Решение по делу № 33-10816/2024 от 19.08.2024

Судья Ярушин И.В.

Дело № 33-10816/2024

УИД 59RS0037-01-2024-000272-49

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 07.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 01.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Мухтаровой И.А.,

судей Крюгер М.В., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-162/2024 по иску Ц. к администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения,

по апелляционной жалобе Ц. на решение Суксунского районного суда Пермского края от 02.07.2024.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя истца Желтышева И.А., настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия

установила:

Ц. обратилась в суд с иском к администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, приспособленного для проживания инвалида – колясочника, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте п. Суксун Пермского края общей площадью не менее 36,6 кв.м. на условиях договора социального найма.

В обоснование требований указано, что согласно справке МСЭ-2007 №** Ц. является инвалидом с детства ** группы инвалидности с третей степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Самостоятельно передвигаться не может и является инвалидом – колясочником. Своего собственного жилья не имеет, проживает в квартире, не приспособленной для проживания инвалида – колясочника. Поскольку она ограничена в самообслуживании и трудоспособности, то за ней ежедневный уход осуществляет мать. С 2007 года Ц. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако постановлением от 04.04.2024 снята с учета. Ссылаясь на положения статей 14, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 31-02 «Здания жилые многоквартирные» просила предоставить ей, как инвалиду – колясочнику с детства, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

Решением Суксунского районного суда Пермского края от 02.07.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В жалобе, ссылаясь на нормы действующего законодательства, приводит доводы о том, что своего жилья не имеет, денежными средствами для покупки приспособленного жилого помещения не располагает, проживает в неблагоустроенной квартире, которую ответчик должен был обследовать и предоставить ей во внеочередном порядке без признания ее малоимущей благоустроенное жилое помещение, приспособленное для проживания инвалида-колясочника на условиях договора социального найма.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Суксунского городского округа Пермского края просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец, представитель ответчика, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не подавали. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Пермского краевого суда. Истец направил в суд своего представителя.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ц. является инвалидом ** группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № ** (л.д.8).

Ц. проживает в жилом помещении по адресу: ****., собственниками которого являются К1., К2., К3., К4.

Указанные обстоятельства послужили основанием постановки Ц. 08.06.2007 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма (л.д.56).

Постановлением администрации Суксунского городского округа Пермского края № 242 от 04.04.2024 Ц. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (л.д.12).

В письме администрации Суксунского городского округа от 04.04.2024, адресованного, в том числе истцу, указаны основания снятия с учета, а именно, что в результате проверки обоснованности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выявлено отсутствие принятого в порядке, установленном Законом Пермской области от 30.11.2005 № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» решения органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими (л.д.14).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Пермской области от 30.11.2005 № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Законом Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец малоимущей не признана, на учете по улучшению жилищных условий по данному основанию не состоит, с соответствующим заявлением в компетентный орган не обращалась, необходимые документы при проверке наличия оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма ответчику не представила.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно при разрешении исковых требований учтено отсутствие малоимущности у истца, право на получение жилого помещения предоставлено истцу действующим жилищным законодательством, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в силу следующего.

Согласно статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (статья 17). До 01.01.2005 инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право: малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде; иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.

Согласно статье 4 Закона Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно нормам действующего законодательства жилое помещение может быть предоставлено истцу по договору социального найма при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями, а именно: жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях и которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Принимая решение о снятии с учета истца в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрация Суксунского городского округа Пермского края правомерно исходила из отсутствия у истца статуса малоимущего.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина как малоимущим, так и нуждающимся в жилом помещении. Истец к данной категории граждан не относится, малоимущим не признана.

Указание апеллянта на то, что проживание инвалида – колясочника в жилом помещении, не приспособленном именно для проживания истца, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений о внеочередном порядке предоставления жилых помещений на тех основаниях, которые приведены истцом.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене или изменению решения, сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истец в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и законность принятого им судебного постановления.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Суксунского районного суда Пермского края от 02.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц. – без удовлетворения.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

Судья Ярушин И.В.

Дело № 33-10816/2024

УИД 59RS0037-01-2024-000272-49

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 07.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 01.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Мухтаровой И.А.,

судей Крюгер М.В., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-162/2024 по иску Ц. к администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения,

по апелляционной жалобе Ц. на решение Суксунского районного суда Пермского края от 02.07.2024.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя истца Желтышева И.А., настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия

установила:

Ц. обратилась в суд с иском к администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, приспособленного для проживания инвалида – колясочника, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте п. Суксун Пермского края общей площадью не менее 36,6 кв.м. на условиях договора социального найма.

В обоснование требований указано, что согласно справке МСЭ-2007 №** Ц. является инвалидом с детства ** группы инвалидности с третей степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Самостоятельно передвигаться не может и является инвалидом – колясочником. Своего собственного жилья не имеет, проживает в квартире, не приспособленной для проживания инвалида – колясочника. Поскольку она ограничена в самообслуживании и трудоспособности, то за ней ежедневный уход осуществляет мать. С 2007 года Ц. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако постановлением от 04.04.2024 снята с учета. Ссылаясь на положения статей 14, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 31-02 «Здания жилые многоквартирные» просила предоставить ей, как инвалиду – колясочнику с детства, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

Решением Суксунского районного суда Пермского края от 02.07.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В жалобе, ссылаясь на нормы действующего законодательства, приводит доводы о том, что своего жилья не имеет, денежными средствами для покупки приспособленного жилого помещения не располагает, проживает в неблагоустроенной квартире, которую ответчик должен был обследовать и предоставить ей во внеочередном порядке без признания ее малоимущей благоустроенное жилое помещение, приспособленное для проживания инвалида-колясочника на условиях договора социального найма.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Суксунского городского округа Пермского края просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец, представитель ответчика, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не подавали. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Пермского краевого суда. Истец направил в суд своего представителя.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ц. является инвалидом ** группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № ** (л.д.8).

Ц. проживает в жилом помещении по адресу: ****., собственниками которого являются К1., К2., К3., К4.

Указанные обстоятельства послужили основанием постановки Ц. 08.06.2007 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма (л.д.56).

Постановлением администрации Суксунского городского округа Пермского края № 242 от 04.04.2024 Ц. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (л.д.12).

В письме администрации Суксунского городского округа от 04.04.2024, адресованного, в том числе истцу, указаны основания снятия с учета, а именно, что в результате проверки обоснованности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выявлено отсутствие принятого в порядке, установленном Законом Пермской области от 30.11.2005 № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» решения органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими (л.д.14).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Пермской области от 30.11.2005 № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Законом Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец малоимущей не признана, на учете по улучшению жилищных условий по данному основанию не состоит, с соответствующим заявлением в компетентный орган не обращалась, необходимые документы при проверке наличия оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма ответчику не представила.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно при разрешении исковых требований учтено отсутствие малоимущности у истца, право на получение жилого помещения предоставлено истцу действующим жилищным законодательством, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в силу следующего.

Согласно статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (статья 17). До 01.01.2005 инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право: малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде; иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.

Согласно статье 4 Закона Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно нормам действующего законодательства жилое помещение может быть предоставлено истцу по договору социального найма при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями, а именно: жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях и которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Принимая решение о снятии с учета истца в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрация Суксунского городского округа Пермского края правомерно исходила из отсутствия у истца статуса малоимущего.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина как малоимущим, так и нуждающимся в жилом помещении. Истец к данной категории граждан не относится, малоимущим не признана.

Указание апеллянта на то, что проживание инвалида – колясочника в жилом помещении, не приспособленном именно для проживания истца, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений о внеочередном порядке предоставления жилых помещений на тех основаниях, которые приведены истцом.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене или изменению решения, сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истец в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и законность принятого им судебного постановления.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Суксунского районного суда Пермского края от 02.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц. – без удовлетворения.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

33-10816/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Цепилова Надежда Вадимовна
Ответчики
Администрация Суксунского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.08.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее