Решение по делу № 33-94/2013 от 23.01.2013

Решение по гражданскому делу - кассация
Судья Ховалыг Ш.А.                                                                          Дело № 33-94/2013 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                                                                            05 февраля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

судей Дамдын Л.Д., Канзая А.А.,

с участием прокурора Ойдуп У.М., при секретаре Ооржак Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи             Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах неопределённого круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница», министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва об устранении нарушений федерального законодательства и установлении источника автономного питания по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница» на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 ноября 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Кызыла обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ответчикам об устранении нарушений федерального законодательства и установлении источника автономного питания, в обоснование иска указав, что прокуратурой г. Кызыла совместно с Отделом технологического, экологического и энергетического надзора по Республике Тыва Енисейского управления Ростехнадзора проведена проверка надёжности электроснабжения, наличия и работоспособности источников автономного питания в медицинских учреждениях г. Кызыла. Согласно п. 1.2.10 Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 08.07.2002 года № 204 (далее - ПУЭ) независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. В соответствии                     со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области зашиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Проверкой установлено, что в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» в нарушение п.п. 6.2, 28.1, 28.4, 28.5 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 года № 6 (далее - ПТЭЭП), не имеется протоколов испытаний оборудования, заземляющего устройства, аппаратов, отходящих от источника автономного питания проводов, кабелей. В нарушение                    п. 3.3.7 ПТЭЭП в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» не разработана и не согласована с энергоснабжающей организацией инструкция по эксплуатации генератора. В соответствии с п. 1.2.19 ПУЭ перерыв электроснабжения двух независимых взаимно резервирующих источников питания при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. В нарушение данного требования в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» отсутствует система автоматического восстановления питания для электроприёмников особой группы              1 категории по надёжности электроснабжения. Согласно п. 1.2.18 ПУЭ, электроприёмники первой категории - электроприёмники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприёмников первой категории выделяется особая группа электроприёмников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Вместе с тем, проверкой установлено, что в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» не имеется перечня электроприёмников особой группы                          1 категории, заверенного в установленном порядке органом Росздравнадзора, чем нарушен п. 1.2.18 ПУЭ, п. 710.30 ГОСТ Р 50571.28 - 2006 г. «Требования к специальным установкам. Электроустановки медицинских помещений» (далее - ГОСТ Р 50571.28 - 2006). В нарушение п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ и п.п. 1.3.11, 3.3.4 ПТЭЭП источник автономного питания установлен с нарушением требований федерального законодательства, а именно он не допущен в эксплуатацию в установленном порядке (отсутствует проект, монтаж произведён организацией, не имеющей допуск от СРО, генератор находится в подвальном помещении, нет разрешения на подачу напряжения от Ростехнадзора). Кроме того, имеющейся мощности источников автономного питания в больнице недостаточно для электроприемников особой группы 1 категории по надёжности электроснабжения. В нарушение требований п. 710.556.5.2.1.2 ГОСТ Р 50571.28-2006 в помещениях, в которых должно быть дополнительное электроснабжение и от источника автономного питания, отсутствует устройство световой сигнализации о состоянии основного и аварийного источника питания. В нарушение п. 710.556.5.2.1.4 ГОСТ Р 50571.28-2006 не обозначены электрические розетки, подключённые к аварийным электрическим цепям. Таким образом, при установке источника автономного питания ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» нарушены требования федерального законодательства, что может привести к возникновению угрозы здоровью людей и причинения вреда имуществу. В результате бездействия ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» нарушены права неопределённого круга лиц, гарантированные федеральным законодательством на охрану здоровья, предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров, необходимости обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни, здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» не предпринимаются достаточные организационные меры по устранению нарушений закона, в том числе по установлению автономного источника электропитания в больнице. Просил суд обязать ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства по электроснабжению медицинских учреждений путём установления источника автономного питания в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница», расположенного по адресу:                        г. Кызыл, ул. Кечил-оола, д. 2 б, обязать министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва профинансировать мероприятия по установке в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» автономного источника питания в необходимом для этого размере денежных средств.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 ноября                  2012 года исковое заявление прокурора г. Кызыла удовлетворено. Суд обязал государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница» в течение четырёх месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства путём установления источника автономного питания в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница», расположенном по адресу: г. Кызыл                    ул. Кечил-оола, д. 2 б, обязал министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва профинансировать мероприятия по установке в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница» автономного источника питания в необходимом для этого размере денежных средств.

Не согласившись с решением суда, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканская детская больница» Монгуш О.Д. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установленный срок для устранения нарушений является недостаточным для полного исполнения решения суда. Указал, что имеющиеся бытовые бензогенераторы не используются в качестве «резервного автономного источника питания», так как не подходят для электрообеспечения дорогостоящей медицинской аппаратуры и компрессорных станций по техническим характеристикам. Они используются при ремонтных работах на улице и аварийном освещении. Для электроснабжения категорий электроприемников 1 категории надёжности применение автономных источников не предусмотрено. Кроме того, указывает, что в больнице нет приёмников особой группы 1 категории, в связи с чем их медицинская организация относится только ко 2 группе учреждений. Корпус по ул. Кечил-оола, д. 2 б построен в 1985 году и соответствует электробезопасности того периода, требования к разделению электроприёмников на группы 1-3 категории по надежности тогда ещё не было и в соответствии с п. 1.2.17 ПЭУ будет учитываться в процессе проектирования замены электропроводки. В октябре 2011 года проведён капитальный ремонт корпуса по ул. Ленина, 24 в полном соответствии с проектно-сметной документацией, там также отсутствует система автоматического восстановления питания. Также указывает, что для реального исполнения решения суда необходимо не менее 12 месяцев.

В судебном заседании главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканская детская больница» Монгуш О.Д. поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.

Прокурор Ойдуп У.М. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснила, что в исковом заявлении прокурор г. Кызыла просил не устранить недостатки, указанные в акте проверки Отделом технологического, экологического и энергетического надзора по Республике Тыва Енисейского управления Ростехнадзора, а установить новый автономный источник питания.

В судебное заседание представитель ответчика - министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва, представитель третьего лица - Отдела технологического, экологического и энергетического надзора по Республике Тыва Енисейского управления Ростехнадзора - не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Отделом технологического и энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора по Республике Тыва по требованию прокурора проведена проверка надёжности электроснабжения в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница», результат которой отражён в ответе прокурору г. Кызыла за исх. № 20-234/65 от 17.04.2012 года.

Проверкой установлено наличие в подвале здания больницы источников автономного питания - 2 бензиновых генераторов, мощности которых 5 и 6,5 кВт, выявлены нарушения нормативных (правовых) актов: не предоставлен перечень электроприёмников особой группы 1 категории, заверенный в установленном порядке органом Росздравнадзора, нарушены п. 1.2.18 ПУЭ, п. 710.30 ГОСТ Р 50571.28-2006 г. «Требования к специальным установкам. Электроустановки медицинских помещений». Не предоставлены протоколы испытания электропроводок от электросети источника автономного питания, нарушены                  п.п. 6.2, 28.1, 28.4, 28.5, ПТЭЭП. Источники автономного питания установлены                с нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и ПТЭЭП, а именно, они допущены в эксплуатацию в нарушение установленного порядка, отсутствует проект, который должен быть выполнен организацией, имеющей допуск от саморегулируемой организации, отсутствует заземляющее устройство, не проведён монтаж, который должен быть выполнен организацией, имеющей допуск от СРО, генераторы находятся в подвале здания больницы. Нарушены ч. 4 ст. 48, ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 1.3.2, 1.3.11, 3.3.4, 3.3.3, ПТЭЭП, п. 1.7.100 ПУЭ. Система автоматического восстановления питания для электроприёмников особой группы                     1 категории по надежности электроснабжения в соответствии с требованиями ПУЭ отсутствует. Нарушен п. 1.2.19 ПУЭ. Не предоставлена инструкция, определяющая режим работы генератора, согласованная с энергоснабжающей (электросетевой) организацией. Нарушен п. 3.3.7 ПТЭЭП. Имеющейся мощности источников автономного питания в больнице недостаточно для электроприёмников особой группы 1 категории по надежности электроснабжения. Нарушены п.п. 1.2.18, 1.2.19 ПУЭ. В помещениях, в которых должно быть дополнительно электроснабжение и от источника автономного питания, отсутствует устройство световой сигнализации о состоянии основного и аварийного источника питания. Нарушен                                     п. 710.556.5.2.1.2 ГОСТ 50571.28-2006. Не обозначены электрические розетки, подключённые к аварийным электрическим цепям. Нарушен п. 710.556.5.2.1.4 ГОСТ 50571.28-2006.

В заключении указано: при эксплуатации генератора имеют место нарушения Градостроительного кодекса, ПТЭЭП, ПУЭ, ГОСТ Р 50571.28-2006, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главному врачу ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница»                      Монгушу О.Д. прокурором города Кызыла Сатом С.Т. внесено представление от       18 июля 2012 года № 13-279в/12 о необходимости принятия мер по устранению выявленных проверкой нарушений федерального законодательства и недопущении их впредь.

Из ответа главного врача ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» Монгуша О.Д. от 18 августа 2012 года № 353 на представление прокурора следует, что у них нет электроприёмников особой группы 1 категории. Они как медицинское учреждение относятся ко 2 группе. К 1 «общей» группе относятся только 3 палаты отделения реанимации и интенсивной терапии. Здание больницы построено в 1985 году и соответствует электробезопасности того периода, требования же к разделению электроприёмников на группы 1 - 3 категории распространяется только на проектируемые или реконструируемые здания                      (п. 1.2.17 ПУЭ). Источники автономного электропитания у них не имеют подключения к общей электрической сети здания, поэтому при замере сопротивления электропроводки специализированными сервисными службами данный вид испытания отсутствует. У них нет заземляющих устройств электроустановок в электрических сетях с глухозаземленной нейтралью. Реконструкция их зданий не проводилась, а генераторы малой мощности в подвальном помещении являются бытовыми, продаются в розничной торговле и по утвержденной инструкции их эксплуатации не требуют проектирования, к электрическим сетям здания они никак не подключаются. На медицинской аппаратуре обеспечивающей витальные функции (аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы слежения, дозаторы лекарств) имеются индивидуальные системы автоматического восстановления питания (переключение на встроенные аккумуляторы в течение менее 300 миллисекунд), что обеспечивает бесперебойную работу в течение от 1 часа и более. Кислород поступает централизованно из баллонов и его подача никак не зависит от наличия электричества. Это соответствует п. 1.2.19 ПУЭ. Так как генераторы бытовые, то инструкция по эксплуатации типовая, входит в комплект поставки. Технический персонал с инструкцией ознакомлен. Режимы работы генераторов прописаны в их технических паспортах. Так как генераторы не подключаются к общей электрической сети, то согласования с энергоснабжающей организацией не требуется. У них нет дополнительного электроснабжения от внешних источников автономного питания, нет и устройства световой сигнализации о его состоянии. Взрывоопасных газов в баллонах (кислород и водород) внутри помещений нет. Пожарная сигнализация и оповещение в рабочем состоянии и имеет автономное электропитание. На случай отключения электроэнергии вся жизненно необходимая для больных аппаратура снабжена источниками бесперебойного питания. В наличии генераторы, обеспечивающие отделение реанимации на более длительный срок.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку при установке источника автономного питания ответчиком - ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» - нарушены требования закона, источник автономного питания не допущен в эксплуатацию в установленном порядке, то прокурор правомерно требует обязать ответчиков устранить указанные нарушения, так как в противном случае сохраняется реальная угроза жизни и здоровью неопределённого круга лиц, находящихся в здании медицинского учреждения.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Обращаясь в суд с иском об обязании установления источника автономного питания в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» прокурор г.Кызыла ссылался на нарушение ответчиком положений Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 года № 204.

Между тем, согласно пункту 1.1.1 ПЭУ, настоящие правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надёжность электроустановки или если её модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Слово "рекомендуется" означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным (пункт 1.1.17 ПЭУ).

Таким образом, применительно к действующим лечебным учреждениям указанные Правила могут применяться в случае модернизации лечебных учреждений в соответствии с определённой технической документацией в объёме, предусмотренном Правилами.

Кроме того, при разрешении требований прокурора судом не учтёно, что в силу пункта 1.2.17 ПЭУ, категории электроприёмников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Нормативная документация, подтверждающая категорию электроприёмников, имеющихся в ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница», суду прокурором не представлена, представитель ответчика               Монгуш О.Д. и в ответе на представление прокурора, и в апелляционной жалобе пояснял, что у него нет электроприёмников особой группы 1 категории.

Вместе с тем требования к электроустановкам, находящимся в медицинских помещениях для обеспечения безопасности пациентов и медицинского персонала регламентируются ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) "Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений".

Согласно пункту 710.30 ГОСТ Р 50571.28-2006, отнесение медицинских помещений к группам 0, 1 и 2 должно быть согласовано с федеральными органами исполнительной власти и государственного контроля (надзора) в области здравоохранения. Для классификации медицинского помещения по безопасности необходимо, чтобы медицинский персонал указал, какие медицинские процедуры будут проводиться в данном помещении. Помещение классифицируют в соответствии с заявленным его использованием (использование медицинского помещения для целей, отличных от заявленных и требующих отнесения его к более высокой группе, входит в ответственность местных должностных лиц).

В соответствии с пунктом 710.556.5.2.1.1. ГОСТ Р 50571.28-2006 медицинские учреждения необходимо обеспечивать аварийными источниками электропитания, которые позволяли бы поддерживать нормальную работу медицинского оборудования в течение заданного периода времени и время приведения в действие которых не превышало бы времени, установленного соответствующими нормами.

Таким образом, положения ГОСТ Р 50571.28-2006 устанавливают требования обеспечивать медицинские учреждения аварийными источниками питания, однако прокурор обращается с иском об установлении автономного источника питания, обязательные требования к установке которого не предусмотрены ни Правилами устройства электроустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 08.07.2002 года № 204, ни ГОСТом Р 50571.28-2006, ни Градостроительным кодексом РФ, ни федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором требования об обязании ГБУЗ РТ «Республиканская детская больница» установить автономный источник питания и обязании министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва профинансировать мероприятия по установке автономного источника питания в необходимом для этого размере денежных средств не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе.

Исковые требования прокурора в части обязания министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва профинансировать мероприятия по установке автономного источника питания в необходимом для этого размере денежных средств не подлежат удовлетворению ещё и по тому основанию, что прокурором избран способ защиты права, не предусмотренный законом.

При таких обстоятельствах решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 ноября 2012 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 ноября              2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении искового заявления прокурора города Кызыла в интересах неопределённого круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Республиканская детская больница», министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва об устранении нарушений федерального законодательства и установлении источника автономного питания отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 февраля               2013 года.

Председательствующий

Судьи

33-94/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
05.02.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее