоимущими в установленном порядке. Полномочия по обеспечению жильем инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. муниципальному образованию г. Перми не переданы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Емельянова Н.А. возражала против отмены решения суда.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав мнение истца Емельяновой Н.А., проверив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ несовершеннолетняя

Е1., дата рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена сроком до 05 июля 2021 года, по сведениям ГБУЗ Пермского края «Пермская краевая клиническая психиатрическая больница», Е1. страдает заболеванием, включенным Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; с 16 декабря 2005 г. постоянно зарегистрирована со своей матерью Емельяновой Н.А. в квартире № ** общей площадью 67,1 кв.м., расположенной по адресу: ****, в которой несовершеннолетняя Е1. имеет 1/5 доли в праве общей долевой собственности; фактически проживает с матерью в съемном жилом помещении по адресу: ****; иных жилых помещений на праве собственности не имеет, жилым помещением на условиях социального найма Е1. и ее мать не обеспечены.

В жилом помещении, в котором зарегистрированы истец Емельянова Н.А. и ее несовершеннолетняя дочь Е1., фактически зарегистрированы и проживают отец несовершеннолетней и бывший супруг Емельяновой Н.А. - Е2., С1., С2., С3., С4., Ш.

В соответствии с решением Свердловского районного суда г. Перми от 16 ноября 2015 г. установлен факт того, что истец Емельянова Н.А и ее несовершеннолетняя дочь Е1. членами семьи указанных лиц не являются.

29 февраля 2016 г., как установил суд, начальником УЖО издано распоряжение за № ** о постановке истца и ее дочери составом семьи из двух человек на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, о включении в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. По состоянию на 04 апреля 2016 г. номер очереди в списке граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания - 37. После принятия на жилищный учет данные лица жилым помещением по договору социального найма, в том числе во внеочередном порядке по списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не обеспечены.

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.51, 57, 58, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что несовершеннолетняя Е1. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в упомянутый выше Перечень. При этом жилое помещение во внеочередном порядке подлежит предоставлению не только несовершеннолетней, но и ее матери, поскольку с учетом возраста несовершеннолетней и состояния ее здоровья она не имеет возможности проживать отдельно от матери, с которой она проживает фактически.

Судебная коллегия полагает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.

При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с со ст.10 закона Закон Пермской области от 30.1 1.2005 N 2692-600 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" для признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, уполномоченными органами местного самоуправления определяется потенциальная возможность граждан самостоятельно приобрести на территории муниципального образования в Пермском крае жилое помещение.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Документы, подтверждающие право истцов состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были.

Истцы установленном порядке малоимущими не признавались, предоставленное в суд апелляционной инстанции решение Департамента социальной политики администрации г. Перми от 6 сентября 2016 г. которым истцу было отказано в признании семьи малоимущей, не оспорено.

В связи с этим вывод суда о наличии у ответчика обязанности предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.

Наличие заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Таким образом, ребенок-инвалид, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому вывод суда первой инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи, также являлся ошибочным.

При изложенных обстоятельствах допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права является основанием для отмены решения суда с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия всех предусмотренных законом условий для предоставления жилого помещения по заявленным основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 мая 2016 г. отменить в части возложения на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению Емельяновой Н.А. и ее несовершеннолетней дочери Е1. жилого помещения по договору социального найма.

Постановить в этой части новое решение.

Отказать Емельяновой Н.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Е1. в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенной квартиры общей площадью не менее 16,58 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям и находящейся в границах г. Перми.

В остальной части решение суда оставить без изменений.

Председательствующий:

Судьи:

33-9704/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Емельянова Наталья Алексеевна в своих интересах и интересах н/л Емельяновой М.Е.
Ответчики
Администрация г. Перми
Управление жилищных отношений администрации г.Перми
Другие
МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми»
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Петухова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.08.2016Судебное заседание
12.09.2016Судебное заседание
16.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее