ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6000/2023,
2-7076/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 15 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В.,
судей Попова В.В. и Шостак Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к акционерному обществу «Транснефть - Верхняя Волга» о прекращении сервитута в отношении земельного участка, установлении платы за пользование земельным участком, взыскании денежных средств за пользование земельным участком, штрафа, судебных расходов
по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., выслушав объяснения представителя истцов ФИО1, ФИО2 – адвоката ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика АО «Транснефть - Верхняя Волга», действующего на основании доверенности ФИО7, возражавшего против доводов кассационной жалобы при проведении судебного заседания путем веб-конференции с использованием программы «VideoМost», судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1, ФИО2 обратились с иском к АО «Транснефть - Верхняя Волга» о прекращении сервитута в отношении земельного участка, установлении платы за пользование земельным участком, взыскании денежных средств за пользование земельным участком, штрафа, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указали, что 4 июня 2018 г. между истцами как собственниками и ответчиком как пользователем было заключено соглашение об установлении сервитута земельного участка с кадастровым номером № площадью 109 210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, в интересах ответчика как собственника магистрального нефтепровода «Ярославль-Москва» на период его реконструкции для замены дефектного участка «<адрес>» <адрес>. Сервитут установлен на два года с даты его государственной регистрации до 18 июня 2020 г. Пользователь обязан по истечении срока сервитута, в том числе при досрочном расторжении соглашения и досрочного прекращения сервитута, прекратить осуществление сервитута и провести все необходимые действия для государственной регистрации его прекращения за свой счет, кроме того осуществить фактическое освобождение земельного участка не позднее последнего дня действия сервитута (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения настоящего пункта (или какого-либо из вышеуказанных обязательств) пользователь обязан оплатить по письменному требованию собственников штраф в размере 0,1% от общей стоимости сервитута за каждый день просрочки исполнения обязательства. 31 августа 2018 г. между сторонами было подписано дополнительное соглашение № 1 к соглашению об установлении сервитута, согласно которому стороны договорились о прекращении сервитута на земельном участке с кадастровым номером №, о чем внесена запись в ЕГРН, сервитут установлен на земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 632 кв.м. 20 июля 2020 г. между сторонами было подписано дополнительное соглашение № ТВВ-2173-2/А36/18 к соглашению об установлении сервитута в связи с не завершением строительно-монтажных работ по реконструкции участка магистрального нефтепровода о продлении срока действия сервитута до 31 декабря 2020 г. 16 апреля 2021 г. между сторонами было подписано соглашение о расторжении соглашения об установлении сервитута земельного участка в связи с окончанием строительно-монтажных работ по реконструкции участка магистрального нефтепровода. В соответствии с соглашением о расторжении установленного сервитута ответчиком денежные обязательства за пользование сервитутом исполнены по 16 апреля 2021 г. включительно, при этом сам сервитут в установленный срок не расторгнут и продолжает действовать по настоящее время. Требование (претензию) от 20 сентября 2021 г. о расторжении сервитута ответчик добровольно не удовлетворил, между тем действующий сервитут препятствует истцам пользоваться земельным участком с кадастровым номером № в соответствии с его целевым назначением.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 22 декабря 2021 г. исковые требования были удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 октября 2022 г. указанное решение было отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявители просят апелляционное определение отменить как незаконное, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, возражениях на нее, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены не были.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 4 июня 2018 г. в целях проведения строительно-монтажных работ на магистральном нефтепроводе между ФИО1, ФИО2 и АО «Транснефть - Верхняя Волга» было заключено соглашение об установлении в пользу последнего сервитута в части земельного участка.
Согласно пункту 1.1 указанного соглашения сервитут устанавливается на земельный участок с кадастровым номером № площадью 109 210 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, в интересах ответчика как пользователя и собственника магистрального нефтепровода «<адрес>» на период реконструкции для замены дефектного участка «<адрес>.
В силу пункта 1.3 соглашения сервитут устанавливается на два года и действует с даты его государственной регистрации в уполномоченном регистрирующем органе.
Во исполнение указанного пункта ответчиком была осуществлена государственная регистрация сервитута, о чем 18 июня 2018 г. была внесена соответствующая запись в ЕГРН, таким образом, срок действия сервитута до 18 июня 2020 г.
На основании пункта 1.4 соглашения часть земельного участка, на которую устанавливается сервитут, подлежит кадастровому учету и оформлению в установленном законом порядке, обязанность по подаче (получении) документов для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации сервитута и расходы, связанные с ним лежат на пользователе.
В соответствии с пунктом 4.2.5 соглашения пользователь обязан по истечении срока сервитута (в том числе при досрочном расторжении соглашения и досрочного прекращения сервитута) прекратить осуществление сервитута и провести все необходимые действия для государственной регистрации в уполномоченном органе его прекращения за свой счет, кроме того осуществить фактическое освобождение земельного участка не позднее последнего дня действия сервитута.
В связи с решением собственников от 5 июля 2018 г. о разделе земельного участка земельный участок с кадастровым номером № был разделен, образованы земельные участки: с кадастровым номером 50:14:0040371:124 площадью 104 578 кв.м., с кадастровым номером № площадью 4 632 кв.м.
31 августа 2018 г. между сторонами было подписано дополнительное соглашение № 1 к соглашению об установлении сервитута земельного участка, согласно которому стороны договорились о прекращении сервитута на земельном участке с кадастровым номером № (пункт 4.1), о чем сделана запись в ЕГРН. Сервитут устанавливается на земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 632 кв.м.
20 июля 2020 г. между сторонами было подписано дополнительное соглашение № ТВВ-2173-2/А36/18 к соглашению об установлении сервитута земельного участка, пунктом 1 которого предусмотрено, что в связи с не завершением строительно-монтажных работ по реконструкции участка магистрального нефтепровода стороны договорились о продлении срока действия сервитута до 31 декабря 2020 г. Пунктом 2 дополнительного соглашения определен размер платы за сервитут и порядок ее оплаты.
16 апреля 2021 г. между сторонами было подписано соглашение о расторжении соглашения об установлении сервитута земельного участка, на основании пункта 1 которого в связи с окончанием строительно-монтажных работ по реконструкции участка магистрального нефтепровода соглашение об установлении сервитута земельного участка считать расторгнутым с 16 апреля 2021 г.
Согласно пунктам 5, 6 и 7 данного соглашения собственники не имеют претензий к пользователю по внесению платы за сервитут; на участке размещены наземные элементы, принадлежащие АО «Транснефть - Верхняя Волга»; у собственников нет претензий к пользователю по выполненной рекультивации земельного участка.
На основании пункта 8 указанного соглашения дополнения и изменения к соглашению об установлении сервитута, внесенные настоящим соглашением о расторжении, вступают в силу с момента его государственной регистрации, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 4 июня 2018 г., и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно акту осмотра земельного участка от 16 апреля 2021 г. в связи с окончанием строительно-монтажных работ у собственников участка претензий по его рекультивации не было.
В соответствии с соглашением о расторжении установленного сервитута на земельный участок, заключенным 4 июня 2018 г., обязательства за пользование сервитутом исполнены ответчиком по 16 апреля 2021 г. включительно, что подтверждается перечислением денежных средств на расчетные счета истцов, при этом сам сервитут в установленный срок не расторгнут и продолжает действовать по настоящее время, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ответчиком было заявлено о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком была осуществлена государственная регистрация сервитута, о чем 18 июня 2018 г. внесена запись в ЕГРН; земельный участок с кадастровым номером № был разделен, образованы земельные участки с кадастровыми номерами № с той же категорией земель и видом разрешенного использования; на основании дополнительного соглашения от 31 августа 2018 г. сервитут установлен на тех же условиях на земельный участок с кадастровым номером № в связи с окончанием строительно-монтажных работ по реконструкции магистрального нефтепровода 16 апреля 2021 г. заключено соглашение о расторжении соглашения об установлении сервитута с указанной даты.
Также суд первой инстанции принял во внимание, что сервитут в настоящее время продолжает действовать; доводы ответчика, что он предпринимал и предпринимает меры, направленные на совершение регистрационных действий по прекращению записи о сервитуте в ЕГРН, не состоятельны, до настоящего времени государственная регистрация прекращения ограничений прав на объект недвижимости и о снятии обременений на объект недвижимости не произведена; соглашением об установлении сервитута от 4 июня 2018 г. определена общая стоимость сервитута, в силу пункта 2.1 соглашения о расторжении соглашения об установлении сервитута от 16 апреля 2021 г. установлена рыночная ежегодная стоимость сервитута; расчет истцов является верным, ответчиком не оспорен; пунктом 4.2.5 соглашения об установлении сервитута предусмотрен штраф, размер которого, рассчитанный истцами, верен, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, о снижении не заявлено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что сервитут использовался ответчиком для проведения строительно-монтажных работ, после завершения которых и подписания соглашения о прекращении сервитута от 16 апреля 2021 г. земельный участок ответчиком фактически не использовался; отсутствие фактического землепользования со стороны ответчика, освобождение им земельного участка и отсутствие со стороны истцов каких-либо претензий к ответчику подтверждается актом совместного осмотра земельного участка от 16 апреля 2021 г. и соглашением о прекращении сервитута от той же даты; ответчиком были осуществлены все необходимые действия, направленные на государственную регистрацию прекращения сервитута путем направления в Управление Росреестра по Московской области заявлений.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что срок выполнения ответчиком обязательства по государственной регистрации в соглашении не определялся; само по себе совершение регистрационных действий находится в компетенции Управления Росреестра по Московской области и не зависит от действий ответчика; по заявлению от 24 сентября 2021 г. государственным регистратором прав 30 декабря 2021 г. принято решение о государственном кадастровом учете прекращения сервитута; истцами не представлены доказательства ущерба, связанного с наличием записи в ЕГРН о сервитуте, как и не подтверждено наличие препятствий в использовании земельного участка по вине ответчика.
На основании пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 276 настоящего Кодекса по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
В силу статьи 431 указанного Кодекса при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Судебная коллегия, вопреки доводам кассационной жалобы, полагает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте, принимая во внимание приобщение судом первой инстанции к материалам дела отзыва ответчика на исковое заявление с приложенными копиями уведомлений Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственной регистрации прав и прекращении государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером № от 9 июня 2021 г., от 19 июля 2021 г., от 3 сентября 2021 г., от 10 сентября 2021 г., от 24 сентября 2021г., от 13 октября 2021 г., что свидетельствует об осуществлении ответчиком неоднократных и последовательных действий по государственной регистрации прекращения сервитута.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
В целом доводы жалобы, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность вывода суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах. Выводы, содержащиеся в судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, которым дана оценка в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам кассационной жалобы допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи