Решение по делу № 12-668/2023 от 30.06.2023

копия

N

Дело №12-668/2023

Р Е Ш Е Н И Е

07 сентября 2023 года                                                                           г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г.Оренбурга Емельянова С.В.,

при секретаре Швецовой М.А.,

с участием защитников Митьковой Э.Э., Нестеренко Ю.А., должностного лица Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Новгородовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянского С.А. N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянского С.А. N от ... об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

    постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянского С.А. N от ... ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Также ... государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянским С.А. в адрес ООО «Оренбург Водоканал» вынесено представление N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Оренбург Водоканал» обратилось в Ленинский районный суд ... в установленный законом срок с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N от ..., производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, а также отменить представление N от ....

В судебном заседании защитники Митькова Э.Э., Нестеренко Ю.А., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить, производство по делу прекратить, дополнительно пояснив, что контролирующим органом не доказано отсутствие системы гидроизоляции, поскольку исследования и изыскания не проводились. Выявленные в ходе проверки пластиковые отходы не относятся к производственным отходам общества, они размещены неустановленными лицами.

Должностное лицо Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, составившее протокол об административном правонарушении, Новгородова Е.Е. возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на ее необоснованность и отсутствие правовых оснований для отмены постановления.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянский С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, кроме прочего соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федеральный закон № 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно пункту 216 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ... гоад N, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

Согласно пункту 220 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ... N, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, при этом накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Согласно статье 28 Федерального закона №89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной состава указанного административного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что ООО «Оренбург Водоканал» эксплуатирует следующий объект негативного воздействия на окружающую среду, подлежащий федеральному экологическому надзору: «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС (код объекта NП), который относится к объектам I категории (категория риска - значительная).

Как следует из представленных материалов дела в период с ... по ... на основании решения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ... N-РШ Управлением в отношении ООО «Оренбург Водоканал» проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора (контроля).

    В ходе проведения Управлением плановой выездной проверки выявлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Оренбург Водоканал» в нарушение пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 11, пунктов 1,2 статьи 13.4, статьи 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допустило складирование отходов:

    - полиэтилена, полипропиленовых мешков, пластиковых контейнеров и т.д. на картах 1 очереди иловых полей, расположенных в южной части ... в районе аэродрома «Оренбург-2» вне установленном месте накопления отходов;

    - осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасного, образуемого при эксплуатации песколовок путем накапления на 4 песковых площадках, не оборудованных водонепроницаемым покрытием, и включенных в карту-схему объектов I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» как место хранение отхода «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасный».

    Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Оренбург Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе:

    протоколом об административном правонарушении N от ...;

    протоколом осмотра N-РШ от ... и фототаблицей к протоколу осмотра от ... N-РШ, согласно которым в ходе работы песколовок из сточной воды извлекаются песок, шлак и т.д. (осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасный), которые удаляются из песколовок гидроэлеватором на песковые площадки (4 карты). Песковые площадки заглублены в намывной грунт (песчано-гравийную смесь). Каждая песковая площадка оборудована колодцем для сбора дренажной жидкости, которая по системе канализации поступает в КНС собственных нужд, а затем в голову очистных сооружений. Песок подсушивается в естественных условиях до влажности 40-50 % и автотранспортом предприятия, вывозится на свалку ТБО .... На иловых полях (карта первой очереди) имеет место быть накопление отходов;

    протоколом отбора проб отходов N-Б от ...;

    актом плановой выездной проверки N-РШ от ..., согласно которому в ходе осмотра установлено, что согласно карте-схеме объектов I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» на территории расположено 10 мест хранения отхода, в том числе 4 песковые площадки, на которых образуются отход «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасный». Песковые площадки заглублены в намывной грунт (песчано-гравийную смесь). Каждая песковая площадка оборудована колодцем для сбора дренажной жидкости, не оборудована водонепроницаемым покрытием, что может привести к проникновению сточных вод в нижележащие грунт и подземные воды. В ходе осмотра территории площадок «иловые поля» на картах первой очереди выявлено складирование отходов (полиэтилен, полипропиленовые мешки, пластиковый контейнер и т.д.);

    технологическим регламентом очистных сооружений канализации ... N от ..., из которого следует, что песковые площадки заглублены в намывной грунт (песчано-гравийная смесь). Каждая песковая площадка оборудована колодцем для сбора дренажной жидкости, которая по системе канализации поступает в КНС собственных нужд, а затем в голову очистных сооружений.

    Собранные по делу доказательства отвечают требованиям допустимости, достоверности, согласуются между собой, являются достаточными для вывода о том, что ООО «Оренбург Водоканал» допустило накопление отходов: полиэтилена, полипропиленовых мешков, пластиковых контейнеров и т.д. вне установленном месте накопления отходов, отхода осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасного, образуемого при эксплуатации песколовок на песковых площадках, не оборудованных водонепроницаемым покрытием, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Оренбург Водоканал» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, Обществом не представлено.

Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «Оренбург Водоканал» в совершении вменяемого правонарушения не имеется.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановления о привлечении ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции нормы КоАП РФ, является законным и справедливым.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Доводы заявителя жалобы о недоказанности образования отходов в виде полиэтилена, полипропиленовых мешков, пластиковых контейнеров, об отсутствии своей вины в их происхождении, образовании указанных отходов в результате неправомерных действий неустановленных лиц, не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица. Доказательств обратного не представлено, равно как не представлено доказательств того, что указанные отходы складируются за пределами объекта «иловые поля».

    Указание в жалобе на то обстоятельство, что утверждение должностного лица об отсутствии водонепроницаемого покрытия ничем не подтверждено, площадки оборудованы водоупорным глиняным замком, не является в данном случае основанием для отмены постановления, поскольку позиция защитников в указанной части опровергается технологическим регламентом очистных сооружений канализации ... ТР 054.05-2021 от ..., протоколом осмотра N-РШ от ... и фототаблицей к нему, актом плановой выездной проверки N-РШ от ....

Несогласие заявителя с выводами должностного лица не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также не свидетельствует о невиновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.

Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО «Оренбург Водоканал» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ... и ..., ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Гмирянским С.А. N от ... суд признает законным и обоснованным, а поданную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых оно вынесено.

Причины и условия совершения административного правонарушения в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении.

Предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которого установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если оно вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ на вынесенное постановление, может быть рассмотрено вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Материалами дела установлено, что наряду с постановлением, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, в адрес ООО «Оренбург Водоканал» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении лицом административного правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что указанное представление соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность общества принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, состав которого в его действиях административным органом доказан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

    постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянского С.А. N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» - без удовлетворения.

    Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по ... Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гмирянского С.А. N от ... об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения - оставить без изменения.

    Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                подпись                                                                С.В. Емельянова

12-668/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Оренбург Водоканал"
Другие
Нестеренко Юлия Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Емельянова Светлана Викторовна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
03.07.2023Материалы переданы в производство судье
03.07.2023Истребованы материалы
14.08.2023Поступили истребованные материалы
07.09.2023Судебное заседание
21.10.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее