Решение по делу № 2-317/2022 (2-3532/2021;) от 15.11.2021

Дело № 2-317/2022

УИД 92RS0003-01-2021-005691-47

Категория 2.146

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2022 года                                                                     г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Зоткине И.А. с участием истца Прилуцкой Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прилуцкой Лоллиты Константиновны, Артамоновой Ольги Федоровны к Безнощенко Татьяне Валентиновне, Играк Афанасии Ивановне об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прилуцкая Л.К., Артамонова О.Ф. обратились в суд с данным иском к ответчикам, просят устранить реестровую ошибку и установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, СТ «Тополек», 80-А.

В обоснование исковых требований указали, что Артамоновой О.Ф. на праве собственности принадлежит 1/3 доля жилого <адрес> доли принадлежит Прилуцкой Л.К., также им принадлежит по ? доле земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом. Истцы указывают, что в ЕГРН внесены сведения о координатах границ земельного участка, которые не соответствуют их фактическому местоположению.

Истец в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Артамонова О.Ф., ответчики, третьи лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов - СТ «Тополек», Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, от представителя СТ «Тополек» поступило заявление о рассмотрении дела без его участия и удовлетворении иска.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Артамоновой О.Ф. и Прилуцкой Л.К. на праве общей долевой собственности принадлежит соответственно 1/3 и 2/3 долей в жилом <адрес> также истцам принадлежит по ? доле земельного участка с КН на котором расположен указанный жилой дом, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Границы земельного участка установлены в Едином государственном реестре недвижимости.

Ответчики являются смежными землепользователями.

Истцы полагают, что при определении координат характерных точек границ спорного земельного участка при его формировании была допущена кадастровая (реестровая) ошибка и в сведения ЕГРН внесены координаты границ земельного участка, которые не соответствуют фактическому местоположению, что также отражено в межевом плане кадастрового инженера Халилова А.Р. от 28.09.2021.

Кадастровым инженером определены следующие координаты характерных точек границ спорного земельного участка, которые соответствуют фактическим:

Обозначение характерных точек границы Координаты, м (СК-63)
X Y
1 2 3

н6            4927611.10             4382251.44

н7            4927611.35             4382244.91

н8            4927611.25             4382243.96

н9            4927612.00             4382238.01

н10          4927612.31             4382235.20

4              4927612.87            4382235.30

1              4927630.47             4382238.52

н6            4927611.10             4382251.44

Таким образом, необходимо изменить в сведениях ЕГРН координаты характерных точек границ на фактически установленные.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Внесение соответствующих изменений в ЕГРН в отношении земельного участка является итоговым действием проведения землеустроительных процедур влекущих изменение площади, конфигурации границ и иных характеристик земельного участка, требующих государственного кадастрового учета.

С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Федеральным законом №218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) – ч. 7 ст. 1.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч.3).

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).

Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).

Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.

Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 г. по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.

В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прилуцкой Лоллиты Константиновны, Артамоновой Ольги Федоровны к Безнощенко Татьяне Валентиновне, Играк Афанасии Ивановне об установлении границ земельного участка удовлетворить.

Установить границы земельного участка путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером 91:03:002013:246, расположенного по адресу: <адрес>

Обозначение характерных точек границы Координаты, м (СК-63)
X Y
1 2 3

н6            4927611.10             4382251.44

н7            4927611.35             4382244.91

н8            4927611.25             4382243.96

н9            4927612.00             4382238.01

н10          4927612.31             4382235.20

4              4927612.87             4382235.30

1              4927630.47             4382238.52

н6            4927611.10             4382251.44

Решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:03:002013:246.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 04.02.2022 г.

Судья –

2-317/2022 (2-3532/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прилуцкая Лоллита Константиновна
Артамонова Ольга Федоровна
Ответчики
Играк Афанасия Ивановна
Безнощенко Татьяна Валентиновна
Другие
ТСН СНТ "Тополек"
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Фисюк Оксана Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2021Подготовка дела (собеседование)
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее