Судья Закурдаева Е.А. дело № 72-299/2019
Р Е Ш Е Н И Е
25 сентября 2019 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» Коткиной А.Н. на решение судьи Холмского городского суда от 14 июня 2019 года по делу о привлечении открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) Соколова С.Е. от 20 марта 2019 года № открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – ОАО «СахМП») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Указанное постановление защитником ОАО «СахМП» Коткиной А.Н. обжаловано в суд.
Решением судьи Холмского городского суда от 14 июня 2019 года постановление должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 20 марта 2019 года о привлечении ОАО «СахМП» к административной ответственности изменено. Исключены из указанного постановления вмененные названному обществу нарушения подпункта 30 пункта 5, подпункта 30 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, и дополнении к ней защитник ОАО «СахМП» Коткина А.Н. просит об отмене решения и постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает необоснованным вменение обществу подпункта 25 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, поскольку срок исполнения плана обеспечения транспортной безопасности для транспортного средства д/э «Сахалин-9» на дату проверки не истек в связи с тем, что 6 декабря 2018 года указанному транспортному средству присвоена новая категория (3-я - более низкая с ранее имеющейся 2–й категорией), что повлекло разработку и утверждение изменений в план обеспечения транспортной безопасности и соответственно возможность реализации плана обеспечения транспортной безопасности в отношении указанного транспортного средства в последующий шестимесячный срок. Считает, что к правоотношениям по данному делу подлежат применению положения Федерального закона от 2 августа 2019 года № 270-ФЗ, которыми внесены изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и изменены сроки реализации требований по обеспечению транспортной безопасности. В обоснование не согласия с пунктом 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры, являющихся приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, защитник общества указывает на то, что в ходе проведения проверки должностному лицу, осуществляющему проверку, обществом представлено письмо, подтверждающее направление образцов пропусков на согласование в Федеральное агентство морского и речного транспорта, и их согласование в день проведения проверки 15 марта 2019 года. Наряду с изложенным защитник обращает внимание на ненадлежащее уведомление общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и не предоставление возможности для подготовки и изучения имеющихся в деле документов.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Коткину А.Н., поддержавшую доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пунктам 4, 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования № 678), действующие с 2 августа 2016 года.
В силу подпункта 30 пункта 5 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Согласно подпунктам 25 и 30 пункта 6 Требований № 678 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на постах транспортного средства и пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом транспортного средства (подпункт 25);
оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным планом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» (подпункт 30).
В приложении к Требованиям № 678 утверждены Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры, которые определяют организацию пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры образцы пропусков согласовываются с уполномоченными подразделениями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и Федеральным агентством морского и речного транспорта в целях их соответствия положениям пунктов 3, 4 и 6 настоящих Правил и прилагаются к положению (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, ОАО «СахМП» является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку имеет в пользовании объект транспортной инфраструктуры и транспортные средства.
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 12 февраля 2019 года № 106-р в период с 11 по 15 марта 2019 года в ОАО «СахМП» проведена плановая выездная проверка.
В результате проведенной проверки выявлены нарушения Требований № 678 и Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры.
В частности, в нарушение подпункта 30 пункта 5 Требований № 678 объект транспортной инфраструктуры - КПП «Паромного комплекса первой очереди» (арочный магнитный детектор <данные изъяты>, система досмотра ручной клади <данные изъяты>, система контроля управления допуска КПП) не оснащен сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 969);
в нарушение подпункта 25 пункта 6 Требований № 678 не обеспечено ведение аудиозаписи на транспортном средстве д/э «Сахалин-9»;
в нарушение подпункта 30 пункта 6 Требований № 678 транспортное средство д/э «Сахалин-9» не оснащено сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 969;
в нарушение пункта 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры образцы пропусков не согласованы с Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Перечисленные нарушения отражены в акте проверки от 15 марта 2019 года и явились основанием для составления в это же день в отношении ОАО «СахМП» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав перечисленные нарушения, судья пришла к выводу о необходимости исключения из постановления по делу нарушений требований подпункта 30 пункта 5, подпункта 30 пункта 6 Требований № 678.
В указанной части решение судьи никем не оспаривается.
Ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, не допускается.
Кроме этого, ОАО «СахМП» вменено то обстоятельство, что в нарушение подпункта 25 пункта 6 Требований № 678 на транспортном средстве д/э «Сахалин-9» не ведется аудиозапись.
Оставляя без изменения постановление должностного лица в указанной части, судья лишь констатировала указанное обстоятельство, не дав оценку доводам жалобы об изменении категории данного судна и наличии у общества шестимесячного срока на реализацию плана транспортного средства, в соответствии с которым обеспечивается аудиозапись.
Вместе с тем из материалов дела видно, что согласно письму Федерального агентства морского и речного транспорта от 6 декабря 2018 года № д/э «Сахалин-9» присвоена 3 категория.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 6 Требований № 678 обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению аудиозаписи в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на постах транспортного средства и пунктах управления обеспечением транспортной безопасности осуществляется в соответствии с планом транспортного средства и напрямую связана с ним.
В силу подпункта 7 пункта 6 Требований № 678 субъекты транспортной безопасности обязаны реализовать план транспортного средства поэтапно в предусмотренные этим планом сроки, которые в отношении транспортных средств 3 категории составляют не позднее 6 месяцев с даты присвоения категории транспортному средству.
В этой связи срок исполнения обязанности обеспечения аудиозаписи на указанном транспортном средстве в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на постах транспортного средства и пунктах управления обеспечением транспортной безопасности составляет 6 месяцев с даты присвоения транспортному средству соответствующей категории (до 6 июня 2019 года) и на момент проведения проверки этот срок не наступил, что исключало привлечение ОАО «СахМП» к административной ответственности за нарушение подпункта 25 пункта 6 Требований № 678.
Относительно вмененного ОАО «СахМП» в постановлении нарушения пункта 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры судья пришел к выводу о том, что образцы пропусков на момент проведения проверки не согласованы с Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Между тем с указанным выводом согласиться нельзя, поскольку из материалов дела видно, что образцы пропусков для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Паромный комплекс первой очереди ОАО «СахМП» согласованы с Федеральным агентством морского и речного транспорта 15 марта 2019 года, то есть на момент проверки, которая проводилась в период с 11 по 15 марта 2019 года включительно, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения ОАО «СахМП» к административной ответственности за нарушение пункта 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах решение судьи в части оставления без изменения постановления должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 20 марта 2019 года о привлечении ОАО «СахМП» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением подпункта 25 пункта 6 Требований № 678, пункта 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры и соответствующее постановление должностного лица в этой же части не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу - прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Холмского городского суда от 14 июня 2019 года в части оставления без изменения постановления главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Соколова С.Е. от 20 марта 2019 года № ТБ-ВТ-20/03/2019/11 - ЮСХ о привлечении открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением подпункта 25 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, пункта 25 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры и постановление по делу в указанной части подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова