Решение по делу № 2-1409/2021 от 16.04.2021

Дело

55RS0026-01-2021-001733-84

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при помощнике судьи Бондаренко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 мая 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Радыгиной С.А. к администрации Омского муниципального района Омской области о признании объекта жилым домом, пригодным для постоянного проживания,

установил:

Радыгина С.А. (далее – Радыгина С.А., истец) обратилась в Омский районный суд Омской области с уточненным исковым заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области, в рамках которого просила признать садовый дом жилым домом, пригодным для постоянного проживания.

В обоснование исковых требований истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем садового дома с кадастровым номером площадью 30 кв.м, используемого для постоянного проживания. Признание садового дома пригодным для постоянного проживания ей необходимо для того, чтобы зарегистрироваться по месту нахождения данного дома. Истец обращалась в администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о признании садового дома жилым, однако ей было отказано. Вместе с тем, согласно экспертному заключению данный садовый дом соответствует установленным и действующим в РФ строительным, градостроительным санитарным, пожарным нормам и правилам, предъявляемым к помещениям пригодным для постоянного проживания, пригоден для дальнейшей эксплуатации в качестве жилого дома и постоянного проживания, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме.

Истец Радыгина С.А. и представитель по устному ходатайству Фигельская О.В. в судебном заседании исковые требования уточнили, просили признать садовый дом жилым домом, пригодным для постоянного проживания, пояснив, что в этом доме истец проживает в течение всего календарного года, дом обеспечен всем необходимым для постоянного в нем проживания.

Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление по вопросам миграции УМФД России по Омской области, СНТ «Север», администрация Дружинского сельского поселения, Управление Росреестра по Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, возражений на иск не представили.

В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (ст. 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.

Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.

Абзац 2 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определял садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 19 упомянутого Закона член садоводческого товарищества вправе осуществлять на садовом земельном участке строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями.

Конституционный Суда РФ Постановлением от 14.04.2008 г. № 7-П признал абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

При этом Конституционный Суд РФ указал, что Жилищный кодекс РФ прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 п. "к" ч. 1 Конституции РФ), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, орган местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в ст. 3 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки.

При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции.

Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (ст. 673 ГК РФ).

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).

В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, и не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания, а также жилой дом - индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

При этом жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособным состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В силу статьи 23, п. п. 9, 11 статьи 54 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Учитывая изложенное, суд вправе признать садовый дом, возведенный в пределах садоводческого товарищества и отвечающий установленным нормам и правилам, безотносительно к категории земельного участка, на котором такой дом располагается, строением, пригодным для постоянного проживания.

Судом установлено, что истцу Радыгиной С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 462 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 31.07.2017. Сведения о земельном участке имеют статус «актуальные, ранее учтенные», кадастровый учет земельного участка осуществлен 31.12.1992. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.04.2021 .

Согласно сведениям, представленным Администрацией Омского муниципального района Омской области, согласно Правилам землепользования и застройки Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан - СХ3. Основным видом разрешенного использования является садоводство.

В пределах земельного участка с кадастровым номером расположен объект недвижимости – садовый дом с кадастровым номером площадью 30 кв.м., назначение – нежилое, принадлежащий на праве собственности истцу Радыгиной С.А. с 31.07.2017.

Согласно заключению ООО «Центр экспертизы и оценки «АЛЬТЕРНАТИВА», подготовленному 02.04.2021, строение по адресу: <адрес>, имеет площадь 30 кв.м, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером .

Исследуемый объект недвижимости соответствует установленным и действующим в РФ строительным, градостроительным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, пожарным нормам, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для постоянного проживания. Исследуемый объект фактически соответствует всем требованиям, предъявляемым для жилых домов, не представляет угрозу жизни и здоровью граждан и третьих лиц.

16.03.2021 истец обращалась с заявлением в администрацию Дружинского сельского поселения, которое переадресовано в Администрацию Омского муниципального района Омской области, о признании садового дома жилым, осуществлении в отношении него перевода из нежилого в жилое помещение.

09.04.2021 администрацией Омского муниципального района Омской области письмом в удовлетворении заявления отказано, поскольку перевод нежилого здания в жилое здание не предусмотрен положениями ЖК РФ. Также обращено внимание на то, что порядок признания садового дома жилым домом приведен в постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории - один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2011 № 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева» Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.

Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.

Оценив представленные выше доказательства, суд полагает, что садовый домик площадью 30 кв.м., соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилому строению, фактически имеет жилое назначение, пригоден для постоянного проживания в нем граждан, не нарушает права и законные интересы иных лиц, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения требования истца о признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Радыгиной С.А., жилым домом, пригодным для постоянного проживания.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

признать садовый домик, общей площадью 30 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Радыгиной С.А., жилым домом, пригодным для постоянного проживания.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья    Е.А. Ларина

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2021 года.

2-1409/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Радыгина Светлана Анатольевна
Другие
Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области
администрация Дружинское с/п ОМР
Управление Росреестра по Омской области
Администрация ОМР
СНТ "СЕВЕР"
Фегельская Ольга Владимировна
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Ларина Елена Александровна
Дело на странице суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Подготовка дела (собеседование)
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
09.08.2022Дело оформлено
09.08.2022Дело передано в архив
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее