УИД 29RS0025-01-2021-000929-95
Дело № 2-11/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,
с участием ст. помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю.,
представителя ответчика ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» Жаворонковой Т.В.,
представителя ответчика ГБУЗ Архангельской области «Устьянская ЦРБ» Шанина Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах ФИО1 к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат», Министерству здравоохранения Архангельской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат» (далее - ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат») о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 страдает ..., в связи с чем с .... признана инвалидом ... группы .... Решением Приморского районного суда Архангельской области от ...г. ФИО1 признана недееспособной. На основании договора ... от ...г. ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» оказывало ФИО1 социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. ФИО1, являясь инвалидом ... группы и страдающая ..., имеет право на получение всех лекарственных препаратов, назначенных врачом, как за счет федерального бюджета, так и за счет регионального бюджета. Октябрьский психоневрологический интернат в нарушение положений законодательства Российской Федерации приобретал за счет личных денежных средств ФИО1 лекарственные препараты. Размер потраченных учреждением личных денежных средств ФИО1 за период с 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. составил 79 534 руб. 43 коп., которые прокурор просит взыскать с ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно изменял, дополнял заявленные требования, в окончательном виде просит суд взыскать с ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов, в размере 79 006 руб. 06 коп., с Министерства здравоохранения Архангельской области, ГБУЗ Архангельской области «Устьянская ЦРБ» - 437 руб. 17 коп.,
Определением суда от 23 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ».
По определению суда от 19 января 2022 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения Архангельской области.
По определению суда от 17 февраля 2022 г. ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
По определению суда от 04 апреля 2022 г. ГУП АО «Фармация» привлечено к участию в деле в качестве ответчика, определением суда от 19 апреля 2022 г. производство по делу в части требований прокурора к ГУП АО «Фармация» прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
Старший помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Летавина А.Ю. на судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что за счет средств недееспособной ФИО1 Октябрьским ПНИ в 2018-2021 г.г. были приобретены лекарственные препараты для лечения основного заболевания: ...). Докупая лекарственные препараты, помимо полученных бесплатно в аптеке по рецептам, выписанным врачом Устьянской ЦРБ, ГБСУ СОССЗН «Октябрьский ПНИ» не принимал достаточных мер для своевременного обращения в ЦРБ за выпиской льготных рецептов, приобретая их в ООО "..." за счет денежных средств ФИО1
Также интернатом за счет денежных средств недееспособной в указанный период приобретались лекарственные препараты для лечения сопутствующих заболеваний без обращения в Устьянскую ЦРБ за льготными рецептами: ..., и др. Всего было приобретено за 2018-2021 г.г. за счет денежных средств ФИО1 лекарственных препаратов на сумму 79 006 руб. 06 коп.
8.11.2018, 11.11.2020, 24.12.2020 за счет ФИО1 был приобретен ... из-за отсутствия его в программе, так как в конце года закончились лимиты, и больница не выписала льготный рецепт. По причине отсутствии ... в программе ДЛО не был выписан рецепт в декабре 2020 года на приобретение указанного препарата, 17.12.2020 указанный лекарственный препарат приобретен за счет средств ФИО1. 01.12.2020 был закуплен за счет денежных средств ФИО1 ... по причине его отсутствия в аптеке. Предъявленный ГБСУ СОССЗН АО «Октябрьский ПНИ» в аптеку № 178-филиал ГУПАО «Фармация» рецепт ... от 12.11.2020 на выдачу лекарственного средства ... со сроком действия рецепта до 15.12.2020 исполнен аптекой лишь 12.01.2021, что повлекло за собой необходимость приобретения ГБСУ СОССЗН АО «Октябрьский психоневрологический интернат» указанного лекарственного препарата 01.12.2020 за счет средств ФИО1 В приобретении в указанное время данных лекарственных препаратов нет вины интерната, прокурор просит взыскать с ГБУЗ АО "Устьянская ЦРБ", Министерства здравоохранения Архангельской области 437 руб. 17 коп.
Законный представитель недееспособной ФИО1 в лице ГБСУ Архангельской области «Маймаксанский психоневрологический интернат» на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» Жаворонкова Т.В. на судебном заседании исковые требования признала частично, согласна с суммой денежных средств, затраченных на лечение ФИО1 по сопутствующим заболеваниям, так как сотрудники интерната не обращались в Устьянскую ЦРБ за льготными рецептами, их выписывал фельдшер ПНИ и лекарства покупались через ООО «...» за счет денежных средств ФИО1. По приобретению лекарств для ФИО1 по основному заболеванию пояснила, что в 2018 -2021 г.г. из-за нехватки достаточного количества лекарственных препаратов, выписанных по льготным рецептам, ПНИ через ООО «...» вынуждено было закупать недостающее количество препаратов для непрерывного курса лечения ФИО1. О том, что ФИО1 имеет право на полное бесплатное лекарственное обеспечение, интернат узнал в ходе судебного разбирательства по делу о взыскании алиментов на содержание ФИО1.
Ответчик Министерство здравоохранения Архангельской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя не направил. В предоставленном отзыве просил в удовлетворении исковых требований к министерству отказать в связи с отсутствием вины министерства. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охраны здоровья, в полномочия которого не входит инициирование обращений социальных организаций за медицинской помощью для получателей социальных услуг. Каких-либо ходатайств в отношении ФИО1 от Устьянской ЦРБ и от иных медицинских организаций в адрес министерства не поступало.
Представитель ответчика ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» Шанин Э.В. на судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку не представлены доказательства вины больницы.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» просил рассмотреть дело в их отсутствие.
По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются:соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи;недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что инвалиды наделены правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Минтруда России №929н, Приказом Минздрава России №1345н от 21.12.2020. Ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328.
Согласно п. 18 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан гражданам, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечные организации, назначенные медицинским работником лекарственные препараты приобретаются соответственно представителями стационарного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность их получения (приобретения). Аналогичная норма содержалась в п.2.6 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по Перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному данным Постановлением.
Инвалиды I и II групп, страдающие психическими заболеваниями, больные шизофренией и эпилепсией включены в перечень групп населения, которые обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно (Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»).
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 N 533-пп утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Согласно разделу V территориальной программы на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. гражданам, страдающим ..., медицинская помощь оказывается бесплатно.
За счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (п.п. 2 п. 29 территориальной программы на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.).
Аналогичные положения содержатся в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2018 N 646-пп.
27 мая 2021 г. Устьянским районным судом было рассмотрено гражданское дело по иску ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в интересах недееспособной ФИО1 к ФИО2 о взыскании алиментов на содержание ФИО1, вынесено решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование требований истец указал, что ФИО1 по основному заболеванию обеспечивается необходимыми лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи в объеме не менее, чем это предусмотрено Перечнем. Лекарственные препараты, назначаемые по сопутствующим заболеваниям, а также не входящие в Перечень, приобретаются за счет личных средств ФИО1, которых не хватает.
Апелляционным определением Архангельского областного суда от 10.11.2021 решение суда от 27.05.2021 отменено, в удовлетворении требований истца отказано, апелляционная инстанция указала, что является неправильным вывод суда о том, что лекарственные препараты, необходимые ФИО1 для лечения сопутствующих заболеваний, а также часть лекарственных препаратов для лечения основного заболевания, подлежат приобретению за счет ее собственных средств.
29 сентября 2021 г. в прокуратуру Устьянского района Архангельской области обратилась ФИО3, представитель по доверенности ФИО2, с заявлением о проведении проверки деятельности Октябрьского ПНИ в части льготного обеспечения лекарственными препаратами недееспособной ФИО1
Согласно справке серии ... ... ...г. ФИО1 установлена инвалидность (инвалид ... группы по общему заболеванию бессрочно).
В порядке, предусмотренном главой 31 ГПК РФ, решением Приморского районного суда Архангельской области от 11 марта 2008 г. ФИО1 признана недееспособной. При рассмотрении дела суд исходил из совокупности представленных доказательств, в том числе из заключения комиссии экспертов от ...г., в соответствии с которым ФИО1 страдает ..., нуждается в наложении опеки.
Таким образом, являясь инвалидом ... группы, страдающая психическим заболеванием, ФИО1 относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами в соответствии с положениями действующего законодательства, однако указанными препаратами не обеспечена.
Отношения, непосредственно связанные с социальным обслуживанием граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об основах социального обслуживания).
Под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (п. 1 ст. 3 Закона об основах социального обслуживания).
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 3, 4 ст. 3 Закона об основах социального обслуживания).
Из положений ст. 14, 15 Закона об основах социального обслуживания следует, что основанием для предоставления гражданину социального обслуживания является решение уполномоченного органа или уполномоченной организации о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Из материалов дела следует, что Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 27 февраля 2021 г. ... в отношении ФИО1 как получателя социальных услуг, содержащая наименование социально-бытовых услуг и форм социального обслуживания.
Пунктом 2.1 Устава ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» определено, что целью деятельности учреждения является социальное обслуживание совершеннолетних граждан.
В силу ст. 17 Закона об основах социального обслуживания 27.02.2021 между ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» (исполнителем) и ФИО1 (заказчиком) заключен договор ... о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Как пояснила на судебном заседании представитель ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» Жаворонкова Т.В., ранее с ФИО1 также был заключен аналогичный договор на 3 года.
Пунктом 1.2 договора о предоставлении социальных услуг от 27.02.2021 определено, что объем социальных услуг, предоставляемых заказчику, определяется перечнем согласованных с заказчиком социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Предоставление заказчику социальных услуг осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и Стандартами социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области (п. 1.4 договора о предоставлении социальных услуг от 27.02.2021).
Перечень согласованных с заказчиком социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, содержится в приложении №1 к договору о предоставлении социальных услуг от 27.02.2021.
Пунктом 14, 19 перечня согласованных с заказчиком социальных услуг определено предоставление ежегодно ФИО1 социальных услуг в виде ухода и первичной медико-санитарной помощи, а также содействия в оказании медицинской помощи в государственных медицинских организациях Архангельской области.
Договор ... от 27.02.2021 расторгнут 22.11.2021 в соответствии с приказом № 68 ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» на основании заявления представителя по доверенности ФИО3 о переводе ФИО1 в ГБСУ АО ...».
По информации ГУ-ОПФ РФ по Архангельской области и НАО ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности, ей в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.01.2015 установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории «инвалид ... группы». ФИО1 в настоящее время предоставляется набор социальных услуг в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с п.1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ (обеспечение лекарственными препаратами).
На основании приказа ... от 09.01.2017 директора ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» утверждено положение о порядке расходования денежных средств, принадлежащих получателям социальных услуг в ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» (далее по тексту- Положение о расходовании денежных средств).
Пунктом 1 раздела II Положения о расходовании денежных средств предусмотрено, что денежные средства недееспособных получателей социальных услуг хранятся на депозитном счете учреждения в Сберегательном банке РФ.
Расходование личных денежных средств недееспособных получателей социальных услуг должно осуществляться с согласия органа опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район». Орган опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» дает разрешение на снятие и расходование денежных средств с указанием суммы в каждом конкретном случае исходя из интересов подопечного (п. 1 раздела III Положения о расходовании денежных средств).
Для определения потребности недееспособных получателей социальных услуг в товарах, работах или услугах, специалист по социальной работе производит сбор заявлений, которые затем выносятся на рассмотрение Опекунского совета учреждения (п. 2 раздела III Положения о расходовании денежных средств).
Согласно п. 3 раздела III Положения о расходовании денежных средств заявление о приобретении товаров, работ или услуг пишет лично получатель социальных услуг либо при невозможности написать заявление лично или выразить свое мнение пишет иное лицо, предоставляющее и оказывающее такому гражданину услуги с учетом информации о его предпочтениях, необходимости и нуждах (врач, фельдшер, медицинская сестра, заведующий социально-реабилитационным отделением, специалист по социальной работе, инструктор по труду, культорганизатор, санитарка палатная, юрист-консультант, заведующая социально-медицинским отделением, заведующая, заведующая хозяйством, кладовщик, опекун, родственник).
Опекунский совет учреждения принимает решения по расходованию личных денежных средств в каждом конкретном случае исходя из потребностей получателя социальных услуг (п. 4 раздела III Положения о расходовании денежных средств).
Денежные средства получателей социальных услуг расходуются с лицевого счета безналичным и наличным способом (п. 5 раздела III Положения о расходовании денежных средств).
Пунктом 7 раздела III Положения о расходовании денежных средств установлено, что приобретение товаров, оказание работ и услуг (по наличному и безналичному расчету) подтверждается заключенными договорами, платежными поручениями, чеками, счетами-фактурами, накладными.
Ежегодно, до 1 февраля текущего года, заведующий социально-реабилитационным отделением и специалист по социальной работе предоставляют в отдел опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» отчет об управлении имуществом недееспособных граждан. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает данный отчет. Для утверждения отчета учреждение предоставляет оригиналы платежных документов (товарные и кассовые чеки) в орган опеки и попечительства. После утверждения орган опеки и попечительства возвращает их в учреждение для хранения в личных делах клиентов (п. 2 раздела V Положения о расходовании денежных средств).
Постановлениями администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 11.01.2019 ..., от 10.01.2020 ... ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в лице Жаворонковой Т.В., являющейся законным представителем недееспособных получателей социальных услуг, находящихся под надзором данного учреждения, разрешено получать, хранить и расходовать ежемесячные доходы, принадлежащие недееспособным получателям социальных услуг, в том числе алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых социальных выплат на их содержание с расчетного счета №..., лицевой счет ... исключительно в интересах недееспособных получателей социальных услуг.
Поскольку ФИО1 с октября 2018 г. по сентябрь 2021 г. находилась в ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» и не могла самостоятельно обратиться в аптечные организации, обязанность по приобретению лекарственных препаратов возлагается на ответчика – ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат».
Согласно сведениям, содержащимся в отчетах опекуна ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат», за период с 01.01.2018 по 31.01.2018 сумма расходов ФИО1 на приобретение лекарственных препаратов, средств ухода составляет 30 126 руб. 95 коп., за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 28 963 руб. 65 коп.; за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 34 661 руб. 99 коп.
Материалами дела подтверждается, что по назначению врача ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» за счет личных денежных средств недееспособной ФИО1 приобретались лекарственные препараты:
За период с 01.10.2018 по 31.12.2018 со счета ФИО1 снято 6 517 руб. 19 коп.:
...
...
...
...
...
...
...
В 2019 г. со счета ФИО1 снято 28 963 руб. 65 коп.:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В 2020 г. со счета ФИО1 снято 32 777 руб. 46 коп.:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В 2021 г. со счета ФИО1 снято 10 747 руб. 76 коп.:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
06.10.2021 денежные средства со счета ФИО1 были сняты по протоколам опекунского совета от 27.09.2021 ... и от 30.09.2021 ....
Согласно медицинским документам за 2018-2021 годы ФИО1 было рекомендовано лечение указанными выше лекарственными препаратами, которыми она подлежала обеспечению за счет бюджетных средств.
В судебных заседания свидетель ФИО5 показала, что лекарственные препараты по основному заболеванию ФИО1 выписывались врачом-психиатром Устьянской ЦРБ. Каждый месяц выписывались одни и те же лекарственные препараты. Выписка льготных рецептов начинается с первых чисел месяца. Периодически больница запрашивала у интерната сведения о препаратах, необходимых для лиц, находящихся в интернате. Если в программе отсутствует препарат, который необходимо выписать пациенту, больница делала дополнительную заявку. По основному заболеванию ФИО1 назначен .... При ухудшении состояния дозировка препарата менялась. Эти препараты не всегда выписывались по бесплатным рецептам, иногда их не было в программе ДЛО, особенно в конце года, и тогда интернат приобретал их за счет личных средств ФИО1 через ООО «...». Все лекарственные препараты выписываются на один месяц. Врач-психиатр Устьянской ЦРБ ФИО4 работает в больнице и на полставки в интернате. В интернате она осматривает пациентов, заносит записи в истории болезни. После этого она (ФИО5) берет в регистратуре Устьянской ЦРБ амбулаторные карты пациентов интерната и переписывает с истории болезни записи врача-психиатра, в том числе назначенные препараты, относит амбулаторные карты в больницу, где психиатр выписывает по записям рецепты. Сопутствующие заболевания у ФИО1 – .... Ей назначен был .... На фоне лечения у нее сохранялось высокое артериальное давление, и ... был заменен на .... Лекарственные препарата по сопутствующим заболеваниям приобретались только через ООО «...», так как не было обращений в Устьянскую ЦРБ за льготными рецептами.
Свидетель ФИО6 суду показала, что медицинские работники психоневрологического интерната не вправе выдавать бесплатные рецепты, для этого необходимо обращаться в Устьянскую ЦРБ за получением рецепта. У интерната бывают проблемы с обеспечением клиентов бесплатными лекарствами, в основном по основному заболеванию. ФИО1 был прописан ... в дозировке ... мг, он в рамках программы ДЛО не закупался, поэтому и не выписывался врачом-психиатром, его приходилось закупать за счет денежных средств ФИО1. По сопутствующим заболеваниям не всегда обращались в больницу, потому что для обращения необходимо получить талон, обратиться на прием, получить консультацию врача, получить рецепт и обратиться за лекарственным препаратом в аптеку. Поэтому по сопутствующим заболеваниям покупаются лекарственные препараты по назначению врачей интерната за счет личных средств клиентов интерната. ФИО1 ... было назначено два препарата, которых нет в Перечне бесплатных лекарственных средств, поэтому интернат не обращался за выпиской бесплатного рецепта. В конце календарного года интернатом делается заявка в ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» по лекарственным препаратам для пациентов интерната. На 2018, 2019, 2020 г. делались заявки по лекарственным препаратам только по основному заболеванию ФИО1. Заявки выполнялись не в полном объеме. О том, что для лечения не хватает лекарственных средств, обращались в Устьянскую ЦРБ только устно.
Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что ФИО1 находилась на диспансерном наблюдении в психиатрическом кабинете ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ», включена в программу на обеспечение льготными лекарственными средствами, которые обязана получить в полном объеме, но по причине нехватки препаратов полностью не была обеспечена. Лекарственные препараты выписывались один раз в месяц. ФИО1 необходимо было принимать ... в таблетках ... мг, которого нет по программе льготного обеспечения, 2 раза в день (по программе есть таблетки по 25 мг, которых в день ФИО1 надо принять 8 таблеток, но удобнее принимать по 100 мг). ... был назначен ФИО1 постоянно, но потом был отменен, выписывался по ДЛО.Также ФИО1 получала .... ... и ... ей был отменен после госпитализации в ... больницу для коррекции проводимой терапии в 2021 г.
В судебном заседании 03.03.2022 г. представитель ответчика ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» Анахова С.Ю. пояснила, что ФИО1 является федеральным льготником. В случае, если количество препарата в программе закончилось, то программа блокирует выписку этого препарата, и врач не может выписать рецепт. В этом случае больница делает дополнительную заявку в министерство здравоохранения Архагельской области. Если по рецепту врач выписал препарат на 25 дней, то можно позже подойти и выписать снова льготный рецепт. Октябрьский ПНИ не обращался к терапевту за выпиской льготных рецептов в отношении ФИО1. От Октябрьского ПНИ запросов, писем по недостаточному лекарственному обеспечению не поступало.
Из материалов дела следует, что сотрудники ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в период с 01.10.2018 по 30.09.2021 не обращались в ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» за рецептами для приобретения лекарственных препаратов, назначенных врачом ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат», бесплатно, тем самым нарушили право ФИО1 на приобретение лекарственных препаратов бесплатно.
Кроме того, в указанный период по инициативе ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» также приобретались за счет денежных средств ФИО1 лекарственные препараты по основному заболеванию.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий для обращения в ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» за получением рецептов для приобретения ФИО1 указанных выше лекарственных препаратов бесплатно, ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» суду не представлено.
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
По смыслу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно пп. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, в результате виновных действий (бездействия) ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат», выразившихся в неисполнении обязанностей по предоставлению социальных услуг в виде оказания помощи в приобретении лекарственных препаратов для лечения имеющихся заболеваний бесплатно, ФИО1 понесла убытки в виде расходов на приобретение лекарственных препаратов, произведенных за счет личных денежных средств ФИО1
Таким образом, ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический диспансер» нарушило установленное п. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и на реализацию предоставленной законодательством социальной гарантии, в связи с чем нарушенное право ФИО1 подлежит защите и восстановлению путем взыскания с ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в ее пользу убытков в виде денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, в размере 79 006 руб. 06 коп.
Разрешая требования прокурора Устьянского района Архангельской области к Министерству здравоохранения Архангельской области, ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов ФИО1, в сумме 437 руб. 17 коп., суд приходит к следующему.
...
...
...
...
...
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 года № 119-пп, Министерство здравоохранения Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охраны здоровья.
Подпунктом 11 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Архангельской области определено, что к полномочиям Министерства здравоохранения Архангельской области относится разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Архангельской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Архангельской области.
03.07.2019 распоряжением № 42-ро Министерством здравоохранения Архангельской области утвержден порядок взаимодействия при обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями (далее по тексту – Порядок взаимодействия № 42-ро).
Порядком взаимодействия № 42-ро определяется механизм взаимодействия при обеспечении лекарственными препаратами граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств в соответствии с Постановлением № 890, к числу которых относится ФИО1
Пунктом 4 Порядка взаимодействия № 42-ро определено, что информационный обмен между участниками взаимодействия обеспечивается в модуле Регионального сегмента единой информационной системы в сфере здравоохранения Архангельской области "Льготное лекарственное обеспечение Архангельской области" (далее - Модуль) на основе Web-сервиса по адресу: ...
Министерство организует ведение сводного по Архангельской области регистра льготных категорий граждан, включенных в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, на основании сведений о льготных категориях граждан, представляемых медицинскими организациями. Медицинские организации обеспечивают ведение указанного в настоящем пункте регистра с использованием Модуля (п. 8 Порядка взаимодействия № 42-ро).
Министерство здравоохранения Архангельской области до 1 ноября текущего года направляет в адрес медицинских организаций ориентировочное распределение финансовых средств федерального и областного бюджетов, направленных на реализацию программ льготного обеспечения, рассчитанное на основе анализа реализации программ льготного обеспечения прошедшего периода.
Медицинские организации, руководствуясь ориентировочным распределением финансовых средств, на основе макетов заявок, утвержденных министерством, до 1 декабря текущего года направляют в адрес министерства плановые заявки, содержащие сведения о номенклатуре и объемах ЛП, СПЛП и МИ, отпускаемых в соответствии с программами льготного обеспечения на плановый период первого полугодия следующего года.
В силу положений п. 16-17 Порядка взаимодействия № 42-ро медицинские организации, руководствуясь ориентировочным распределением финансовых средств, на основе макетов, утвержденных распоряжением министерства, до 1 июня текущего года направляют в адрес министерства плановые заявки, содержащие сведения о номенклатуре и объемах ЛП, СПЛП и МИ, отпускаемых в соответствии с программами льготного обеспечения на плановый период второго полугодия текущего года. В случае возникновения необходимости обеспечения по программам льготного обеспечения отдельных категорий граждан ЛП, СПЛП и МИ сверх номенклатуры и объема, предусмотренных плановой заявкой, медицинские организации проводит анализ исполнения плановой заявки, возможности аналоговой замены ЛП, СПЛП и МИ, целесообразности перевода пациентов на другую схему лечения, наличия остатков ЛП, СПЛП и МИ в пунктах отпуска уполномоченных фармацевтических организаций. При необходимости медицинские организации на основе макетов, утвержденных министерством, направляют в адрес министерства дополнительные заявки, содержащие сведения о номенклатуре и объемах ЛП, СПЛП и МИ, отпускаемых в соответствии с программами льготного обеспечения на плановый период до конца текущего или последующего полугодия.
На основании заявок за 2018-2021 гг., предоставленных Министерством здравоохранения Архангельской области, следует, что ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» направляла заявки на такие лекарственные препараты, как ... и др.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что несвоевременное обеспечение лекарственными препаратами бесплатно ФИО1 вызвано бездействием ответчика – ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ», а также наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчиков и наступившими последствиями, вины данного ответчика в непредставлении истцу лекарственных препаратов на бесплатной основе не имеется.
Записи амбулаторной карты не содержат обращений 8.11.2018, 11.11.2020, 01.12.2020, 24.12.2020, 25.12.2020 для выписки льготных рецептов, как и не имеется какой-либо претензионной переписки Октябрьского ПНИ с Устьянской ЦРБ об отказе в выписке льготных рецептов ФИО1 в спорный период.
В связи с вышеизложенным законных оснований для взыскания денежных средств, затраченных на приобретение указанных лекарственных средств ФИО1 с ГБУЗ АО "Устьянская ЦРБ" суд не усматривает.
Рецепт ФИО1 серии ... ... на 2 упаковки лекарственного препарата ..., таб. 25 мг, ... выписан 12.11.2020 за счет средств бюджета субъекта. Указанный рецепт был предъявлен в аптеку ... ГУПАО "Фармация" 16.11.2020.
Как следует из ответа ГУПАО "Фармация" по состоянию на 10.11.2020 у ГУПАО "Фармация" отсутствовали контрактные обязательства по обеспечению льготных рецептов на лекарственный препарат ... за счет бюджетных средств. Об отсутствии контрактных обязательств предприятие уведомляло Министерство здравоохранения Архангельской области посредством предоставления информации о дефектурных позициях в еженедельном мониторинге 11.11.2020, 19.11.2020, 24.11.2020, 01.12.2020, 8.12.2020, 15.12.2020. В связи с отсутствием заключенных контрактов на оказание услуг по обеспечению рецептов спорным препаратом обеспечение рецепта ФИО1 было осуществлено 29.12.2020 после заключения контракта ... от 22.12.2020 на оказание данных услуг.
Согласно п. 34 Порядка взаимодействия № 42-ро взаимодействие министерства. медицинских организаций и уполномоченных фармацевтических организаций по исполнению утвержденных заявок осуществляется в соответствии с положениями государственных контрактов, заключаемых министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, направленных на организацию обеспечения отдельных категорий граждан ЛП, СНЛП и МИ.
Из материалов дела следует, что 16 ноября 2020 г. от ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» в аптеку ... ГУП АО «Фармация» поступил рецепт ФИО1 серии ... ... от 12 ноября 2020 г. на 2 упаковки препарата «... со сроком действия до 15.12.2020.
16.11.2020 сотрудниками аптеки ... была сделана заявка на склад ГУП АО «Фармация» на ... 25 мг. ..., 17.11.2020 в мониторинге было показано, что в аптеке ... на отсроченном обслуживании имеется рецепт на данный препарат.
Между тем государственный контракт на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами из аптечных организаций (пунктов отпуска) по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с областным законодательством между Министерством здравоохранения Архангельской области и ГУП АО «Фармация» заключен 22 декабря 2020 г.
На дату предъявления рецепта ФИО1 серии ... ... от 12 ноября 2020 г. на 2 упаковки препарата «... 25 мг. ...» со сроком действия до 15.12.2020 у ГУП АО «Фармация» отсутствовали контрактные обязательства по обеспечению льготных рецептов на лекарственный препарат «..., таб. 25 мг. ...» за счет средств бюджета субъекта, что исключает возможность ответчику предоставить ФИО1 лекарственный препарат в течение срока действия рецепта.
Таким образом, Министерство здравоохранения Архангельской области своевременно не организовало обеспечение ФИО1 лекарственным средством «...».
В связи с ненадлежащим исполнением Министерством здравоохранения Архангельской области обязанностей, возложенных Федеральным законом "О государственной социальной помощи", ФИО1 была вынуждена затратить собственные денежные средства в размере 56 руб. на приобретение необходимого ей лекарства.
01.12.2020 по протоколу опекунского совета за счет личных денежных средств было приобретено 4 упаковки препарата ... на сумму 112 руб., между тем представлены суду доказательства в подтверждение наличия льготного рецепта лишь на 2 упаковки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не была своевременно обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом по вине Министерства здравоохранения Архангельской области, что привело к нарушению ее прав на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.
Учитывая, что Министерство здравоохранения Архангельской области ненадлежащим образом организовало обеспечение ФИО1 необходимым лекарственным препаратом, то требования прокурора о возмещении понесенных ею расходов на приобретение лекарственного препарата являются обоснованными и подлежат удовлетворению на сумму 56 руб.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, при подаче иска в суд истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика – Министерства здравоохранения Архангельской области – не имеется, поскольку данный ответчик в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Ответчик – ГБСУ АО «Октябрьский психоневрологический интернат» - не является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, соответственно, с него подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2 570 руб. 18 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 денежные средства в размере 79 006 руб. 06 коп., затраченные на приобретение лекарственных средств.
Взыскать с Министерства здравоохранения Архангельской области в пользу ФИО1 денежные средства в размере 56 руб. 00 коп., затраченные на приобретение лекарственных средств.
В удовлетворении исковых требований к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Устьянская центральная районная больница» отказать.
Взыскать с государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Октябрьский психоневрологический интернат» в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» государственную пошлину в размере 2 570 рублей 18 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Шерягина С.Н.
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2022.