№2а-1656/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т. П.,
с участием административного истца Тимченко В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
18 ноября 2016 года административное дело по административному иску Тимченко В.В. к ОМВД России по Сыктывдинскому району о признании отказа незаконным, возложении обязанности произвести регистрацию по месту жительства,
установил:
Тимченко В. В. обратился в суд с административным иском к отделению УФМС России по Республике Коми в Сыктывдинском районе о признании незаконным отказа в регистрации Тимченко В. В. по месту жительства по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес> от 05.07.2016, возложении обязанности зарегистрировать Тимченко В. В. по указанному адресу. В обоснование заявленных требований указано, что является собственником земельного участка, расположенного по указанному адресу, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества. На данном земельном участке расположен жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Указанный дом является для истца единственным постоянным местом жительства, он представляет собой капитальное строение, пригоден для постоянного проживания и является жилым домом с правом регистрации в нем по месту жительства.
Определением суда от 27.09.2016 произведена замена ненадлежащего административного ответчика отделение УФМС России по Республике Коми в Сыктывдинском районе на надлежащего – ОМВД России по Сыктывдинскому району.
В судебном заседании административный истец Тимченко В. В. на доводах административного иска настаивал в полном объеме, дополнительно пояснив, что имеет постоянную работу в г. Сыктывкаре, иного жилого помещения в г. Сыктывкаре и Сыктывдинском районе не имеет.
Административный ответчик ОМВД России по Сыктывдинскому району, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом установлено, что Тимченко В. В. является собственником жилого дома, <данные изъяты> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от №
В настоящее время Тимченко В. В. имеет регистрацию по адресу: Республика Коми, <адрес>
При обращении в отделение УФМС России по Республике Коми в Сыктывдинском районе в снятии с регистрации в жилом помещении, расположенном г. Инте, и регистрации в жилом доме, расположенном в Сыктывдинском районе, административному истцу отказано.
Находя основания, по которым истцу отказано в регистрации по месту жительства, не основанными на законе и нарушающими её права, Тимченко В. В. обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При разрешении спора по существу суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Местом жительства на основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Положения Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 6 названного Закона регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, в том числе ордера на жилое помещение, или его надлежаще заверенной копии.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При таких обстоятельствах постановка на регистрационный учет является лишь административным актом, который носит уведомительный характер, отражает факт нахождения гражданина по конкретному месту жительства и не порождает у него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод.
Согласно ст. 2 Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу ст. 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Процедура регистрации регулируется, в частности, Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», а также Приказом ФМС России от 20.09.2007 №208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
При этом, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (п. 4 Правил).
Таким образом, ведение регистрационного учета является государственно-властным полномочием.
Пунктом 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 №4-П установлено, что согласно ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Исходя из приведенных норм права, законодатель не связывает право гражданина на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
Согласно п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом жилой дом относится к жилым помещениям.
Таким образом, действующим законодательством не исключается возможность постоянного проживания граждан в жилых помещениях (домах), в которых граждане Российской Федерации могут быть зарегистрированы в случае необходимых предварительных условий – законность вселения.
Как установлено судом административный истец Тимченко В. В. является собственником объект недвижимости в виде двухэтажного жилого дома площадью застройки 73,3 кв. м. Указанное строение имеет жилое назначение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Данное строение административный истец использует для постоянного проживания.
Более того, согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии администрации МО МР «Сыктывдинский» от 14.10.2016 жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, признано пригодным для круглогодичного проживания и соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный объект недвижимости принадлежит административному истцу Тимченко В. В. на праве собственности, имеет назначение использования - жилое, находится в состоянии, в котором он может быть допущен в гражданский оборот, используется для постоянного проживания, суд приходит к выводу о том, что отказ в снятии с регистрации Тимченко В. В. по адресу: Республика Коми, г. <адрес> и регистрации по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес> не основан на законе, а требования истца о его постановке на регистрационный учет в указанном спорном помещении являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Тимченко В.В. удовлетворить.
Обязать ОМВД России по Сыктывдинскому району снять Тимченко В.В. с регистрационного учета по адресу: Республика Коми, г. <адрес> и произвести регистрацию по месту жительства Тимченко В.В. в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е. В. Щенникова
Мотивированное решение составлено 21.11.2016.