Решение по делу № 2а-3333/2017 от 21.08.2017

Дело № 2а-3333/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2017 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Краснове Н. В., с участием административного ответчика Антоновой В. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары к Антоновой Васили Минихачеевне о взыскании задолженности по страховым взносам,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары обратилась в суд с административным иском к Антоновой В. М. о взыскании задолженности по взносам в общем размере 13077, 60 руб., в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в размере 10770, 94 руб., пени в размере 162, 10 руб., недоимки по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 2112, 76 руб., пени – 31,80 руб. Требования мотивированы тем, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 21 июля 2016 года прекратила осуществление предпринимательской деятельности и утратила статус индивидуального предпринимателя. До этого момента являлась страхователем и обязана была уплачивать страховые взносы своевременно и в полном объеме. Страховые взносы плательщиком в полном объеме в установленные сроки не уплачены, в связи с чем образовалась задолженность. Направленное требование от 16 сентября 2016 года, по которому предложено уплатить имеющуюся задолженность в срок до 11 октября 2016 года, в добровольном порядке ею не исполнено. Просит взыскать с ответчика указанные суммы, восстановив срок обращения в суд с указанными требованиями.

Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представив заявление о рассмотрении дела без участия последнего.

Административный ответчик Антонова В. М. в судебном заседании пояснила, что требование Инспекции не получала, не знает какие суммы должны быть оплачены.

Суд, оценив правовую позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, представленные в дело письменные доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

С принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, а Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01 января 2017 года утратил силу.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона N 212 от 24.07.2009 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.

Согласно требованиям указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи (ч. 1 ст. 14); и обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ).

Календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 4). За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 ФЗ).

Частью 15 статьи 15 было закреплено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 ФЗ).

Согласно статье 25 указанного Федерального закона, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Антонова В. М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 28.11.2006 года по 21.07.2016 и зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Чебоксары Чувашской Республики в качестве страхователя с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Таким образом, Антонова В. М. в указанный период являлась плательщиком страховых взносов в ПФР РФ и взносов в ФФОМС.

УПФ в г. Чебоксары, выявив, что за данным плательщиком числится (выявлена) задолженность, направило административному ответчику требование от 16 сентября 2016 года № 015S01160102524 об уплате в срок до 11 октября 2016 г. начисленных страховых взносов за 2016 год на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 10 770, 94 руб., пени – 162, 10 руб.; на обязательное медицинское страхование – 2112,76 руб., пени – 31,80 руб. Направление требования ответчику подтверждается реестром отправленных требований.

Требования до настоящего времени не исполнены, в связи с чем административный истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности с ответчика, при этом, ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления.

В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность, взыскание производится в соответствии со ст. 48 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом.

Как указано выше, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16 сентября 2016 года за 2016 г. в размере 13077 руб. 60 коп. был установлен срок их исполнения до 11 октября 2016 г.

Следовательно, срок подачи административного иска истекал 11 апреля 2017 года.

ИФНС по г. Чебоксары обратилась в суд с иском о взыскании задолженности 21 августа 2017 г., то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного законом.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указано, что принудительное взыскание налогаза пределами сроков, установленныхНалоговымКодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено и не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, тогда как в соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку не имеется оснований для восстановления ИФНС по г.Чебоксары срока обращения в суд по данному спору, соответственно, не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам.

Руководствуясь ст. ст.175-180, ст. 289 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары к Антоновой Васили Минихачеевне о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за 2016 год в общем размере 13077 руб. 60 коп., в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в размере 10770, 94 руб., пени в размере 162, 10 руб., недоимки по взносам в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 2112, 76 руб., пени – 31,80 руб., - отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья

И.Н. Сидорова

Мотивированное решение составлено 21 сентября 2017 года.

2а-3333/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по г. Чебоксары
Ответчики
Антонова В.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
21.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2017[Адм.] Судебное заседание
21.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее