Дело №2-4134/2018
29RS0023-01-2018-004877-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2018 года |
город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи БарановаП.М.
при секретаре Снегирёвой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Дроненко ФИО12, Дуганова ФИО13, Иконникова ФИО14, Калининского ФИО15, Корженевича ФИО16, Ордина ФИО17 к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, иску Бабенко Виктора Владимировича к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы,
установил:
Бабенко В.В., Дроненко А.В., Дуганов С.В., Иконников Н.А., Калининский Д.Н., Корженевич М.С., Ордин О.А. обратились в суд обратился в суд с аналогичными исковыми заявлениями, уточненными в порядке ст.39 ГПКРФ, к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о признании права на компенсационную выплату как работнику военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов, с 13.07.2018, взыскании заработной платы за период с 13.07.2018 по 30.09.2018, компенсации морального вреда.
В обоснование указали, что работают в войсковой части 63811 Бабенко В.В. – в должности <данные изъяты>, Дроненко А.В., Дуганов С.В., Иконников Н.А., Калининский Д.Н., Корженевич М.С., Ордин О.А. – в должностях <данные изъяты>. Работодателем им была установлена компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50% как работникам военизированной охраны, непосредственно занятым охраной вооружения и боеприпасов. С 13.07.2018 приказом командира войсковой части 63811 начисление и выплата им указанной компенсационной выплаты была временно приостановлена. Полагают, что они имеют право на указанную компенсационную выплату, поскольку осуществляют круглосуточную охрану и защиту территории военного порта г.Северодвинска путем выставления и непрерывного несения службы караулом ВОХР по графику с равномерным распределением занятости всего персонала команды ВОХР, осуществление контрольно-пропускного режима на территорию военного порта. На территории военного порта расположены арсеналы и склады вооружения и боеприпасов, кроме того, в их обязанности входит охрана оружейной комнаты, где хранится стрелковое оружие и боеприпасы. С учетом уточнения исковых требований просили признать за ними право на компенсационную выплату в размере 50% как работникам военизированной охраны, непосредственно занятым охраной вооружения и боеприпасов, с 13.07.2018, взыскать в пользу каждого из них заработную плату за период с 13.07.2018 по 30.09.2018 (в пользу Бабенко В.В. 14713 рублей 60 копеек, в пользу Дроненко А.В. 12347 рублей 89 копеек, в пользу Дуганова С.В. 14920 рублей 30 копеек, в пользу Иконникова Н.А. 20998 рублей 94 копейки, в пользу Калининского Д.Н. 18574 рубля 46 копеек, в пользу Корженевича М.С. 20998 рублей 94 копейки, в пользу Ордина О.А. 20998 рублей 94 копейки), компенсацию морального вреда (в пользу Бабенко В.В. и Ордина О.А. по 7000 рублей, в пользу Дроненко А.В., Дуганова С.В., Иконникова Н.А., Калининского Д.Н. и Корженевича М.С. по 5000 рублей) (т.1 л.д.3 – 6, т.2 л.д.3 – 6, т.3 л.д.3 – 6, т.4 л.д. 3 – 6, т.5 л.д.3 – 6, т.6 л.д.3 – 6, т.7 л.д.3 – 6, 223, 225, 227, 229, 231, 233, 235).
Определениями суда от 31.10.2018 и от 21.11.2018 гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Определением суда от 27.12.2018 производство по делу в части исковых требований Бабенко В.В. к войсковой части 63811, ФКУ «ОСК Северного флота» о взыскании компенсации морального вреда прекращено в связи с принятием отказа истца от иска в данной части.
Истцы Бабенко В.В., Дроненко А.В., Дуганов С.В., Иконников Н.А., Калининский Д.Н., Корженевич М.С., Ордин О.А. в судебном заседании на своих исковых требованиях настаивали.
Представители ответчиков командир войсковой части 63811 ВернигоровА.С., представитель ФКУ «ОСК Северного флота» Ануфриева А.В., представитель третьего лица Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) ОвезбердыевА.А., участвовавший в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, с иском не согласились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Войсковая часть 63811 является 616 центром (обеспечения управления военно-морской базы, объединенным) ВМБ (центром обеспечения управления Беломорской ВМБ) (т.7 л.д.116 – 129). Финансовое обеспечение войсковой части 63811 осуществляет ФКУ «ОСК Северного флота» (филиал «3 финансово-экономическая служба») (т.7 л.д. 30 – 33).
Истец БабенкоВ.В. работает в войсковой части 63811 в должности <данные изъяты> на основании трудового договора от 01.12.2012 (т.7 л.д.9).
На основании заключенных с ними трудовых договоров истцы Дроненко А.В. (с 30.08.2016), Дуганов С.В. (с 14.12.2012), Иконников Н.А. (с 01.12.2012), Калининский Д.Н. (с 30.09.2016), Корженевич М.С. (с 01.12.2012), Ордин О.А. (с 01.12.2012) работают в войсковой части 63811 в должностях <данные изъяты> (т.1 л.д.9, т.2 л.д.9, т.3 л.д.9, т.4 л.д.8, т.5 л.д.8, т.6 л.д.10).
До 13.07.2018 истцам выплачивалась компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50% как работникам военизированной охраны, относящимся к гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, предусмотренная пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255.
На основании акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части 63811 Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) от 13.07.2018 (т.7 л.д.57 – 65) приказом командира войсковой части 63811 от 16.07.2018 №249 начисление и выплата указанной компенсационной выплаты к должностному окладу в размере 50% гражданскому персоналу команды военизированной охраны временно приостановлены с 13.07.2018 (т.7 л.д. 16).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями лиц, участвующих в деле, у суда сомнений не вызывают и суд полагает их установленными.
Обращаясь в суд, истцы полагают, что работодатель необоснованно приостановил выплату им указанной компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 %, предусмотренной пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255.
Согласно части первой ст.129 ТКРФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.135 ТКРФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.349 ТКРФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТКРФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583 с 01.12.2008 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации.
Указанным Положением установлена система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, которая включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (п.2 Положения).
Согласно пункту 14 Положения к компенсационным выплатам, которые устанавливаются гражданскому персоналу воинских частей и организаций, относятся в том числе выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 17 Положения гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах: должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны 50%.
Согласно примечанию к пункту 17 Положения к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся:
центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы;
отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Как следует из материалов дела, войсковая часть 63811, в которой работают истцы, является центром обеспечения управления Беломорской ВМБ, что подтверждается положением о 616 центре, штатом (т.7 л.д.116 – 129, 194 – 198).
Согласно положению о 616 центре он предназначен для: охраны, обороны, обслуживания и обеспечения управления, штаба Беломорской ВМБ в мирное время, угрожаемый период и в военное время; сбора, обработки, анализа и обобщения информации о радиационной и химической обстановке в зоне ответственности Беломорской ВМБ, обработки и анализа информации о морской и воздушной обстановке в пределах зоны действия БСН Беломорской ВМБ; обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники управления Беломорской ВМБ (пункт 2).
Согласно штату команда военизированной охраны является самостоятельным структурным подразделением 616 центра (относится к основным подразделениям) (т.7 л.д.189, 197 – 198).
Обращаясь в суд, истцы указывают, что в соответствии со своими трудовыми обязанностями они осуществляют охрану и защиту территории военного порта г.Северодвинска, где расположены в том числе склады вооружения и боеприпасов.
Как следует из материалов дела, на территории военного порта г.Северодвинска дислоцируются военные городки №39 (на территории военного городка находятся цех минно-торпедного вооружения, цех баллистических противолодочных ракет, причалы, войсковые части, отделение МИС), №2 (на территории военного городка находятся войсковые части, военная комендатура, военная прокуратура, военно-следственный отдел, отделение МИС), №19 (на территории находятся войсковые части). На территории военного городка №2 находятся отдел хранения радиотехнического вооружения, отдел хранения (объединенный, материальных и технических средств тыла), открытые площадки хранения твердого топлива. На территории военного городка №19 находятся хранилища отдела хранения (радиотехнического вооружения), отдела хранения (средств связи), отдела хранения (спасательных средств), отделения хранения (имущества КЭС); на территории военного городка №39 находятся судоремонтная мастерская, открытая площадка и хранилище отдела хранения (средств связи) (т.6 л.д.59 – 62).
При этом отдел хранения радиотехнического вооружения, расположенный на территории военного городка №2, является структурным подразделением войсковой части 77360-Е и охраняется штатными сторожами (т.7 л.д.139); объекты хранения вооружения, расположенные на территории военного городка №39, охраняются командой военизированной охраны войсковой части 77360-И, что не оспаривается истцами.
Согласно инструкции часовому контрольно-пропускного пункта часовой отвечает за правильность пропуска на территорию военного порта прибывших лиц и автотранспорта, правильность выноса (вноса) или вывоза (ввоза) какого-либо имущества, за внутренний порядок на КПП и прилегающей территории, сохранность и исправность инвентаря и имущества, находящегося на поту (т.7 л.д.51 – 52).
Согласно схеме расположения постов внутреннего караула №2 команды военизированной охраны войсковой части 63811 несение службы осуществляется на двух постах, расположенных на контрольно-пропускных пунктах. Согласно табелю постам охране и обороне подлежит военный порт г. Северодвинска, контрольно-пропускные посты, находящееся в них имущество, средства связи и сигнализации, ворота для автотранспорта, противокамерное заграждение. К обязанностям часовых отнесено несение службы на КПП-1 и КПП-2, периодические (в течение 5 минут) осмотры подступов к постам, целостности ограждения и ворот, исправности освещения (т.7 л.д. 53, 186 – 188).
Вместе с тем, как следует из содержания п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255, спорная компенсационная выплата полагается гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Таким образом, войсковая часть 63811, являющаяся работодателем истцов, не является арсеналом, центром, базой или складом по хранению вооружения и боеприпасов, и не имеет в своем составе таких складов или арсеналов. К задачам войсковой части 63811 относится обеспечение управления Беломорской ВМБ, в том числе охрана объектов управления Беломорской ВМБ, но не специально охрана складов боеприпасов и вооружения.
Характер трудовой функции истцов и их должностные обязанности не связаны с непосредственным осуществлением приема, хранения, выдачи и охраны вооружения и боеприпасов. Команда военизированной охраны войсковой части 63811 осуществляет охрану территории военного порта г. Северодвинска и обеспечивает контрольно-пропускной режим. Вместе с тем, военный порт г.Северодвинска не является арсеналом, центром, базой, складом по хранению вооружения и боеприпасов. Те объекты, расположенные на территории военного порта, которые отвечают признакам, указанным в п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеют собственную охрану, осуществляемую силами иных воинских частей.
Команда военизированной охраны войсковой части 63811, в которой работают истцы, организационно, территориально и функционально обособлена от складов по хранению вооружения и боеприпасов, находящихся на территории военного порта г.Северодвинска и входящих в структуру иных войсковых частей, также дислоцированных на территории военного порта.
При этом под охраной команды военизированной охраны войсковой части 63811 находятся не только объекты, на которых имеется вооружение и боеприпасы, но и иные объекты, не имеющие столь специфического назначения (отдел хранения материальных и технических средств тыла, площадки хранения твердого топлива).
Сам по себе факт наличия на территории военного порта г.Северодвинска складов вооружения, не предоставляет истцам права на спорную компенсационную выплату, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что команда военизированной охраны войсковой части 63811 непосредственно и исключительно занята охраной складов вооружения и боеприпасов, как того требует п.17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, из материалов дела не следует, что условия труда истцов отвечают тем требованиям, которые в силу п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации необходимы для установления им спорной компенсационной выплаты.
Суд отклоняет доводы истцов о том, что командой военизированной охраны войсковой части 63811 осуществляется охрана вооружения и боеприпасов, находящихся в оружейной комнате данной войсковой части, поскольку оружейная комната не относится к числу объектов, охрана которых предоставляет гражданскому персоналу право на спорную компенсационную выплату.
При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании за ними права на указанную компенсационную выплату и о взыскании заработной платы.
Соответственно, не подлежат удовлетворению и производные требования истцов Дроненко А.В., Дуганова С.В., Иконникова Н.А., Калининского Д.Н., Корженевича М.С., Ордина О.А. о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Дроненко ФИО18, Дуганова ФИО19, Иконникова ФИО20, Калининского ФИО21, Корженевича ФИО22, Ордина ФИО23 к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, исковых требований Бабенко ФИО24 к войсковой части 63811, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
П.М. Баранов |
Мотивированное решение составлено 09.01.2019.