Судья Орлова С.Г. Дело № 7р-391/2018
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 1 ноября 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Кулагиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Кочевой О. К., родившейся <дата>
в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, специалиста по закупкам государственного федерального бюджетного учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл, к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеевой М.В. от
19 июля 2018 года № 02-11/326-18 специалист по закупкам государственного федерального бюджетного учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл Кочева О.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 19 сентября 2018 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеева М.В. просит отменить решение судьи, ссылаясь на необоснованность вывода о квалификации совершенного административного правонарушения как малозначительного.
Выслушав представителя Марийского УФАС Бастракова А.В., поддержавшего доводы жалобы, Кочеву О.К. и ее защитника Мязина А.М., просивших в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела об административном правонарушении № 02-11/326-18 и материалы дела по жалобе № 12-566/18, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля
2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей), либо путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что УФАС по РМЭ осуществлен мониторинг единой информационной системы в сфере закупок, в ходе которого установлено, что государственным федеральным бюджетным учреждением «Инженерные защиты Чебоксарского водохранилища по Республики Марий Эл» (далее – учреждение) в нарушение требований закона о контрактной системе в 2017 году осуществлено закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в меньшем объеме, чем предусмотрено законодательством.
Как следует из постановления административного органа от 19 июля 2018 года № 02-11/326-18 основанием для привлечения Кочевой О.К. к административной ответственности признано нарушение положений статьи 30 Закона о контрактной системе при осуществлении Учреждением закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 году в объеме менее чем 15 % совокупного годового объеме закупок.
За 2017 год совокупный годовой объем закупок Учреждения, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, составил 35 764 955,33 руб. Объем закупок, который учреждение обязано было осуществить у субъектов предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 году, составил 5 364 743,30 руб.
Между тем, согласно отчету об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 году, размещенному 29 марта 2018 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок с использованием электронной цифровой подписи Кочевой О.К. учреждением объем таких закупок за 2017 год обеспечен на сумму 4 249 972,83 руб.
Таким образом, доля закупок, осуществленных у субъектов предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, составила 11,88306 % от совокупного годового объема закупок.
В соответствии с приказом директора учреждения от 27 января 2014 года 11-л Кочева О.К. принята на должность ведущего инженера.
Приказом от 9 октября 2017 № 241-п утверждены положение и состав контрактной службы, на основании которых ведущий инженер (по организации и проведению закупок) Кочева О.К. является работником контрактной службы учреждения.
Согласно пункту 33 части 3.13 Положения о контрактной службе учреждения ведущий инженер (по организации и проведению закупок) составляет и размещает в единой информационной системы в сфере закупок отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании приказа от 27 декабря 2017 года № 332-п внесены изменения в штатное расписание, должность ведущий инженер заменена на должность специалист по закупкам с 1 января 2018 года.
Приказом № 4-п от 16 января 2018 года утвержден состав контрактной службы, в который включена Кочева О.К. как специалист по закупкам контрактной службы учреждения.
В соответствии с Положением (регламентом) о контрактной службе учреждения, в функциональные обязанности ведущего инженера (по организации и проведению закупок) входят, в том числе планирование закупок; подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов; обеспечение осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установление требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; размещение в единой информационной системе в сфере закупок документации о закупках.
Факт совершения административного правонарушения и вина Кочевой О.К. подтверждается следующими доказательствами: скриншотами с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, отчетом об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год от 29 марта 2018 года, сообщением учреждения от 3 мая 2018 года, приказом о приеме на работу от 27 января 2014 года 11-л, приказом от 27 декабря 2017 года № 332-п, приказом от 9 октября 2017 № 241-п, положением о контрактной службе учреждения, сообщением учреждения от 10 июля 2018 года, объясненем Кочевой О.К. от 12 июля 2018 года, объяснением Кочевой О.К. от 19 июля 2018 года, постановлением по делу об административном правонарушении от 19 июля 2018 года № 02-11/326-18.
Действия Кочевой О.К. квалифицированы по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем согласился судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении дела по жалобе.
Между тем, установив наличие в действиях Кочевой О.А. состава указанного выше административного правонарушения, судья пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Доводы жалобы должностного лица Марийского УФАС об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным ввиду характера нарушений законодательства, свидетельствующего о существенном нарушении требований закона, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из содержания, статья о малозначительности административного правонарушения является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений, и может быть применена в отношении любого предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения (как материального, так и формального).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из материалов дела и указано судьей, учреждением на 2017 года было запланировано осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 30 116 267 руб., что составляло 84,21% от совокупного годового объема закупок за вычетом закупок, предусмотренных ч.1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, что значительно превышает установленный законом минимальный размер объема (15%) закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
По независящим от учреждения причинам часть закупок, в извещениях об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, была признана несостоявшимися и завершились заключением договоров на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, результаты которых в соответствии с действующим законодательством не включаются в объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств дела, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и является малозначительным.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочевой О. К. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Ф. М.В. - без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева