дело № 2а-4466/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Севостьяновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бурд Олега Александровича к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Бурд О.А., уточнив требования, обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения от 12 июля 2021 года № Р001-6076660263-46485687 об отказе в предоставлении государственной услуги «перераспределения земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», и возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка с испрашиваемых границах.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1130+ кв.м., категория земель; земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. К земельному участку прилегает участок из земель неразграниченной государственной собственности, площадью 329 кв.м., фактически представляющий собой овраг. В декабре 2020 года административный истец обратился в администрацию городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью его последующего выкупа, схема подготовлена с учетом кадастровых и фактических границ смежных земельных участков, а также с учетом территориальных зон, обозначенных в ПЗЗ городского округа Солнечногорск Московской области, однако административный ответчик отказал в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка, указав, что формирование земельного участка в новых границах приводит к изломанности границ и нарушению требований ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, что послужило основанием обращения с иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца – Козуб Е.А. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика – Маслова О.Г. против удовлетворения административного иска возражала.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Солнечногорск Московской области - Алепова О.Н. против удовлетворения административного иска возражала.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц и оценив собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, суд приходит к следующему.
Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом понятия изломанности границ действующее законодательство не раскрывает.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1130+\-12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в органах Росреестра, границы земельного участка установлены с описанием местоположения на местности.
Земельный участок административного истца ограничен смежными земельными участками, поставленными на кадастровый учет с описанием местоположения границ на местности и обозначенными искусственным ограждением (забором), с фасада землями неразграниченной госсобственности (проездом), со стороны зафасадной части участок ограничен землями, предназначенными для рекреационных целей.
К земельному участку административного истца прилегает часть земель неразграниченной госсобственности, площадью 329 кв.м., которую административный истец облагородил и огородил забором.
В декабре 2020 года административный истец обратился в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью его последующего выкупа на указанную территорию. Схема подготовлена с учетом кадастровых и фактических границ смежных земельных участков, а также с учетом территориальных зон, обозначенных в ПЗЗ городского округа Солнечногорск Московской области. На указанное заявление административным истцом получен отказ, мотивированный тем, что формирование земельного участка в новых границах приводит к изломанности границ.
В 2021 году была подготовлена схема расположения границ испрашиваемого земельного участка с целью формирования земельного участка, однако 12 июля 2021 года в адрес административного истца направлено решение № Р001-6076660263-46485687 за подписью председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги, мотивированное тем, что разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, формирование земельного участка в новых границах приводит к изломанности границ.
В подтверждение заявленных требований истцом представлено заключение кадастрового инженера Фатеевой Ю.В., из которого следует, что земельный участок в испрашиваемых границах и конфигурации не препятствует его рациональному использованию в соответствии с видом разрешенного использования, при этом конфигурация обусловлена кадастровыми границами смежных земельных участков и границами территориальной зоны — зоны рекреации.
Поскольку кадастровый инженер является лицом, обладающим специальными познаниями в области землеустройства, его заключение возможно рассматривать как надлежащее доказательство.
При таких данных, что испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота, сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится и судом не установлено, согласно заключению кадастрового инженера земельный участок в испрашиваемых границах и конфигурации не препятствует его рациональному использованию в соответствии с видом разрешенного использования, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные законом основания для отказа в удовлетворении заявления Бурд О.А. в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» отсутствовали, в связи с чем суд находит обоснованными требования о признании отказа, содержащегося в решении административного ответчика от 12 июля 2021 года незаконным и возложении на административного ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку со стороны ответчика допущено нарушение права административного истца на разрешение его заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Бурд Олега Александровича - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области в предоставлении Бурд Олегу Александровичу государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», содержащийся в решении от 12 июля 2021 года № Р001-6076660263-46485687 и обязать Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии со следующими геоданными и координатами:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 22 ноября 2021 года.
Судья Байчоров Р.А.