Судья Охтомов А.В. Дело № 33-10442/2022
Дело № 2-149/2022 УИД 52RS0050-01-2022-000104-07
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 23 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Н.М.
судей Козлова О.А., Шикина А.В.
при секретаре судебного заседания Сорокиной К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 июня 2022 года по иску прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, обязать предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Козлова О.А., объяснения прокурора Костиной О.А.
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Сосновского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга, обратился в суд с иском к администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района об обязании предусмотреть мероприятия комплексного плана противодействия идеологии терроризма, указав, что в ходе проверки исполнения администрацией Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района требований законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности было установлено, что администрацией Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта. В нарушение положений ст. 5 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" орган местного самоуправления данную обязанность не выполняет.
Просил суд обязать администрацию Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; - внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 июня 2022 года иск прокурора Сосновского района удовлетворен.
На Администрацию Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; - внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Ответчику установлен срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части установления срока исполнения решения суда. Полагает, что 2-месячный срок является более приемлемым для исполнения решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, к которым в том числе, относятся разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ), определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом РФ 26 апреля 2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы.
С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 5 октября 2016 года в Комплексный план внесены изменения. В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.
28 декабря 2018 г. Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.
Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач органам местного самоуправления необходимо реализовать ежегодно комплекс мероприятий, в частности: - проведение с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России; - в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта; - в целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурором проверки установлено, что администрацией Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.
Согласно письменного ответа главы МСУ на запрос прокурора Сосновского района от 24 марта 2022 г., следует, что мероприятия, предусмотренные Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденным Президентом РФ 26 апреля 2013 и Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-20123 годы, утвержденным Президентом РФ 28 декабря 2018 до настоящего времени не выполнены.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, исходя из того, что выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.
Решение суда первой инстанции в указанной части не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам.
Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Устанавливая срок, в течение которого администрация Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области обязана предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013г. и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления; - внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций, суд пришел к выводу, что указанная обязанность должна быть исполнена в течение 1месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возможности ответчика по исполнению решения суда, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе требования разумности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении ответчику срока - 1 месяц со дня вступления судебного акта в законную силу, в течение которого судебный акт должен быть исполнен.
Увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Давыдковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено в окончательной форме 24 августа 2022 года.