Решение по делу № 2-4752/2020 от 12.10.2020

Дело № 2-4752/2020 22 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Фериной Л.Г.,

при секретаре Власовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сабурова <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, понуждении к назначению пенсии,

установил:

Сабуров <данные изъяты> обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее - ГУ–УПФ РФ в г. Северодвинске) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, понуждении к назначению пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что 17.04.2020 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет. Однако в ее назначении было отказано в связи с отсутствием стажа работы, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указанное решение полагает незаконным в части отказа в назначении пенсии, поскольку имеет необходимый стаж работы в плавсоставе на морском судне более 12 лет 6 месяцев. Считает, что ответчиком необоснованно не учтен в стаж по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы с 19.10.1995 по 31.12.1996, а также необоснованно из стажа по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в периоды работы с 01.01.1997 по 31.07.2002 и с 01.08.2002 по 31.12.2019 исключены периоды, когда судно не находилось в кампании. Кроме того, необоснованно не учтен в специальный стаж период с 01.01.2020 по 20.04.2020, поскольку передать сведении персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ пенсионный орган ни истцу, ни его работодателю не предложил. Просит признать незаконным решение ГУ–УПФ РФ в г. Северодвинске от 30.04.2020 № 2020/389 в части отказа в назначении пенсии, признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости с 21.04.2020, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с 21.04.2020, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 22000 рублей.

Истец Сабуров <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 189).

Представитель истца Виноградова <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что в иске допущена ошибка в части указания периода, не учтенного в специальный стаж в 2020 году. Поскольку с заявлением о назначении пенсии истец обратился 17.04.2020, в его специальный стаж подлежал учету период с 01.01.2020 по 16.04.2020.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске Павлюк <данные изъяты>. в судебном заседании с иском не согласилась.

Третье лицо филиал ФКУ «ОСК СФ» - «3 финансово-экономическая служба» в суд представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 173).

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов отказного пенсионного дела истца следует, что 17.04.2020 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. В ее назначении было отказано по причине отсутствия стажа работы, предусмотренного п. 2, п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).

При этом стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ на момент обращения был установлен в количестве 8 лет 6 месяцев, стаж работы по Списку № 2 не подтвержден.

Порядок исчисления и назначения пенсии с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом № 400-ФЗ.

Ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Также ранее достижения возраста, установленного ст. 8 вышеуказанного закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 30 вышеуказанного закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ).

Как указано в подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 от 26 января 1991 года.

В соответствии с подразделом 23003000 раздела XXVIII Списка №2 от 26 января 1991 года право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): кочегарам судов, работающим на жидком топливе, машинистам всех наименований, мотористам всех наименований, механикам и их помощникам, главным и старшим механикам, электромеханикам и их помощникам, электромеханикам старшим.

Таким образом, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и Списка № 2 от 26 января 1991 года, в качестве оснований для досрочного пенсионного обеспечения требуется совокупность условий, а именно работа в должности и на судах, предусмотренных Списком.

В частности, Списком №2 от 26 января 1991 года предусмотрена возможность досрочного назначения пенсий мотористам всех наименований и поименованы суда служебно-вспомогательного флота и суда портового флота, постоянно работающие на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).

Следовательно, для включения тех или иных периодов работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ необходимо установить занятость на работах в определенной должности и на определенных судах.

Согласно записям в трудовой книжке истец 19.10.1995 принят в войсковую часть 90212 мотористом 2 класса на ПЖК-32,

31.12.1996 уволен по переводу в войсковую часть 40640.

01.01.1997 истец принят в войсковую часть 40640 мотористом 2 класса ПЖК-32,

20.10.1997 переведен электриком судовым там же,

02.07.1998 переведен мотористом 2 класса ПЖК-32,

17.03.2000 переведен мотористом 1 класса ПЖК-32,

01.08.2002 переведен мотористом 1 класса ПЖК-1545,

01.05.2004 переведен старшим электриком там же.

Должность моторист, занимаемая истцом в период работы с 19.10.1995 по 31.12.1996, предусмотрена Списком № 2 от 26 января 1991 года.

Согласно справке, уточняющей особый характер работ (л.д. 26 пенсионного дела), Сабуров <данные изъяты> в период с 19.10.1995 по 31.12.1996 работал полный рабочий день в войсковой части 90212 г. Северодвинска, в районе Крайнего Севера, в плавсоставе на судах морского флота. Судно, на котором работал Сабуров <данные изъяты> относится к рейдовым катерам и судам отделения вспомогательного флота, приравненным по назначению и выполняемым работам к судам служебно-вспомогательного и портового флота. Стаж работы истца с 19.10.1995 по 31.12.1996 дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2 (раздел XXVIII «Транспорт» подраздел 3 «Морской и речной флот», позиция 23003010-14706).

Применительно к положениям ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление периодов соответствующей работы (деятельности) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имевшей место до 01.01.2002 возможно с применением полуторного исчисления, предусмотренного ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, периоды работы истца, учитываемые в специальный стаж, требуемый для льготного пенсионного обеспечения, имевшие место в районах Крайнего Севера, до 01.01.2002 подлежат исчислению в полуторном размере.

Учитывая изложенное, поскольку должность и суда, на которых работал истец, поименованы в Списке № 2 от 26 января 1991 года, период работы истца с 19.10.1995 по 31.12.1996 подлежит включению в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от № 400-ФЗ в полуторном исчислении.

Оценивая доводы истца о том, что периоды с 01.01.1997 по 31.07.2002 и с 01.08.2002 по 31.12.2019 подлежали включению в стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ без исключения периодов работы, когда судно не находилось в кампании, суд приходит к следующему.

Согласно справке, уточняющей особый характер работ, от 03.03.2020 № 78, истец работал полный рабочий день на судах ВМФ в войсковой части 40640, которая находится в районе Крайнего Севера, в плавсоставе на судах морского флота с 01.01.1997 мотористом 2 класса ПЖК-32, с 20.10.1997 электриком судовым ПЖК-32, с 02.07.1998 мотористом 2 класса ПЖК-32, с 17.03.2000 мотористом 1 класса ПЖК-32, с 01.08.2002 мотористом 1 класса ПЖК-1545, с 01.05.2004 старшим электриком ПЖК-1545 по настоящее время (л.д. 27-29 пенсионного дела).

В справке отражено, что истец в указанные периоды в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках не находился, дни на дорогу не использовал, на совмещенных работах, с сокращенным днем не работал.

Суда, на которых работал истец, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а должности, по которым работал истец, относятся к плавсоставу.

Исходя из буквального толкования п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, применение которых подтверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно п. 9 указаний Минсоцзащиты России от 20.04.1992 № 1-28-у «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (утративших силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 10.05.2017 № 415, но действовавших в спорные периоды работы истца до его отмены), в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 г., когда вступила в действие ст. 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает возможность учета в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса некоторых иных предусмотренных периодов при условии, что они непосредственно предшествовали или непосредственно следовали за такой работой.

При этом по смыслу п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а также Указаний Минсоцзащиты России от 20.04.1992 № 1-28-у, досрочная страховая пенсия назначается плавсоставу тех судов, которые выполняют работу, согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловливается тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в акватории порта, правом на досрочное назначение пенсии не пользуется. Более того, в периоды длительной стоянки судна у причала в ожидании выхода в плавание суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение пенсии.

В силу ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих граждан подаются работодателями для обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для последующей реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином, претендующим на назначение досрочной пенсии, письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Истец в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 27.01.1999.

Таким образом, частично спорный период его работы в плавсоставе с 01.01.1997 по 31.07.2002 имел место до его регистрации в персонифицированном учете, частично после.

Согласно уточняющей справке (л.д. 27 пенсионного дела) в период с 01.01.1997 по 31.07.2002 истец работал в должности моториста и электрика судового на противопожарном катере ПЖК-32. Сведения о зачислении в кампанию противопожарного катера ПЖК-32 за указанный период отсутствуют. В 2002 году судно признано утратившим первоначальные тактико-технические характеристики и к дальнейшему использованию по прямому назначению непригодным.

Вместе с тем, указанной справкой работодатель подтверждает льготную работу истца в плавсоставе за период работы на данном судне, при этом указанное судно на капитальном ремонте, отстое или консервации не находилось, что не опровергнуто пенсионным органом. Допустимых доказательств того обстоятельства, что в период работы истца на указанных судах имели место длительные их стоянки у причала также не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что часть спорного периода работы истца имела место до его регистрации в персонифицированном учете, принимая во внимание уточняющую справку работодателя в отсутствие каких-либо опровергающих сведений, а также то, что в выписке из лицевого счета истца за период, имевший место после регистрации в персонифицированном учете с 27.01.1999 по 31.07.2002, указан код льготной работы истца в плавсоставе, суд приходит к выводу о том, что в специальный стаж истца должен быть учтен период его работы с 01.01.1997 по 31.07.2002.

Поскольку в указанный период истец работал в районах Крайнего Севера, период с 01.01.1997 по 31.12.2001 подлежит исчислению в полуторном размере.

За спорный период с 01.08.2002 по 31.12.2019 в выписке из лицевого счета истца от 22.12.2020 (л.д. 181-187) с указанием кода льготной работы отражены следующие периоды его работы в плавсоставе, имевшие место после регистрации в персонифицированном учете: с 01.08.2002 по 31.12.2004, с 23.05.2005 по 31.12.2005, с 27.04.2006 по 23.01.2007, с 17.04.2007 по 31.12.2007, с 04.05.2008 по 30.11.2008, с 28.04.2009 по 31.12.2009, с 26.04.2010 по 31.12.2010, с 28.04.2011 по 25.03.2012, с 27.04.2012 по 23.11.2018, с 07.12.2018 по 10.12.2018, с 22.07.2019 по 31.12.2019.

Согласно данным о стаже (л.д. 6 пенсионного дела) ответчиком в специальный стаж истца учтены только периоды, в которые согласно уточняющей справке (л.д. 27 пенсионного дела) судно, на котором работал истец, находилось в кампании: с 23.05.2005 по 31.12.2005, с 27.04.2006 по 23.01.2007, с 04.05.2008 по 30.11.2008, с 26.04.2010 по 31.12.2010, с 28.04.2011 по 25.03.2012, с 12.05.2014 по 23.11.2018, с 07.12.2018 по 10.12.2018, с 22.07.2019 по 31.12.2019.

Между тем согласно данной уточняющей справке судно, на котором работал истец, было зачислено в кампанию с 17.04.2007, с 28.04.2009 и с 27.04.2012. Сведений об исключении судна из кампаний справка не содержит, однако за периоды с 17.04.2007 по 31.12.2007, с 28.04.2009 по 31.12.2009 и с 27.04.2012 по 11.05.2014 в выписке из лицевого счета истца указан код льготной работы в плавсоставе.

Само по себе то обстоятельство, что уточняющая справка не содержит сведений об исключении судна из кампаний, данные персонифицированного учета за периоды с 17.04.2007 по 31.12.2007, с 28.04.2009 по 31.12.2009 и с 27.04.2012 по 11.05.2014 не опровергает, поскольку документы, из которых следовало бы, что данные периоды не являлись периодами кампании и нахождения судов в море, в дело не представлено.

Учитывая изложенное, в специальный стаж истца должны быть учтены периоды его работы с 17.04.2007 по 31.12.2007, с 28.04.2009 по 31.12.2009 и с 27.04.2012 по 11.05.2014.

Кроме того, как видно из личной карточки истца (л.д. 46-48), в период нахождения судна в кампании с 23.05.2005 по 31.12.2005, истцу 26.12.2005 был предоставлен отпуск до 28.01.2006, в связи с чем, отпуск, непосредственно следовавший за периодом кампании, с 01.01.2006 по 28.01.2006 также подлежит включению в специальный стаж истца по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В иные периоды истец непосредственно после окончания кампании и нахождения судов в море не находился в оплачиваемых ежегодных трудовых отпусках, предоставляемых за период нахождения судна в плавании. Все периоды отпусков, в том числе учебных отпусков предоставлялись истцу не непосредственно по окончанию кампании, а в период времени, когда суда в рейсе не находились, стояли в порту, т.е. предоставлялись не в периоды льготной работы, в связи с чем, оснований для включения их в специальный стаж истца у пенсионного органа не имелось.

Исключая период работы истца с 01.01.2020 по 16.04.2020 из специального стажа по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, сторона ответчика ссылается на отсутствие в персонифицированном учете сведений о работе истца в данный период.

В силу ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно материалам дела, истец в данный период продолжал работать в войсковой части 40640 старшим электриком ПЖК-1545.

В настоящее время работодателем истца за вышеуказанный период начислены и уплачены страховые взносы.

Учитывая, что в данный период истец работал в должности, относящейся к плавсоставу, а судно, на котором он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, находилось в кампании, данный период подлежит включению в стаж педагогической деятельности.

Отсутствие сведений в персонифицированном учете не опровергает факта работы истца в спорный период в плавсоставе.

Более того, пенсионным органом при оценке пенсионных прав истцу не предлагалось представить по данному периоду какие-либо дополнительные документы, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела истца.

В то же время истцом была представлена ответчику справка, выданная ему 03.03.2020, и подтверждающая льготный стаж работы истца по 03.03.2020. В справке указано, что судно, на котором он работал истец, было зачислено в кампанию с 22.07.2019 и до настоящего времени из кампании не выводилось.

При таких обстоятельствах суд считает, что истцом при обращении за назначением пенсии были представлены необходимые документы, подтверждающие факт его работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в спорный период с 01.01.2020 по 16.04.2020.

При этом суд обращает внимание, что в силу ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по передаче сведений в персонифицированный учет страхователь обязан исполнить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Иными словами, за 2020 год работодатель истца обязан передать сведения за него не позднее 01.03.2021. К моменту обращения за назначением пенсии (17.04.2020) исполнение обязанности у работодателя не наступило.

Исходя из положений вышеуказанной статьи сведения о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

В данном случае истец к работодателю за предоставлением таких сведений не обращался. Однако согласно п. 22, 23, 31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н (ред. от 14.06.2016), на территориальный орган Пенсионного фонда РФ возложена обязанность разъяснять необходимость предоставления недостающих документов, а при рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии, проверять обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Следовательно, пенсионный орган обязан был разъяснить истцу его право на обращение к работодателю, чего в данном случае сделано не было. При наличии справки, содержащей сведения о работе истца в льготной должности в спорный период, но отсутствии таких сведений в персонифицированном учете пенсионный орган в соответствии с вышеуказанными Правилами был вправе приостановить срок рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, предложить истцу обратиться к работодателю за предоставлением сведений о работе за период с 01.01.2020 по 16.04.2020. Непринятие должных мер по оказанию содействия истцу в реализации его пенсионных прав, привело к обращению истца в суд за защитой пенсионных прав.

Таким образом, период работы истца с 01.01.2020 по 16.04.2020 подлежит включению в стаж работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Учитывая, что на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом суммирования спорных периодов работы по Списку № 2 с 19.10.1995 по 31.12.1996 в полуторном исчислении, периодов работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 01.01.1997 по 31.07.2002 (исчисляемого по 31.12.2001 в полуторном размере), с 17.04.2007 по 31.12.2007, с 28.04.2009 по 31.12.2009 и с 27.04.2012 по 11.05.2014, с 01.01.2006 по 28.01.2006, с 01.01.2020 по 16.04.2020 и периода, учтенного пенсионным органом, превышал необходимые 12 лет 6 месяцев, решение ответчика от 30.04.2020 № 2020/389 в части отказа истцу в назначении страховой пенсии нельзя признать законным.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением о назначении пенсии 17.04.2020.

Поскольку на момент обращения за назначением пенсии истец имел необходимый для назначения пенсии специальный стаж, возраста 50 лет истец достиг 21.04.2020, суд возлагает на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 21.04.2020.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца на оплату услуг представителя составили 22000 рублей (л.д. 111, 112).

Указанная сумма, принимая во внимание характер спора, конкретные обстоятельства рассмотренного дела, объем и сложность выполненной представителем работы в рамках рассматриваемого дела, отвечает критерию разумности и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Сабурова <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, понуждении к назначению пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) от 30.04.2020 № 2020/389 в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости Сабурову <данные изъяты>

Признать за Сабуровым <данные изъяты> право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 21.04.2020.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) назначить Сабурову <данные изъяты> досрочную страховую пенсию по старости с 21.04.2020.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в пользу Сабурова <данные изъяты> расходы по оплате услуг представителя в размере 22000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 22300 (двадцать две тысячи триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Г. Ферина

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2020 года.

2-4752/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сабуров Владимир Александрович
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное)
Другие
Виноградова Татьяна Николаевна
Филиал Федерального казенного учереждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "3 финасово-экономическая служба"
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Ферина Л.Г.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
12.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2020Передача материалов судье
14.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.10.2020Предварительное судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее