Решение по делу № 33-4189/2024 от 18.07.2024

                                                 БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0016-01-2023-00615-07                                                            33-4189/2024

                                                 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» августа 2024 года                                                                    г.Белгород

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

- председательствующего             Переверзевой Ю.А.,

- судей                                             Фурмановой Л.Г., Украинской О.И.,

- при секретаре                               Сердюковой А.В., Булановой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Владимира Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в страховой стаж периодов работы, досрочном назначении пенсии, перерасчете размера пенсии

по апелляционной жалобе Комарова Владимира Михайловича

на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 10 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения истца Комарова В.М., представителя ответчика Новиковой Н.В., судебная коллегия

                           у с т а н о в и л а:

Комаров В.М. неоднократно обращался в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (далее по тексту - ОСФР по Белгородской области) по вопросу назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по п.1.2 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», указывая на наличие у него страхового стажа более 43 лет, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно - по достижении им 62-летнего возраста. По заявлению истца от 05.06.2023 г. пенсионным органом принято решение № от 29.08.2023 г. об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа 42 года, при этом ответчик не включил в страховой стаж истца периоды его работы с 23.06.1977 г. по 31.07.1977 г. и с 15.09.1977 г. по 30.09.1977 г. в Гастрономе № 1 «Центральный» Октябрьского райпищеторга управления торговли в должности грузчика гастрономического отдела, с 19.03.1980 г. по 03.08.1980 г. в СУ «Жилстрой-2» в должности каменщика.

Комаров В.М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором с учетом заявления об уточнении исковых требований (л.д.79-80) просил включить в страховой стаж вышеуказанные спорные периоды его работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24.03.2024 г. и произвести перерасчет размера пенсии.

Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 10.04.2024 г. заявленные Комаровым В.М. исковые требований удовлетворены частично, постановлено возложить на ОСФР по Белгородской области обязанность включить Комарову В.М. в страховой стаж в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды его работы с 23.06.1977 г. по 31.07.1977 г. в магазине №1 гастроном «Центральный» Октябрьского райпищеторга управления торговли в должности грузчика, с 19.03.1980 г. по 03.08.1980 г. в СУ «Жилстрой-2» треста Белгородстрой в должности каменщика; в удовлетворении остальной части иска отказать.

    В апелляционной жалобе истец оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных им исковых требований о возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с 24.03.2023 г. В обоснование жалобы указал на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Отказывая в удовлетворении указанной части исковых требований суд исходил из заявительного характера назначения пенсии, указав на отсутствие его обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии до 24.02.2023 г., что не соответствует обстоятельствам дела, поскольку он неоднократно с января 2023 г. обращался к ответчику по вопросу назначения страховой пенсии.

В судебном заседании истец полностью поддержал доводы апелляционной жалобы по указанным основаниям, дополнений не имел.

Представитель ответчика Новикова Н.В. указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы по приведенным в письменных возражениях основаниям.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов делаКомаров В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Решением ОСФР по Белгородской области № от 29.08.2023 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа 42 года. Одновременно пенсионным органом указано на то, что продолжительность страхового стажа истца на день его обращения с соответствующим заявлением 05.06.2023 г. составляет 41 год 8 месяцев 27 дней, ИПК 141,834. При этом ответчик не включил в страховой стаж истца для назначения пенсии по вышеуказанному основанию периоды его работы с 23.06.1977 г. по 31.07.1977 г. и с 15.09.1977 г. по 30.09.1977 г. в Гастрономе № 1 «Центральный» Октябрьского райпищеторга управления торговли в должности грузчика гастрономического отдела, с 19.03.1980 г. по 03.08.1980 г. в СУ «Жилстрой-2» в должности каменщика.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается(п.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со ст.66 ТК РФ, п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190 и п.11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 г. и действовал до 01.01.2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 ст.29 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (п.п.«а» п.6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 г. и с 01.01.2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (п.п.«б» п.6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (п.п «в» п.6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (п.п.«г» п.6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены п.п.4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Комарова В.М., суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в спорные периоды с 23.06.1977 г. по 31.07.1977 г. в Гастрономе № 1 «Центральный» Октябрьского райпищеторга управления торговли в должности грузчика гастрономического отдела, с 19.03.1980 г. по 03.08.1980 г. в СУ «Жилстрой-2» в должности каменщика подтверждается записями в его трудовой книжке, архивными справками, в которых содержатся данные со ссылкой на соответствующие приказы о приеме истца на работу и его увольнении, выплачиваемой ему заработной платы.

Судебная коллегия полностью соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Отказывая в иске в части включения в страховой стаж периода работы истца с 15.09.1977 г. по 30.09.1977 г. в Гастрономе № 1 «Центральный» Октябрьского райпищеторга управления торговли в должности грузчика гастрономического отдела, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающий факт осуществления им трудовой деятельности в данный период.

Представленная истцом трудовая книжка записи о его работе в указанный период, не содержит. Согласно записям в трудовой книжке, в период с 01.09.1977 г. по 24.04.1981 г. Комаров В.М. проходил обучение в Белгородском строительном колледже, что также подтверждается архивной справкой ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж» (л.д.15).

Как следует из архивной справки администрации г.Белгорода, в расчетных ведомостях по начислению заработной платы имеются сведения об установлении Комарову В.М. с 23.06.1977 г. тарифной в размере 65 рублей, и о начислении ему в сентябре 1977 г. заработной платы в размере 2 рубля 16 копеек (л.д.16).

При таком положении суд обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска Комарова В.М. о включении в его страховой стаж периода работы 15.09.1977 г. по 30.09.1977 г.

В указанной части удовлетворения иска Комарова В.М. о возложении на ОСФР по Белгородской области обязанности по включению в страховой стаж истца периодов его работы с 23.06.1977 г. по 31.07.1977 г., с 19.03.1980 г. по 03.08.1980 г. и отказа в удовлетворении иска в части включения в страховой стаж периода его работы с 15.09.1977 г. по 30.09.1977 г. решение суда первой инстанции сторонами не оспаривается, в связи с чем в соответствии с ч.2. ст.327.1 ГПК РФ не подлежит судебной проверки судом апелляционной инстанции.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39).

Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2015 г.

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначении и выплаты пенсии», статьей 7 которого внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (в новой редакции) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением № 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

С учетом Приложения № 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого в 2021 г. возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч.1 ст.8 указанного Федерального закона, составляет для мужчин 63 года (60 лет - возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч.1 ст.8 указанного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 г. + 36 месяца).

При этом, согласно ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч.ч.1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Таким образом, с 01.01.2019 г. законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости - длительный страховой стаж и именно по данному основанию истец просил назначить ему досрочную пенсию, обратившись в пенсионный орган.

Исходя из приведенных положений ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (в новой редакции) Комаров В.М., который ДД.ММ.ГГГГ г. достиг возраста 60 лет, имеет право на назначение страховой пенсии по достижении возраста 63 года (согласно Приложению № 6 к Федеральному закону от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) при наличии 15 лет страхового стажа (общие основания), либо при наличии страхового стажа 42 года имеет право на назначение страховой пенсии при достижении возраста 61 года по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (специальные основания).

При этом, также Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350 внесены изменения в ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, которая дополнена частью 9, согласно которой правила о включении в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ранее действующим законодательством, не применяются.

Так, ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч.1.2 ст.8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст.11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п.2 ч.1 ст.12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч.8 настоящей статьи.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2018 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Порядок исчисления страхового стажа, который необходим для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на обычную страховую пенсию по старости, в сторону более жестких условий, что обусловливается льготным характером данного подвида пенсии и его целевым предназначением.

Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч.9 ст.13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что в спорные периоды (с 23.06.1977 г. по 31.07.1977 г., с 19.03.1980 г. по 03.08.1980 г.) трудовая деятельность истца протекала на территории Российской Федерации, осуществлялась на основании трудовых договоров, соответственно, работодателями производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, суд обоснованно включил эти периоды работы истца в страховой стаж по п.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. г. № 400-ФЗ.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований Комарова В.М. о возложении на ответчика обязанности по назначению ему досрочной страховой пенсии с 24.03.2023 г.

Основанием для назначения досрочной страховой пенсии по п.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ является наличие страхового стажа для мужчин 42 года и достижение возраста 60 лет.

Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5, 6 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Исходя из ч.2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 г. № 2920-О, от 24.04.2018 г. № 948-О).

Из ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 г. № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п.п.3, 4 указанных Правил, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п.п.12, 13 Правил).

Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию, за исключением случаев, указанных в статьях 22 и 25.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», ст.10 Федерального закона «О накопительной пенсии» и статьях 22 и 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 20 Правил).

Согласно п.п.21, 22 Правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 22 - 24 настоящих Правил. При направлении заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст.ст.18, 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст.ст.21, 22 названного Федерального закона).

Согласно п.п.1, 2, 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (п.3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из изложенного, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

При обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями он имеет право на получение от пенсионного органа полной информации о его правах, в том числе информации относительно определения его права на льготное пенсионное обеспечение и даты возникновения такого права, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, учитывая, что на пенсионный орган возложена обязанность вести разъяснительную работу среди населения по подведомственным вопросам, при обращении граждан по вопросу пенсионных прав, пенсионный орган должен предварительно оценить представленные документы и по результатам их предварительной оценки, при наличии, хоть и предположительно, права гражданина на пенсию, разъяснить о необходимости подачи заявления в пенсионный орган для назначения пенсии с момента возникновения права на нее.

Невыполнение пенсионным органом названной обязанности, приведшей к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, ставит гражданина в неравное положение с другими лицами, которым пенсия назначена или может быть назначена по аналогичным основаниям.

Материалами дела установлено, что решением ответчика от 16.10.2023 г. Комарову В.М. на основании его заявления от 27.09.2023 г. назначена страховая пенсия по старости с указанной даты его обращения (л.д.115). Между тем материалами дела установлено, что до подачи указанного заявления истец неоднократно обращался в пенсионный орган по вопросу назначения страховой пенсии путем подачи соответствующих заявлений от 09.01.2023 г. и 05.06.2023 г., в удовлетворении которых ему было отказано по причине недостаточности страхового стажа. При этом, с учетом включенных судом первой инстанции спорных периодов работы истца, необходимая продолжительность стажа (42 года) выработана им на 12.03.2023 г., установленного законом возраста для выхода на пенсию по основанию, предусмотренному ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, истец достиг 18.11.2022 г.

Таким образом, с учетом требований ч.3 ст.196 ГПК РФ судебная коллегия считает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию с заявленной им в иске даты - 24.03.2023 г. и, соответственно, произвести расчет и выплату неполученной им пенсии за период с 24.03.2023 г. по 27.09.2023 г.

При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным в части отказа в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 24.03.2023 г. в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в связи с чем, оно подлежит отмене на основании п.3 ч.1, п.3 ч.2 ст.330 ГПК РФ, с принятием в соответствии с ч.2 ст.328 ГПК РФ нового решения об удовлетворении иска в указанной части.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

         о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 10 апреля 2024 года по делу по иску Комарова Владимира Михайловича (СНИЛС ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН ) о включении в страховой стаж периодов работы, досрочном назначении пенсии, перерасчете размера пенсии отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Комарова В.М. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24.03.2023 г.

В указанной части принять новое решение, которым возложить на ОСФР по Белгородской области обязанность назначить Комарову В.М. страховую пенсию по старости с 24.03.2023 г.

    В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова В.М. - без удовлетворения.

     Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

    Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 06.09.2024 г.

Председательствующий

    Судьи

33-4189/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Комаров Владимир Михайлович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области
Другие
Ефанова Инна Витальевна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фурманова Лариса Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
18.07.2024Передача дела судье
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее