Подлинник Дело №
24RS0№-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
11 октября 2023 года <адрес>
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Куликовой А.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании компенсации,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании компенсации - удовлетворить.
Взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения» в пользу ФИО1 ежемесячную выплату, предусмотренную Социальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ за период прохождения дополнительного профессионального образования в апреле 2022 года в размере 7 243 руб.
Взыскать с КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в пользу ФИО1 убытки, понесенные им в связи с получением дополнительного профессионального образования в размере 5 950 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Куликова
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании компенсации. Требования в окончательном варианте, с учетом заявлений об изменении исковых требований, мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он признан безработным, ДД.ММ.ГГГГ между ним и КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» заключен договор, по которому Центр занятости обязался в течение двух месяцев бесплатно обучить его профессии: водитель транспортного средства категории «С». Вместе с тем, школой, которая обеспечивала обучение истца, был установлен график проведения теоритических и практических занятий, согласно которому теоритические занятие начинались сразу после заключения договора на обучение, а практические только с ДД.ММ.ГГГГ. Всего было запланировано 25 практических занятий, которые по установленному школой графику не могли быть завершены ранее ДД.ММ.ГГГГ, не считая времени, необходимого для сдачи экзамена, о чем истец уведомил ответчиков. Также между истцом и КГКУ «Управление социальной защиты населения» ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт, согласно которому ответчик на время обучения истца обязался выплачивать социальную помощь в размере 7 243 руб., указав при этом, что время обучения составляет 2 месяца. Однако в связи с тем, что обучение, включая практические занятия и время сдачу экзамена, вышли за рамки двух месяцев, отведенных для этого ответчиком, истцу третий месяц социальная выплата не обеспечивалась. Экзамен по результатам обучения истцом сдан ДД.ММ.ГГГГ, при этом за время обучения в автошколе занятия и экзамены не переносились, он проходил обучение строго по графику, установленному школой. Также истец был вынужден нести дополнительные расходы, связанные с обучением в автошколе, состоящие из: 2 450 руб. за прохождение медицинской комиссии; 2 000 руб. государственная пошлина за водительское удостоверение; 1 500 руб. за сдачу практического экзамена, тогда как при заключении договора ответчик взял на себя обязательство по обучению истца бесплатно. На основании изложенного, просит взыскать в свою пользу:
- с КГКУ «Управление социальной защиты населения» 7 243 руб. социальную помощь по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за третий месяц обучения истца;
- с КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» 5 950 руб. убытки, понесенные им в связи с прохождением обучения, состоящие из стоимости медицинской комиссии, сдачи практического экзамена, государственной пошлины за водительское удостоверение.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом заявлений об изменении исковых требований поддержал в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в исковом заявлении и заявлениях об изменении исковых требований, дополнительно указав, что срок обучения превысил 2 месяца не по его вине, а в соответствии с графиком занятий, установленным школой. До сдачи экзамена истец не имел возможности трудоустроиться по новой профессии, в связи с чем, нуждался в предоставлении ему государственной помощи, в том числе и в период сдачи экзамена.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» - ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, свою позицию мотивировал тем, что срок, в течение которого производится выплата по социальному контракту, установлен на основании справки, предоставленной стороной истца, в которой указан срок обучения 2 месяца. Истцу было разъяснено, что выплаты будут производиться в течение двух месяцев, истец с условиями контракта согласился, подписав его. Кроме того, они (сторона ответчика) не вправе выделять денежные средства на социальную помощь за период сдачи экзаменов, за пределами срока самого обучения. Вместе с тем, согласился с тем фактом, что без сдачи экзамена истцу не было бы выдано водительское удостоверение с категорией «С» и следовательно он не мог трудоустроиться водителем ТС с данной категорией.
Представитель ответчика КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, направил в суд заявления о рассмотрении дела по существу в его отсутствии. Согласно письменному отзыву, представленному стороной ответчика, исковые требования он признает в части взыскания расходов в размере 1 950 руб. понесенных истцом при оплате медицинского освидетельствования, в остальной части исковые требования не признал, позицию мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» и ЧПОУ Автошкола «Драйв» заключен государственный контракт на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению отдельных категорий граждан, в том числе безработных по профессии «Водитель ТС категории С». Срок обучения данной профессии составляет 244 часа, что также указано и в договоре заключенном с истцом ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что период проведения квалификационного экзамена не относится к профессиональному обучению и у ответчика не возникает обязанности компенсировать расходы понесенные истцом за получение водительского удостоверения и сдачу практического экзамена, ссылаясь при этом на ст.ст. 73,74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об образовании».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ЧПОУ Автошкола «Драйв» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав мнение, явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 Порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категории граждан Государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-п с изменениями внесенными Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 740-п - право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории <адрес> малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4371 "О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в <адрес>".
В соответствии с п. 6 Порядка КГКУ "Управление социальной защиты населения" (далее - уполномоченное учреждение) при оказании государственной помощи взаимодействует с органами государственной власти <адрес>, уполномоченными на решение вопросов в сфере сельского хозяйства (далее - министерство сельского хозяйства и торговли края), регулирования малого и среднего предпринимательства (далее - агентство развития малого и среднего предпринимательства края), краевыми государственными учреждениями службы занятости населения (далее - учреждения службы занятости населения), органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов <адрес> (далее - органы местного самоуправления) в целях содействия в реализации малоимущими одиноко проживающими гражданами, малоимущими семьями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства, в том числе прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования, а также иных мероприятий в социальном контракте, направленных на преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации.
Из п.п. 7 и 8 следует, что уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок: не более чем на 9 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по поиску работы. Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия: по поиску работы; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; по осуществлению иных мероприятий.
В соответствии с п. 12 Порядка при реализации мероприятий, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 8 Порядка, уполномоченное учреждение оказывает содействие заявителю в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Уполномоченное учреждение при реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка, направляет заявителя в учреждение службы занятости населения с целью прохождения заявителем профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (если данное обязательство установлено социальным контрактом) в случае наличия у учреждения службы занятости населения возможности обеспечить такое прохождение.
При отсутствии в учреждении службы занятости населения такой возможности или в случае отсутствия оснований предоставления заявителю образовательных программ, приобретенных за счет средств учреждения службы занятости населения, уполномоченное учреждение самостоятельно оказывает содействие заявителю в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
При реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка, в рамках получения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения продолжительностью не более 3 месяцев.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве безработного, снят с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими приказами.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» заключен договор №, согласно которому в период действия договора гражданин ФИО1 направляется на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с целью дальнейшего трудоустройства по профессии водитель ТС категории «С» в ЧПОУ автошкола «Драйв» продолжительность обучения- 244 часов. В соответствии с Договором, гражданин обязался пройти курс профессионального обучения в полном объеме, предусмотренный учебной программой. Поставить в известность Центр об окончании обучения.
ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и гражданином ФИО1 заключен социальный контракт №, согласно которому предметом социального контракта являются сотрудничество между Управлением и получателем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может преодолеть самостоятельно), при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Мероприятия по поиску работы, направлены на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Получателя (его семьи) и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. П. 2.2.2. Социального контракта предусмотрена государственная помощь в виде ежемесячной денежной выплаты на период прохождения дополнительного профессионального образования в размере 7 243 руб. продолжительностью два месяца. КГКУ «Управление социальной защиты населения» в соответствии с Социальным контрактом взяло на себя обязанность осуществлять ежемесячную выплату получателю в соответствии с п. 2.1.1. социального контракта, кроме того имеет право продлить срок действия настоящего социального контракта (п. 3.2.1 Социального контракта). В свою очередь, Получатель обязуется пройти в период действия настоящего социального контракта дополнительное профессиональное образование (подп. 3 п. 4.1.1. Социального контракта) и также имеет право на продление срока действия Социального контракта при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению Получателем обязательств.
ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» и ЧПОУ Автошкола «Драйв» заключен государственный контракт №ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать образовательные услуги по профессиональному обучению безработных граждан, которым назначена страховая пенсия и которые стремятся возобновить трудовую деятельность по профессии «Водитель ТС категории «С», срок обучения 244 часа (п. 1.1. Государственного контракта). В соответствии с п. 2.1 Государственного контракта в цену контракта включены расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг, предусмотренных контрактом, а также расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате Исполнителем в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Свидетельству о профессии водителя № <адрес>17 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С». Как следует из справок предоставленных ЧПОУ Автошкола «Драйв» за время обучения в данной Автошколе ФИО1 учебный план выполнил, пропуска занятий не имел. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по результатам обучения в Автошколе сдавал экзамены (категория «С»).
Фактически ответчиком КГКУ «Управление социальной защиты населения» выплачена ФИО1 за период его обучения общая сумма в размере 14 486 руб., по 7 243 руб. за февраль и март 2022 года, в апреле 2022 года ежемесячная выплата за период обучения не производилась.
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что после установления статуса безработного и заключения договора о направлении на дополнительное профессиональное обучения с целью поиска работы у ФИО1 возникло право на получение государственной помощи в виде ежемесячной выплаты в размере 7 243 руб. на период обучения, не превышающий срок три месяца.
При этом сторона ответчика неверно толкует положения ст.ст. 73, 74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", полагая, что период проведения квалификационного экзамена не относится к профессиональному обучению, тогда как из данных норм Закона следует, что профессиональное обучение завершается моментом проведения по его результатам итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена. Принимая во внимание, что до сдачи итогового экзамена лицо, допущенное к его сдачи считается проходящим обучение и числится в образовательном учреждении, учитывая, что проведение экзамена образовательным учреждением в срок, выходящий за пределы срока установленного в Социальном контракте, не зависел от воли обучающегося, а обстоятельства в связи с которыми истцу предоставлена государственная помощь в виде выплаты на период обучения не отпали, так как он не имел возможности до сдачи экзамена и получения водительского удостоверения с соответствующей категорией трудоустроиться по полученной профессии, следовательно, период сдачи итогового экзамена входит в период профессионального обучения и сторона ответчика должна была внести изменения в Социальный контракт, продлив его действия на третий месяц обучения истца, тем более, что такое право у стороны ответчика имеется, что следует из условий Социального контракта.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО5 о взыскании с ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» ежемесячной выплаты в размере 7 243 руб. за апрель 2022 года в период прохождения дополнительного профессионального образования.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» суммы расходов понесенных последним в связи с прохождением дополнительного профессионального образования суд находит их, также подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В материалы дела истцом представлены и не оспариваются сторонами доказательства несения ФИО1 расходов в связи с прохождением дополнительного профессионального образования по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ: 1 500 руб. за сдачу экзамена ГИБДД; 1 950 руб. и 500 руб. прохождение медицинской комиссии для допуска к управлению транспортным средством; 2 000 руб. государственная пошлина за выдачу водительского удостоверения.
При этом, итоговый экзамен, прохождение медицинской комиссии и получение водительского удостоверения направлены на получение дополнительного профессионального образования, которое сторона ответчика обязалась предоставить истцу бесплатно в рамках договорных отношений, кроме того из представленных в материалы документов, в том числе Социального контракта и Договора о направлении на профессиональное обучение не следует, что истец ФИО1 должен был нести данные расходы самостоятельно, указанные услуги предоставлены ему в рамках социальной программы в качестве помощи, как лицу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации для преодоления обстоятельств или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может преодолеть самостоятельно) иначе это противоречило бы цели мероприятий на оказание ему помощи, суд приходит к выводу, что несение данных расходов не должно было быть возложено на истца и полагает необходимым взыскать их с ответчика КГКУ «Центр занятости населения <адрес>». При таких обстоятельствах, суд считает, что стороной ответчика КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в пользу ФИО1 должны быть оплачены убытки, понесенные им в связи с получением дополнительного профессионального образования в размере 5 950 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании компенсации - удовлетворить.
Взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения» в пользу ФИО1 ежемесячную выплату, предусмотренную Социальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ за период прохождения дополнительного профессионального образования в апреле 2022 года в размере 7 243 руб.
Взыскать с КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в пользу ФИО1 убытки, понесенные им в связи с получением дополнительного профессионального образования в размере 5 950 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Куликова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.С. Куликова