Дело № 2-3007/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2013 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием представителя заявителя – Катаевой М.С., действующей на основании доверенности,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми заявление Департамента культуры и молодежной политики администрации г.Перми об оспаривании решения и предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае,
установил:
Департамент культуры и молодежной политики администрации г.Перми обратился в суд в порядке гл. 25 ГПК РФ с заявлением о признании незаконными и отмене предписания государственного инспектора труда ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что государственным инспектором труда проведена проверка в отношении Комитета по культуре администрации г.Перми по заявлению ФИО1, по результатам которой вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания. Решением Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения. Заявитель с внесенным предписанием и решением не согласен. Согласно вынесенного инспекцией решения, вина ФИО1 в нарушении п.3.1 Правил благоустройства и содержания территории г.Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. №4, установлена постановлением мирового судьи судебного участка №32 Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, предписание внесено заявителю в связи с тем, что «обязанность по обеспечению надлежащего состояния зданий и прилегающей территории <Адрес> не возложена на руководителя ни трудовым договором, ни Уставом, ни должностной инструкцией». Согласно трудовому договору, заключенному между заявителем и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, руководитель учреждения действует от имени учреждения, в том числе организует высокоэффективную и устойчивую работу учреждения, его социальное развитие, обеспечивает сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за учреждением имущества, исполняет иные обязанности обусловленные правовым статусом руководителя. Таким образом, приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении директора <Наименование> ФИО1 вынесен правомерно, так как принятие мер по обеспечению надлежащего состояния здания учреждения является обязанностью руководителя учреждения в соответствии с заключенным с ним трудовым договором и уставом учреждения. Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 о признании незаконным и отмене приказов и дополнительного соглашения к трудовому договору оставлены без удовлетворения, что следует принять во внимание при разрешении настоящего дела (л.д. 2-4).
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах, изложенных в заявлении, настаивала.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании указал, что заявителем пропущен срок для обращения с настоящим заявлением в суд, считает, что Департамент культуры и молодежной политики администрации г.Перми необоснованно вынес взыскание на него, оснований для отмены предписания не имеется.
Заинтересованное лицо - Государственная инспекция труда в Пермском крае – своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, возражения относительно заявленных требований не представило (л.д.40).
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке, поскольку это не противоречит положениям ст. 257 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда в силу ст. 356 ТК РФ реализует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Государственным инспектором труда ФИО2 по заявлению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка.
По результатам проверки государственным инспектором труда ФИО2 Департаменту культуры и молодежной политики администрации г.Перми вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания подлежит отмене (л.д. 21-22).
Не согласившись с действиями государственного инспектора труда в части внесения изложенного выше предписания, заявитель по настоящему делу обжаловал его вышестоящему должностному лицу, сославшись на неверное толкование материального права.
Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ предписание оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ст.2 настоящего закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятие:
проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся:
1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);
2.1) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
4) организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
5) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий (ст.5).
Согласно ч.1, 2 ст.11 настоящего закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что приказом председателя Комитета по культуре от ДД.ММ.ГГГГ № директору <Наименование> ФИО1 объявлено замечание за непринятие мер по обеспечению надлежащего состояния здания и прилегающей территории.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконными приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Исходя из приведенных положений ч. 1 ст. 83 ТК РФ и учитывая полномочия государственной инспекции труда, установленные абзацем вторым ст. 356 и абзацем шестым ст. 357 ТК РФ, можно сделать вывод о том, что государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа работодателя о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника. Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание об отмене приказа может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ). Независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания в суде суд при рассмотрении такого дела проверяет законность увольнения работника, которого привлекают к участию в деле. При этом в случае возбуждения в суде дела об оспаривании предписания об отмене приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности за пределами срока, установленного ст. 392 ТК РФ, работодатель вправе заявить о применении последствий пропуска работником указанного срока (Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 2011 г.).
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Вместе с тем, в настоящем судебном заседании установлено, что между работником и работодателем имелся спор, который разрешен судом, ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ № отказано. Вмешательство государственных органов в трудовой спор является недопустимым.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Принимая во внимания обстоятельства подачи настоящего заявления в суд, а также обстоятельства дела, при наличии спора, состоявшегося между работником и работодателем, который был разрешен только ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным восстановить заявителю срок для подачи настоящего заявления.
Учитывая изложенное выше, с учетом решения Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым признать незаконными и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № ДД.ММ.ГГГГ, решение заместителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ. Иные требования заявителя суд расценивает как основания заявления.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Восстановить Департаменту культуры и молодежной политики администрации г.Перми процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения и предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае.
Признать незаконными и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № ДД.ММ.ГГГГ, решение заместителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Гачегова Е.И.