Дело № 2-1885/2023 Председательствующий – Цицкиев Р.Б..
Апелляционное определение № 33-1453/2024
05 ноября 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.,
судей Горокаевой Х.А. и Дзаитова М.М.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оздоева Мусы Дзаудиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и взыскании расходов на оплату услуг представителя
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 26 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Оздоев М.Д. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
ДД.ММ.ГГГГ решением ЖБК ФИО2 истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в соответствующий список. После постановки на учет систематически предоставлял актуальные сведения о семье.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с уволен с органов внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 «в связи с болезнью, на основании заключения ВВК».
ДД.ММ.ГГГГ при очередном обращении истцу выдана выписка из протокола ЖБК МВД по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием учетного дела и протокола о принятии его на учет.
Считая обозначенное решение нарушающим его права на своевременное получение жилого помещения, ФИО2 М.Д. просил признать его незаконным и обязать МВД по РИ восстановить его на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на жилищный учет – ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истец ФИО2 М.Д., третье лицо ФИО11, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по <адрес> ФИО8, поддержавшей доводы жалобы, представителя истца ФИО9, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО2 М.Д. в период с 1997 г. по 2015 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия.
ДД.ММ.ГГГГ решением ЖБК ФИО2 истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в соответствующий список с указанной даты, что подтверждается выпиской из протокола №.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с уволен с органов внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 «в связи с болезнью, на основании заключения ВВК».
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> принято решение, оформленное протоколом №, которым истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проделанной работы установлено, что у 37 очередников в архивах жилищно-бытовой комиссии отсутствовали учетные дела и протоколы принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на день признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, ст. ст. 5 и 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 56 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт подачи истцом документов для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принятия его на учет по месту службы подтверждается совокупностью представленных в материалы дела достоверных доказательств, в связи с чем частично удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия соглашает с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
В развитие названного конституционного положения законодатель в статье 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции» (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции») предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
При этом из содержания указанной нормы права следует, что речь идет о сотрудниках милиции, проходящих службу, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закона № 247-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В силу ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а также по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления.
В статье 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс Российской Федерации вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статья 6 указанного Закона устанавливает, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 9 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия его на учет.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, истец проходи службу в органах внутренних дел.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания ЖБК ФИО2 удовлетворена просьба ФИО2 М.Д. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом в адрес министра внутренних дел РИ ФИО10 для постановки на жилищный учет, что подтверждается штампами секретариата МВД РИ от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, штампом службы тыла МВД РИ от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, штампом ФИО2 РИ от ДД.ММ.ГГГГ вх. № (л.д. 21).
Протоколом № заседания ЖБК ФИО2 М.Д. включен в список очередников для получения жилья в составе семьи из 2 человек с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Кроме того, в материалах дела представлена справка ЖБК МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по имеющимся учетным данным жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ ФИО2 М.Д., как нуждающийся в улучшении жилищных условий, состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ
Установив указанные обстоятельства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Оценивая представленные в материалы дела документы, обосновывающие затраты истца, связанные с получением юридической помощи, в том числе в досудебном порядке, суд может сделать вывод о реальности понесенных расходов по оплате соответствующих услуг, поскольку они подтверждены соответствующими платежными документами, а потому, учитывая объем, категорию сложности дела, объем работы проведенной представителем истца, суд, исходя из требований разумности и справедливости, и принимая во внимание возражения ответчика, приходит к выводу о взыскании с последнего в возмещение названных расходов в соответствие со ст. 98 ГПК РФ в размере 20 000 руб.
При таких обстоятельствах оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республике Ингушетия от 26 октября 2023 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Оздоева Мусы Дзаудиновича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и взыскании расходов на оплату услуг представителя оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащей подписью
верно:
Судья Коригова М.М.