УИД: 47RS0013-01-2023-000677-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Подпорожье 26 марта 2024 года
Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.,
при секретаре Осиповой Н.Н.,
при участии истца Смирновой Т.Н.
при участии представителя третьего лица МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Катюша» Мухановой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Татьяны Николаевны к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным в части, об обязании включить период работы в специальный страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости, третье лицо: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша»,
установил:
Истец Смирнова Татьяна Николаевна (далее – Смирнова Т.Н.) обратилась в Подпорожский городской суд Ленинградской области с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным в части, об обязании включить период работы в специальный страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости. В обоснование требований указала, что 25.01.2021 г. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). Решением № от 18.03.2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ истцу было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, другие основания отказа не приведены. Ответчик признал наличие специального стажа и учел его по состоянию на 24.01.2021 г. 20 лет 04 месяца 15 дней, за период с 01.06.1989 по 24.01.2021 гг. В специальный стаж не включены периоды: с 07.09.1998 г. по 08.08.1999 г. (00-11-02); с 14.08.1999 г. по 06.08.2000 г. (0-11-23); с 12.08.2000 г. по 15.07.2001 г. (00-11-04); с 28.07.2001 г. по 31.12.2001 г. (00-05-04), всего 03 г. 03 мес. 03 дн., в должности «дефектолога», такая должность не предусмотрена списком должностей. С 23.03.2011 г. по 25.03.2011 г. (00-00-03); с 23.09.2014 г. по 24.09.2014 г. (00-00-02); с 21.10.2014 г. по 22.10.2014 г. (00-00-02); с 28.10.2014 г. по 30.10.2014 г. (00-00-03); с 05.02.2018 г. по 07.02.2018 г. (00-00-03); с 09.04.2018 г. по 11.04.2018 г. (00-00-03); с 16.05.2018 г. по 18.05.2018 г. (00-00-03); с 28.10.2019 г. по 28.10.2019 г. (00-00-01), всего 00 лет 00 мес. 20 дн. В должности учителя-дефектолога МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Катюша», т.к. период нахождения на курсах повышения квалификации не дает право на назначение досрочной пенсии. По представленным документам на 25.01.2021 г. стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Закона № 400-ФЗ на 09.10.2019 г. составил – 20 лет 04 месяца 15 дней. 02.06.2022 г. истица повторно обратилась с аналогичным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением № 136549/22 от 16.11.2022 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отказано ввиду отсутствия на дату обращения педагогического стажа 25 лет и отсутствием права с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, другие основания отказа не приведены. Ответчик признал наличие педагогического стажа на 31.12.2021 г. 21 год 06 мес. 07 дн. Страховой стаж составил 32 года 05 мес. 09 дн. Просила признать незаконным решение ответчика № от 16.11.2022 г. в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; обязать ответчика включить в специальный (педагогический) стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ период работы с 07.09.1998 г. по 31.12.2001 г., 03 г. 03 мес. 03 дн., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации 20 дней; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начиная с 02.06.2022 г. с последующей индексацией.
Далее истица в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточняла исковые требования (т. 2 л.д. 19-24), в окончательном виде просила установить тождественность должностей «учитель-дефектолог» и должности «дефектолог» в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша» за периоды с 07.09.1998 г. по 08.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.11.1999 г., с 12.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 26.04.2001 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г.; признать незаконным решение ответчика № от 16.11.2022 г. в части не включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периода работы с 01.09.1990 г. по 07.12.1990 г.; обязать ответчика зачесть в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периодов работы с 01.09.1990 г. по 07.12.1990 г., с 07.09.1998 г. по 08.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.11.1999 г., с 12.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 26.04.2001 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г.; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начиная с 02.06.2022 г. с последующей индексацией (т. 2 л.д.79-80)
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также с учетом пояснений, данных при рассмотрении дела.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил возражения (т. 1 л.д. 57-59, т. 2 л.д. 36-37, 93-94), в которых исковые требования не признал, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях. Также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша» в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что на протяжении все своей работы в данном учреждении, истица занималась только педагогической деятельностью.
Учитывая мнение истца, представителя третьего лица, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 1,1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. При этом, в соответствии с приложением 7 к закону, в случае, если право на страховую пенсию по старости возникло в 2022 г. – страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2023 г. - не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона № 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 197-О от 18.06.2004 г.
Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до01 января 2002 г, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового закона, независимо от того, выработан ли полностью общий и специальный трудовой стаж на указанную дату: периодыдо 01 ноября 1999 г. могут учитываться в соответствии со Списком от 06.09.1991 г. № 463, периодыс 01 ноября 1999 г. по 13ноября 2002 г. могут учитываться в соответствии со Списком от 22.09.1999 г. № 1067; периоды работы с14 ноября 2002 г. могут учитываться в соответствии со Списком от 29.10.2002 г. № 781 и правилами от 29.10.2002 г. № 781.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-Ф3, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25.01.2021 г. Смирнова Т.Н. первоначально обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости согласно ч. 1 п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области (межрайонное) № от 18.03.2021 г. Смирновой Т.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. По состоянию на 25.01.2021 г. стаж работы Смирновой Т.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составил 20 лет 04 месяца 15 дней (т. 1 л.д. 20-27).
Повторно с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости согласно ч. 1 п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Смирнова Т.Н. обратилась 02.06.2022 г. (т. 1 л.д. 70-73).
Решением Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от 16.11.2022 г. Смирновой Т.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. По состоянию на 31.12.2022 г. стаж работы Смирновой Т.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составил 21 год 06 месяцев 07 дней. В специальный стаж не включены периоды с 23.09.1988 г. по 31.05.1989 г., с 07.09.1989 г. по 05.12.1989 г., с 01.09.1990 г. по 28.02.1993 г., с 27.03.1993 г. по 30.04.1993 г. – работа в качестве помощника воспитателя, няни; с 01.06.1993 г. 30.06.1993 г., с 13.12.1993 г. по 12.01.1994 г., с 16.05.1994 г. по 10.07.1994 г., с 27.08.1994 г. по 30.08.1994 г., с 01.06.1995 г. по 26.06.1995 г.– дополнительные учебные отпуска; с 07.09.1998 г. по 08.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.10.1999 г., с 02.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 26.04.2001 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г. – работа в должности дефектолога; с 01.05.2007 г. по 28.08.2008 г. – отпуск по уходу за ребенком; с 01.07.1993 г. по 02.07.1993 г., с 11.07.1994 г. по 19.07.1994 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г., с 28.07.2002 г. по 27.08.2002 г., с 29.07.2003 г. по 27.08.2003 г., с 28.07.2004 г. по 27.08.2004 г., с 28.07.2005 г. по 29.08.2005 г., с 27.08.2012 г. по 30.08.2012 г., с 29.07.2014 г. по 28.08.2014 г.. с 28.07.2015 г. по 31.07.2015 г.. с 21.10.2015 г. по 21.11.2015 г., с 28.07.2016 г. по 29.07.2016 г., с 06.08.2016 г. по 30.08.2016 г., с 26.08.2021 г. по 30.08.2021 г., с 06.10.2021 г. по 15.10.2021 г. – периоды предоставления отпуска без сохранения заработной платы (т. 1 л.д. 30-35).
Как следует из представленной в материалы копии диплома №, выданного Ленинградским государственным областным университетом, ДД.ММ.ГГГГ Шишковой Татьяне Николаевне была присуждена квалификация «Олигофренопедагог/учитель коррекционных образовательных учреждений VII-VIII вида/» по специальности «Олигофренопедагогика» (т. 2 л.д. 69). В указанном учебном учреждении Шишкова Татьяна Николаевна обучалась с 01.09.1993 г. по 30.06.1998 г. по заочной форме обучения, что подтверждается архивной справкой от 04.02.2021 г. (т. 2 л.д. 81-82).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Шишкова Татьяна Николаевна заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Дмитриева (т. 1 л.д. 45).
ДД.ММ.ГГГГ решением суда Лодейнопольского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и Дмитриевой Татьяной Николаевной прекращен. После расторжения брака Дмитриевой Т.Н. присвоена фамилия Смирнова (т. 1 л.д. 46).
Как следует из трудовой книжки (т. 1 л.д. 39-41) Смирнова Татьяна Николаевна 23.09.1988 г. принята в Ясли-сад № 4 Лодейнопольского гороно на должность няни-санитарки.
06.12.1989 г. переведена воспитателем на время декретного отпуска ФИО2
08.12.1990 г. переведена помощником воспитателя.
01.05.1993 г. переведена на должность воспитателя временно.
01.08.1993 г. переведена воспитателем постоянно.
01.11.1994 г. переведена на должность подменного воспитателя.
04.07.1995 г. уволена согласно ст. 33 п. 1 КЗОТ РФ (сокращение штатов) с 28.06.1995 г.
07.09.1998 г. Смирнова Т.Н. принята на работу в Лодейнопольское муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 4 «Катюша» на должность дефектолога по контракту.
С 03.12.1999 г. Лодейнопольское муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 4 «Катюша» переименовано в Лодейнопольское муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша».
27.04.2001 г. Смирновой Т.Н. присвоена первая квалификационная категория 13 разряд по должности учитель-дефектолог.
Как следует из штатного расписания ДОУ № 4 «Катюша» на 01.04.2000 г. в учебном учреждении имелось 2 ставки по должности учитель-дефектолог. Ставок дефектолога штатным расписанием не предусмотрено (т. 1 л.д. 37). На 01.04.2001 г. штатным расписанием в данном образовательном учреждении также предусмотрено 2 ставки по должности учитель-дефектолог. Ставок дефектолога штатным расписанием не предусмотрено (т. 1 л.д. 38).
Истица оспаривает решение Отделению фонда Пенсионного и социального страхования по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от 16.11.2022 г. в части не включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периода работы с 01.09.1990 г. по 07.12.1990 г., указывая, что в данный период работала в должности воспитателя.
В соответствии с пп. «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление № 781).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением № 781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно представленных в материалы дела справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающие полную занятость на льготной работе № от 20.10.2022 г., выданной МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша», Смирнова Т.Н. в период с 01.09.1990 г. по 31.12.1991 г. работала в данном образовательном учреждении в должности помощника воспитателя (т. 1 л.д. 169-171). Указанное обстоятельство также подтверждается архивной справкой о характере работы № от 02.06.2015 г. (т. 2 л.д. 43). Таким образом, в соответствии со Списком № 781, согласно которого должность помощника воспитателя не включена в Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также не включена в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), с учетом того, что достоверных доказательств, подтверждающих работу истца в указанный период в должности воспитателя в материалы дела не представлено, период работы истца с 01.09.1990 г. по 07.12.1990 г. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии включению не подлежит.
Также истица просит обязать ответчика зачесть в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периодов работы с 07.09.1998 г. по 08.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.11.1999 г., с 12.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 26.04.2001 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г. в должности дефектолога, поскольку в указанные периоды времени осуществляла работу в качестве учителя-дефектолога.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. утвержден Список № 463 профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу.
Согласно Постановлени Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком № 463 от 06.09.1991 г., а периоды работы после 01.11.1999 г., - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.
Списком № 463 от 06.09.1991 г. не предусмотрено наименование должности «дефектолог» как педагогический работник.
Между тем, данный Список содержит наименования должности учитель-дефектолог.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, в разделе «Наименование должностей» поименована должность учитель-дефектолог; в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли (пункт 1.8).
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №, предусмотрены должности «учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)» с общей квалификационной характеристикой: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минобразования Российской Федерации от 29.03.2001 г №, высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника.
При этом, ранее действовавшим Приказом Минобразования РФ от 17.06.1993 г. № «Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации» было предусмотрено, что аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности работника.
В ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели ФИО3 – ранее занимавшая должность заведующей детской сада № 4, ФИО4 – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша», которые показали, что в период с 07.09.1998 г. по 26.04.2001 г. истица работала в должности учителя-дефектолога, а запись в трудовую книжку ей была внесена с опиской.
Оценивая показания свидетелей, суд к ним относится критически, поскольку данное доказательство является не допустимым, так как характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Как следует из представленной в материалы дела копии трудовой книжки истца 27.04.2001 г. Смирновой Т.Н. присвоена первая квалификационная категория 13 разряд по должности учитель-дефектолог (т. 1 л.д. 40), Указанная квалификационная категория присвоена истице на основании решения аттестационной комиссии (протокол № от 27.04.2001 г.), что подтверждается представленной копией приказа № от 03.05.2001 г. Отдела образования Администрации МО «Лодейнопольский район Ленинградской области» (т. 2 л.д. 8).
С учетом изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что на момент аттестации истца в 2001 г., ею осуществлялась педагогическая деятельность.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды работы в должности дефектолога, суд приходит к выводу о том, что истец фактически осуществляла свою деятельность в детском саду, данное учреждение предусмотрено Списком № 781, в связи с чем, данные периоды не могут быть исключены из специального стажа истца.
Руководствуясь п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» суд приходит к выводу, что некорректное написание должности истца в трудовой книжке не может являться основанием для отказа во включении периодов работы в подсчет специального стажа.
Однако, исходя из имеющихся в материалах дела документов, суд считает, что требования истца в части включения в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периодов работы с 07.09.1998 г. по 08.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.11.1999 г., с 12.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 26.04.2001 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г. подлежат удовлетворению в части.
Так, согласно справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающие полную занятость на льготной работе № от 20.10.2022 г., выданной МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша» в период с 12.04.1999 г. по 14.04.1999 г., с 14.08.2000 г. по 27.08.2000 г., с 13.08.2001 г. по 24.08.2001 г. (т. 1 л.д. 170), а также приказа № от 09.06.1999 г. ДОУ № 4 «Катюша» в период с 10.08.1999 г. п 13.08.1999 г. (т. 1 л.д. 227), истица находилась в отпусках без содержания. При указанных обстоятельствах, указанные периоды не могут быть включены истцу в специальный стаж.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства, включению в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ подлежат следующие периоды работы истца в должности дефектолога: с 07.09.1998 г. по 11.04.1999 г., с 15.04.1999 г. по 09.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.11.1999 г., с 02.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 13.08.2000 г., с 28.08.2000 г. по 26.04.2001 г., что в сумме составляет 2 года 6 месяцев 12 дней.
С учетом включения указанных выше периодов в специальный стаж, на дату обращения истца к ответчику последний составил 24 года 00 месяцев 19 дней, при необходимых 25 годах. Таким образом, на дату обращения Смирновой Т.Н. к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, право на ее назначение у истицы не возникло, в связи с чем требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Смирновой Татьяны Николаевны к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным в части, об обязании включить период работы в специальный страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от 16.11.2022 г. незаконным.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Смирновой Татьяне Николаевне 13.12.1970 г.р. уроженки г. Лодейное Поле Ленинградской обл. (паспорт №) периоды работы в должности дефектолога с с 07.09.1998 г. по 11.04.1999 г., с 15.04.1999 г. по 09.08.1999 г., с 14.08.1999 г. по 30.11.1999 г., с 02.12.1999 г. по 07.12.1999 г., с 11.12.1999 г. по 15.12.1999 г., с 17.12.1999 г. по 06.08.2000 г., с 12.08.2000 г. по 13.08.2000 г., с 28.08.2000 г. по 26.04.2001 г.
В остальной части в удовлетворении требований Смирновой Татьяны Николаевны - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Подпорожский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме
принято 02.04.2024 г.