74RS0019-01-2024-001270-59
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 октября 2024 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Янковской С.Р.,
при секретаре Михеевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского муниципального района, о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточненного иска, к администрации Каслинского муниципального района, о возложении обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок, с местоположением: <адрес>, кадастровый квартал № <адрес> с кадастровым номером №, <адрес> с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, с координатами (крайние точки):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Каслинского муниципального района Челябинской области требований законодательства об отходах производства и потребления. Установлено, что на земельном участке с местоположением: <адрес>, в <адрес> с кадастровым номером №, <адрес> с кадастровым номером кадастровый квартал №, в границах кадастрового квартала №, на прилегающей территории имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Причиной возникновения несанкционированной свалки стали неправомерные действия (бездействие) органа местного самоуправления, поскольку возникновение на указанной территории несанкционированной свалки отходов произошло в результате проведения весеннего субботника по очистке территории от растительности и иных отходов, а своевременные исчерпывающие меры по ее ликвидации уполномоченным органом не приняты. Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположен на территории Берегового сельского поселения, полномочиями по распоряжению им обладает администрация Каслинского муниципального района, в связи с чем она обязана нести расходы по содержанию земельных участков, в том числе, в правоотношениях по обращению с твердыми коммунальными отходами. Расположенная на земельном участке несанкционированная свалка отходов производства и потребления создает потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан.
В судебном заседании прокурор Каслинской городской прокуратуры Егорова А.С. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Каслинского муниципального района Конюхов М.Н. с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласился, просил увеличить срок исполнения решения суда, поскольку для выполнения работ требуется время.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьями 9, 15, 58 Конституции Российской Федерации - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлены принципы охраны окружающей среды при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами хозяйственной и иной деятельности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, приоритет сохранения естественных экологических систем, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обеспечение снижения ее негативного воздействия в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.14 ч.1, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п.1 и 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, па водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилетающих к городским и сельским поселениям.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В силу п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В судебном заседании установлено, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Управлением строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района Челябинской области требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления. В ходе проверки, Каслинской городской прокуратурой было установлено, что на территории п. Береговой вблизи бывшего универмага и вышки сотовой связи после проведения субботников размещены отходы растительности, вывоз которых своевременно не произведен, что привело к образованию несанкционированной свалке ТКО.
Каслинским городским прокурором Челябинской области в адрес заместителя главы Каслинского муниципального района Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ направлено представление об устранении нарушений законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр территории <адрес>, кадастровый квартал № с ДД.ММ.ГГГГ произведена частичная ликвидация отходов ТКО, на участке местности с координатами <данные изъяты> неустановленными лицами продолжается складирование отходов растительности, а также ТКО, крупногабаритных отходов.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (муниципального района) деятельность по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 1 ст. 7).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 4 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Исходя из положений пп. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; при этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Поскольку собственник отходов, расположенных на земельном участке (свалке), не установлен, несанкционированное хранение осуществляется на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, территориально входящего в состав Каслинского муниципального района Челябинской области, именно муниципальное образование в лице администрации Каслинского муниципального района Челябинской области несет ответственность за загрязнение либо иное негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в суде вышеуказанный земельный участок от отходов производства и потребления в добровольном порядке и в соответствии с требованиями законодательства не освобожден, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части возложения обязанности на администрацию Каслинского муниципального района устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями организовать освобождение от отходов производства и потребления земельного участка, с местоположением: <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес> с кадастровым номером №, <адрес> с кадастровым номером № государственная собственность на который не разграничена (в координатах, указанных ранее).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П изложена правовая позиция, согласно которой органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, суд полагает, что муниципальное образование Каслинкий муниципальный район после исполнения за счет бюджета муниципального образования возместить фактически понесенные расходы на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства и потребления из федерального бюджета и бюджета Челябинской области (в равных долях).
На основании ст.204 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения суда - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанный срок является разумным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского муниципального района о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на администрацию Каслинского муниципального района обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок, с местоположением: <адрес>, кадастровый квартал № <адрес> с кадастровым номером №, <адрес> с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, с координатами (крайние точки):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья Янковская С.Р.