Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2021 г.
Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дзержинск 21 апреля 2021 г.
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бажиной Н.Г., при секретаре Смирновой М.В., с участием представителя административного истца Управления МВД России по г. Дзержинску по доверенности ФИО1 помощника прокурора г. Дзержинска Нижегородской области Адиатулиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г. Дзержинску к Лопареву К.В. о дополнении административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л:
Управление МВД России по г. Дзержинску обратилось в суд с административным исковым заявлением о дополнении административных ограничений, установленных в отношении Лопарева К.В., мотивируя его тем, что решением <данные изъяты> от 19 апреля 2019 г. в отношении административного ответчика установлен административный надзор сроком на восемь лет, установлены административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запретить выезд за пределы Российской Федерации – Нижегородской области без уведомления соответствующих органов, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. следующего дня, запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в них. Срок окончания административного надзора 9 июля 2027 г. Поскольку за время нахождения на профилактическом учете Лопарев К.В. неоднократно привлекался к административной ответственности, Управление МВД России по г. Дзержинску просит суд установить дополнительные административные ограничения в отношении <данные изъяты> явка на регистрацию четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, запрещение посещения торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками в разлив.
Представитель административного истца – Управления МВД России по г. Дзержинску по доверенности ФИО1 административные исковые требования просила удовлетворить.
Административный ответчик Лопарев К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ранее подал ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Участвующий в деле прокурор – помощник прокурора г. Дзержинска Адиатулина Л.А. указала на наличие оснований для дополнения ранее установленного административного надзора в отношении административного ответчика.
Учитывая требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно статье 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 3 того же Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (часть 1).
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3).
В силу части 3 статьи 4 названного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона). Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу). В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (статья 9, часть 8 статьи 272 КАС РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приговором Дзержинского городского суда Нижегородской области от 2 марта 2016 г., вступившим в законную силу 24 мая 2016 г., Лопарев К.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 158, пунктом «б» части 2 статьи 158, частью 1 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений в виде трех лет шести месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, постановлено срок наказания исчислять с 2 марта 2016 г., зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 15 декабря 2015 г. по 17 декабря 2015 г., с 25 декабря 2015 г. по 26 декабря 2015 г. и с 15 января 2016 г. по 2 марта 2016 г., меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить без изменения – заключение под стражу.
Согласно справке серия № от 9 июля 2019 г., выданной <данные изъяты> области, Лопарев К.В. содержался в местах лишения свободы с 2 марта 2016 г. по 9 июля 2019 г., освобожден по отбитии срока наказания.
Решением <данные изъяты> от 19 апреля 2019 г., вступившим в законную силу 30 апреля 2019 г., в отношении Лопарева К.В. установлен административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, срок административного надзора в отношении поднадзорного постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В отношении Лопарева К.В. установлены следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы субъекта Российской Федерации – <адрес> без уведомления соответствующих органов; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. следующего дня; запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Установлено, что Лопарев К.В. регистрации по месту жительства не имеет, фактически проживает по нескольким адресам, в том числе: <адрес>.
В соответствии с характеристикой заместителя начальника ОП № Управления МВД России по г. Дзержинску подполковника полиции ФИО2 Лопарев К.В. за время нахождения на профилактическом учете по месту жительства характеризуется отрицательно, склонен к совершению повторных преступлений, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений за несоблюдение ограничений административного надзора, нанесение побоев в отношении матери, необходим жесткий контроль со стороны сотрудников полиции.
15 января 2021 г., 10 февраля 2021 г., 18 февраля 2021 г. Лопарев К.В. под расписку предупреждался о недопустимости нарушений административного надзора.
Постановлением № о назначении административного наказания от 7 июня 2020 г., вступившим в законную силу 18 июля 2020 г., Лопарев К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Как следует из указанного постановления, административный ответчик дома отсутствовал, не имея уважительных причин, чем нарушил установленные административные ограничения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района Нижегородской области от 11 февраля 2021 г., вступившим в законную силу 23 февраля 2021 г., Лопарев К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Из указанного постановления следует, что 12 января 2021 г. около 22 час. 30 мин., находясь в <адрес>, в результате словесного конфликта Лопарев К.В. <данные изъяты>.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района Нижегородской области от 19 февраля 2021 г., вступившим в законную силу 2 марта 2021 г., Лопарев К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком десять суток.
Постановлением о назначении административного наказания от 19 февраля 2021 г. предусмотрено, что 12 января 2021 г. Лопарев К.В. нарушил одно из установленных в отношении него ограничений, а именно: не имея уважительных причин 12 января 2021 г. в 22 час. 30 мин. дома отсутствовал.
Таким образом, после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении административного ответчика он неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, в том числе за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, а также совершил административное правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, несмотря на предупреждения о недопустимости нарушений административного надзора продолжал совершать правонарушения.
Статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 1).
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2).
В пункте 22 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Административный истец просит установить административному ответчику дополнительные административные ограничения в виде явки на регистрацию четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, а также запрещения посещения торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками в разлив.
Оснований для отказа в удовлетворении административного искового требования об установлении данных дополнительных административных ограничений суд не усматривает, поскольку их установление направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, предупреждение административным ответчиком правонарушений.
Учитывая это, суд считает целесообразным дополнить ранее установленный административный надзор в отношении административного ответчика, установив ему дополнительные административные ограничения в виде дополнительной обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (всего четыре раза в месяц), запрещения посещения торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками в разлив.
Ограничения, подлежащие установлению в отношении административного ответчика, являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, поэтому последний не лишен возможности в случае отмены не вступившего в законную силу приговора суда и добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статей 9, 10 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной замене административных ограничений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления МВД России по г. Дзержинску к Лопареву К.В. о дополнении административных ограничений удовлетворить.
Дополнить ранее установленный решением <данные изъяты> от 19 апреля 2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты>» к Лопареву К.В. об установлении административного надзора административный надзор в отношении Лопарева К.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, следующими ограничениями: дополнительная обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (всего четыре раза в месяц), запрещение посещения торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками в разлив.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.
Судья подпись Н.Г. Бажина
Копия верна. Судья Н.Г. Бажина
21 апреля 2021 г.
Подлинник находится в материалах административного дела №, УИД № Дзержинском городском суде Нижегородской области.