дело № 2-1803/2018
24RS0054-01-2018-001899-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,
при секретаре Залесской А.А.,
с участием представителя ответчика КГБУЗ «Ужурская РБ» Лопатиной К.Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пекарской Елены Владимировны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ужурская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Пекарская Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к КГБУЗ «Ужурская РБ» о взыскании недоначисленной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец работает в КГБУЗ «Ужурская РБ» в должности <данные изъяты> педиатрического отделения, о чем с ней заключен трудовой договор. 23.12.2016 между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Красноярского края от 31.03.2011 №12-5724 «О социальном партнерстве» с целью создания условий для повышения уровня жизни населения Красноярского края заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате. Соглашением на территории Ужурского района установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций в 10592 рубля. Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 №164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей. Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 №460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей. Статьей 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Данной статьей с 01.01.2018 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9489 рублей в месяц. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.03.2018 №41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11163 рублей. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в ред. постановления администрации края от 31.07.2001 № 554-П) с 01.09.1992 установлен единый районный коэффициент 1,3 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Таким образом, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнении нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7800 рублей (с июля по ноябрь 2017 года), 9489 рублей (с января 2018 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12000 рублей (с января по июнь 2017 года), 12480 рублей (с июля по декабрь 2017 года), 15182,40 рубля (с 01.01.2018), 17860,80 рублей (с 01.05.2018). Истец просит взыскать с КГБУЗ «Ужурская РБ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября по декабрь 2017 года, с января по август 2018 года в размере 22311 рублей 63 копеек.
В судебное заседание истец Пекарская Е.В. не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. От неё в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика КГБУЗ «Ужурская РБ» Лопатина К.Ч. в судебном заседании исковые требования не признала. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что КГБУЗ «Ужурская РБ» не имеет возможности выплачивать заработную плату в указанном в исковом заявлении размере, то есть свыше доведенных лимитов, так как данные выплаты приведут к перерасходу фонда оплаты труда. Помимо этого, истцом приложен к исковому заявлению неверный расчет суммы, подлежащей доначислению, в размере 22311 рублей 63 копеек. Сумма недоначисленой заработной платы Пекарской Е.В. за период с сентября по декабрь 2017 года, с января по август 2018 года составляет 19276 рублей 17 копеек.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Как следует из статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания вышеприведенных положений закона следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017 - в сумме 7800 рублей, с 01.01.2018 - в сумме 9489 рублей, с 01.05.2018 - 11163 рублей.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 12480 рублей исходя из расчета: 7800 рублей + 2340 рублей + 2340 рублей; размер ежемесячной заработной платы за период с 01.01.2018 по 30.04.2018 с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 15182 рублей 40 копеек исходя из расчета: 9489 рублей + 2846,7 рублей + 2846,7 рублей, с 01.05.2018 по 31.08.2018 с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 17860 рублей 80 копеек исходя из расчета: 11163 рублей + 3348,9 рублей + 3348,9 рублей.
В судебном заседании установлено, что Пекарская Е.В. работает в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Ужурская районная больница» с 01.01.2015 принята переводом <данные изъяты> педиатрического отделения, с 01.10.2017 переведена на должность уборщицы служебных помещений педиатрического отделения на 1,0 ставки, что подтверждается трудовыми договорами и записями в трудовой книжке.
Исходя из представленных расчетных листков за октябрь 2017 года Пекарской Е.В. начислена заработная плата в размере 12399 рублей 70 копеек, за ноябрь 2017 года в размере 13520 рублей 34 копейки, за декабрь 2017 года в размере 12554 рублей 26 копеек, за январь 2018 года в размере 16244 рублей 37 копеек, за февраль 2018 года в размере 9485 рублей 51 копейки, за март 2018 года в размере 113 рублей 23 копеек, за май 2018 года в размере 12856 рублей 23 копеек, за июнь 2018 года в размере 15250 рублей 54 копеек, за июль 2018 года в размере 12648 рублей 33 копеек; за август 2018 года в размере 12569 рублей 19 копеек, которые ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края.
Сумма недоначисленной заработной платы истца составила:
- за октябрь 2017 года составила 80 рублей 30 копеек, исходя из следующего расчета: 12480 рублей (подлежало начислению) - 12399 рублей 70 копеек (фактически начислено, согласно расчетному листку);
- за февраль 2018 года составила 1076 рублей 16 копеек, исходя из следующего расчета: 10561 рубль 67 копеек (подлежало начислению (15182 рубля 40 копеек/ 23 дня (рабочих дней) х 16 дней (фактически отработано) - 9485 рублей 51 копейки (фактически начислено, согласно расчетному листку);
- за май 2018 года составила 5004 рубля 57 копеек, исходя из следующего расчета: 17860 рублей 80 копеек (подлежало начислению) - 12856 рублей 23 копеек (фактически начислено, согласно расчетному листку);
- за июнь 2018 года составила 2610 рублей 26 копеек, исходя из следующего расчета: 17860 рублей 80 копеек (подлежало начислению) - 15250 рублей 54 (фактически начислено, согласно расчетному листку);
- за июль 2018 года составила 5212 рублей 47 копеек, исходя из следующего расчета: 17860 рублей 80 копеек (подлежало начислению) - 12648 рублей 33 копеек (фактически начислено, согласно расчетному листку);
- за август 2018 года составила 5291 рубль 61 копейка, исходя из следующего расчета: 17860 рублей 80 копеек (подлежало начислению) - 12569 рублей 19 копеек (фактически начислено, согласно расчетному листку)).
При этом, за декабрь 2017 года Пекарской Е.В. согласно расчетному листку начислено 12554 рубля 26 копеек, то есть с учетом установленного минимального размера оплаты труда.
Таким образом, требования Пекарской Е.В. о взыскании заработной платы подлежат частичному удовлетворению, с КГБУЗ «Ужурская РБ» в пользу Пекарской Е.В. подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с октября по декабрь 2017 года, с января по август 2018 года в общем размере 19275 рублей 37 копеек (80,30 + 1076,16 + 5004,57 + 2610,26 + 5212,47 + 5291,61).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с КГБУЗ «Ужурская РБ» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 771 рубля 01 копейки.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Пекарской Елены Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Пекарской Елены Владимировны с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница» сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы с октября по декабрь 2017 года, с января по август 2018 года в размере 19275 рублей 37 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ужурская районная больница» в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края государственную пошлину в размере 771 рубля 01 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Макарова
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2018 года