РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2016 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Н.И. Шигановой,
при секретаре Н.А. Куприной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -34/16 по исковому заявлению Воробьёва Ю. М. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Воробьёв Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что 27.05.2015 года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новокуйбышевске с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.), как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от возраста, считая, что имеет для этого необходимый специальный стаж.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске на основании протокола <№> от 03.06.2015 года было принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не были включены периоды:
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>- периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>; со <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>- периоды нахождения в учебных отпусках;
- с <Дата> по <Дата>- период работы в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы» средней школы <№>;
- с <Дата> по <Дата> – период работы по совместительству в должности преподавателя в Н.;
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> – период работы по совместительству на свободной ставке преподавателя в Н.;
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> – период работы в должности преподавателя ГОУ СПО «Н.».
С решением Комиссии он не согласен по следующим основаниям.
Согласно представленных в пенсионный орган документов, его педагогический стаж составляет более 25 лет, но при этом ему в льготный стаж не были включены вышеперечисленные периоды работы, когда как за время нахождения на курсах повышения квалификации и в периоды нахождения в учебных отпусках за ним сохранялось постоянное место работы и средний заработок, из которого удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд, а повышение квалификации входит в обязанность педагогических работников. Также, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.07.2009 года № 11-В09-7).
В силу статьи 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учебных заведениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. В связи с чем, считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в учебных отпусках должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Также считает, что период работы в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» средней школы <№> г. Новокуйбышевска также должен быть включен в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, так как должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» входит в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781). Работа в указанной должности засчитывается в стаж работы за период работы до 1 ноября 1999 года, а в соответствии с п.4 этого же Списка, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях, учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Кроме того, в указанный период он, согласно записям в трудовой книжке, совмещал работу в данной школе в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы» с работой в должности учителя истории, при этом норма учебной нагрузки им была соблюдена.
Работая преподавателем в Новокуйбышевском государственном гуманитарно-технологическом колледже, он вел уроки истории, обществознания для учащихся в возрасте до 18 лет в соответствии с учебной программой и тарификацией. Считает, что учащихся до 18 лет в процентном соотношении к общему количеству учащихся, обучающихся в учреждении, было более 50%. Невключение вышеперечисленных периодов его работы в специальный стаж нарушает его права на досрочное назначение пенсии по старости лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Кроме того, указывает, что ответчиком не был включен в педагогический стаж период службы его в рядах Советской Армиис <Дата> по <Дата>. Считает, что когда он служил в армии, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. В силу пункта 4 указанного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Ссылаясь на Постановление КонституционногоСуда РФ от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В связи с чем, считает, что на момент его обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2\3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, поэтому период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Считает, что на момент подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ему должен быть включен период службы в армии с <Дата> по <Дата>.
Если все спорные периоды включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, то последний составит более 25 лет. Просит суд признать незаконным отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании Воробьёва Ю.М. и его представитель адвокат Федореева С.Ю. исковые требования уточнили и просили суд включить в специальный стаж Воробьёва Ю.М. для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.), периоды работы:
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>- периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>; со <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>- периоды нахождения в учебных отпусках;
- с <Дата> по <Дата>- период работы в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» и учителя истории средней школы <№> г. Новокуйбышевска;
- с <Дата> по <Дата> год, с <Дата> по <Дата> - периоды работы в должности преподавателя в Н.;
- с <Дата> по <Дата> - период службы истца в армии.
Назначить выплату пенсии Воробьёву Ю.М. с 27.05.2015 года, т.е. с момента повторной подачи заявления о назначении пенсии досрочно.
Представитель Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске Полегешко М.И. с исковыми требованиями Воробьёва Ю.М. не согласилась и просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку по представленным документам специальный стаж работы у истца не позволяет произвести назначение пенсии по следующим основаниям.
Воробьев Ю.М. 27.05.2015 г. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 2 ст. 27 « О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г., Списки соответствующих профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.
В специальный стаж работы, дающий право на данный вид пенсии, засчитываются виды деятельности за период до 01.11.1999 г., предусмотренные в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (далее по тексту - постановление 463), за период с 01.11.1999 г. по 13.11.2002 г. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, либо предусмотренные в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту - постановление 781).
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в части не урегулированной Правилами, утвержденными постановлением № 463 и № 781, применяются разъяснение Минтруда от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в части не противоречащей действующему законодательству.
Согласно разъяснения № 5 от 22.05.1996 г., в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения данного вида пенсии, включаются периоды работы при условии полной занятости по основной должности. Кроме работы, в специальный стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Пунктом 4 Правил утвержденных постановлением № 781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в соответствующем списке включаются в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, постоянно выполняемые в течение полного рабочего дня.
В соответствии с действующим законодательством, периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с вышеуказанным законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 781 от 29.01.2002 г. и постановлением Конституционного суда 2-П от 29.01.2004 г. в специальный стаж нельзя засчитывать следующие периоды:
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - периоды нахождения в учебных отпусках.
Согласно разъяснения № 5 от 22.05.1996 г., периоды, в которых отсутствовала полная занятость по основной должности, не включаются в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения данного вида пенсии.
- с <Дата> по <Дата> - период работы в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» средней школы <№>, поскольку наименование указанной должности не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781;
В соответствии с п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 29.12.2002 г. работа в должностях, указанных в списке за период с 1 ноября 1999 г. в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет.
Согласно акта документальной проверки от 10.08.2011 г. <№>, были представлены статистические отчеты, содержащие сведения о количестве обучающихся студентов на очном и заочном отделениях, за период с <Дата> по <Дата> (отчеты за 1999-2003 гг. не сохранились), по которым выявлено, что в Н. обучается менее 50 % детей в возрасте до 18 лет.
На основании вышеизложенного, в специальный стаж не подлежат включению периоды работы Воробьева Ю.М.в данном учебном заведении, а именно:
- с <Дата> по <Дата> - период работы по совместительству в должности преподавателя в Н., так как отсутствуют сведения о зачислении на штатную должность и документально не подтверждается условие обучения не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет в указанном учебном учреждении (по акту документальной проверки от 10.08.2011г. <№>);
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - период работы по совместительству на свободной ставке преподавателя в Н., так как документально не подтверждается условие обучения не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет в указанном учебном учреждении (по акту документальной проверки от <Дата> <№>);
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - период работы в должности преподавателя ГОУ СПО «Н.», так как документально не подтверждается условие обучения не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет в указанном учебном учреждении (по акту документальной проверки от 10.08.2011 г. <№> и справке, уточняющей льготный характер работы от 02.06.2015 г. <№>).
При исчислении страхового стажа периоды работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе <№> г. Чапаевска; с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе <№> г. Новокуйбышевска учтены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Таким образом, стаж работы Воробьева Ю.М., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости согласно постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. составляет 15 лет 9 месяцев 09 дней, согласно постановления Конституционного суда 2-П от 29.01.2004 г., составляет 13 лет 6 месяцев 12 дней.
На основании вышеизложенного,представитель ответчика считает, что решение об отказе Воробьеву Ю.М. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ вынесено обоснованно и не нарушает права заявителя, и просила отказать во включении спорных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Указанная норма была предусмотрена и ранее действующим до 28.12.2013 года ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года (п.п. 19 ст. 27).
При регулировании трудовых отношений, в частности при установлении дополнительных гарантий (преимуществ) для одной из сторон в трудовом договоре, законодатель - в силу требований ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 17, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ - должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в РФ как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре.
Периоды нахождения Воробьёва Ю.М. на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, поскольку, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, основными целями и принципами правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
Согласно ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, в связи с чем, статьей 187 ТК РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, одним из которых является сохранение места работы и среднего заработка по основному месту работы.
Кроме того, в силу статьи 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учебных заведениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, периоды нахождения Воробьёва Ю.М. в учебных отпусках с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>; со <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Период с <Дата> по <Дата>-работы истца в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» средней школы <№> г. Новокуйбышевска также подлежит включению в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, так как должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» входит в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781). Также, работа в указанной должности засчитывается в стаж работы за период работы до 1 ноября 1999 года, а в соответствии с п.4 этого же Списка, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях, учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Кроме того, как установлено судом, и согласно записей в трудовой книжке истца, в указанный период Воробьёв Ю.М.совмещал работу в школе <№> г. Новокуйбышевска в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» с работой в должности учителя истории.
В п.1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона N 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, поименована должность «преподаватель». В пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка поименованы учреждения «колледжи всех наименований».
Периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> работы в должности преподавателя в Н. также должны быть включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п 10 пункта 1 статьи ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет. Из имеющейся в материалах дела справки от 14 декабря 2015 года, представленной в ответ на запрос суда ГОУ СПО «Н.», следует, что в указанном учебном заведении в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> обучалось более 50 % детей в возрасте до 18 лет.
Также, допрошенная в судебном заседании свидетельница ФИО, работающая в указанном учебном учреждении, подтвердила, что действительно в период работы преподавателя Воробьёва Ю.М. число обучающихся студентов до 18 лет составляло более 50%. Оснований, не доверять данному свидетелю, судом не установлено.
Следовательно, условия работы истца в спорные периоды времени отвечали требованиям названных выше нормативных актов, предусматривающих возможность зачёта в льготный трудовой стаж работы в образовательном учреждении при обучении не менее 50% детей в возрасте до 18 лет основного контингента обучающихся.
В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Пенсионным органом не представлено суду каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих, что в спорные периоды работы истца в указанном учебном учреждении обучалось менее 50% детей в возрасте до 18 лет основного контингента обучающихся.
Кроме того, в специальный стаж истца не был включен период с <Дата> по <Дата> прохождения Воробьёвым Ю.М. срочной службы по призыву в армии. Судом установлено, что истец проходил службу в Вооружённых силах СССР в период с <Дата> по <Дата>, что подтверждается записью в трудовой книжке.
В период, когда истец служил в армии, действовало утвержденное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктами 1,4 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей, врачей и других работников просвещения и здравоохранения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 марта 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, в соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы истца в армии по призывус <Дата> по <Дата> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из расчёта один день военной службы за один день работы.
С учетом включения спорных периодов работы Воробьёва Ю.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, его специальный стаж составит более 25 лет.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицу, осуществляющую педагогическую деятельность не менее 25 лет независимо от возраста, эта же норма была предусмотрена и п.п.19 п.1 ст. 27 ранее действующего ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Поскольку положения статей части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает требования Воробьёва Ю.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Воробьёва Ю. М. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и признании права на досрочное получение пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ включить в специальный стаж Воробьёва Ю.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) следующие периоды :
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>- периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>; со <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>- периоды нахождения в учебных отпусках;
- с <Дата> по <Дата>- период работы в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы» и учителя истории средней школы <№> г. Новокуйбышевска;
- с <Дата> год по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - периоды работы в должности преподавателя в Н.;
- с <Дата> по <Дата> - период службы истца в армии.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ назначить досрочную трудовую пенсию по старости Воробьёву Ю.М. в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ,с 27.05.2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной мотивированной форме через Новокуйбышевский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 27.01.2016 года.
Судья: Н.И. Шиганова