№ 5-13/2015(5-590/2014)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 января 2015 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Пестерников М.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «***» (далее ОАО «***», Общество), расположенного по Адрес*** дата государственной регистрации – ***, ***,
У С Т А Н О В И Л:
*** в адрес филиала ОАО «***» «***» по *** накладной №*** от *** в *** железнодорожных вагонах прибыл товар: ***
Данный товар направлен таможенным органом отправления – таможенным постом *** таможни, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в таможенный орган назначения – *** таможенный пост *** таможни, по транзитной декларации №***
В качестве декларанта таможенной процедуры таможенного транзита и перевозчика указанного товара выступало ОАО «***». После завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации №***, товар: *** помещен на временное хранение на склад получателя: Филиал ОАО «***» «***» (разрешение *** таможни №***). О помещении товара на временное хранение таможенному органу представлен документ отчета *** от ***.
*** в отношении указанного товара должностными лицами *** таможенного поста *** таможни проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра. В ходе проведения таможенного досмотра производилось взвешивание товара: *** с выгрузкой из железнодорожных вагонов. Взвешивание производилось на вагонных электронных весах «***» до ***, заводской №***, принадлежащих филиалу ОАО «***» (свидетельство о поверке №*** действительно до ***).
На момент проведения таможенного досмотра целостность средств идентификации на железнодорожных вагонах с товаром не нарушена.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №***) выявлено несоответствие сведений о весе брутто товара, указанного в товаросопроводительных документах (транзитная декларация от *** №***, железнодорожная накладная от *** №***), представленных таможенному органу перевозчиком ОАО «***», фактическому весу брутто товара, размещенному на временное хранение и предъявленному для таможенного контроля.
Согласно документам, представленным таможенному органу перевозчиком ОАО «***» (транзитная декларация №***, железнодорожная накладная от *** №***) вес брутто товара: *** составляет ***
Фактически, при проведении таможенного контроля установлено, что в адрес грузополучателя филиал ОАО «***» «***» доставлен товар: *** весом брутто ***, т.е. на *** больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах.
Защитники ОАО «***» ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании вину Общества в инкриминируемом правонарушении не признали, представили письменные возражения.
Представитель *** таможни ФИО4 полагал вину общества установленной и доказанной.
Опрошенный в качестве свидетеля ФИО5 в судебном заседании пояснил, что при взвешивании учитывалась погрешность, взвешивание проводилось по всем правилам, при взвешивании участвовал представитель ОАО «***» «***», поскольку данный товар в тот момент находился в их ведении. ОАО «***» завершила таможенную процедуру в отношении данного товара.
Эксперт ФИО6 в судебном заседании подтвердила выводы своего заключения, показала, что присутствовала при взвешивании, оно было проведено без нарушений.
Изучив материалы дела, суд считает вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Также пунктом 1 статьи 4 ТК ТС установлено:
пп.19) незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
пп.35) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;
пп.21) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
пп.38) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;
пп.12) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;
пп.28) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.
Согласно статье 150 ТК ТС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ТК ТС, перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Статьей 159 ТК ТС установлено:
п.1 - при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет документы и сведения, в том числе, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Статьей 159 ТК ТС определен исчерпывающий перечень сведений, который обязан сообщить перевозчик таможенному органу в документах.
В соответствии с пунктом 19 «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от *** №*** (далее – Правила), способ определения массы груза выбирается перевозчиком или грузоотправителем в зависимости от того, кем из них производится погрузка груза в вагон, контейнер.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от *** № 18–ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) и пунктом 13 Правил, масса грузов определяется исключительно посредством взвешивания, если их погрузка до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Согласно статье 27 Устава, перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, указанной грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, в том числе путем взвешивания грузов.
В соответствии со статьей 215 ТК ТС, таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенный транзит применяется при перевозке, в том числе, иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.
Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 186 ТК ТС.
Согласно статье 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных, в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации (статья 180 ТК ТС):
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза.
В соответствии со статьей 182 ТК ТС, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Транзитная декларация должна содержать сведения, в том числе, о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (подпункт 8 пункта 3 статьи 182 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 186 ТК ТС декларантом, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, может выступать перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, в соответствии со статьей 187 ТК ТС, декларант вправе:
1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.
Обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, определены статьей 188 ТК ТС, так декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками (статья 189 ТК ТС).
Часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.
Из материалов дела следует, что перевозчиком товаров – Обществом, представлены недействительные документы, в которых сообщены недостоверные сведения о весе брутто товара, а именно, вес брутто на *** превышает вес, заявленный в товаросопроводительных документах.
Указанное несоответствие веса брутто товара также подтверждается актом экспертизы №*** от ***, проведенной ООО «***» по заявке филиала ОАО «***» «***» №***
Кроме того, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении №***;
- товаросопроводительными документами: копиями транзитной декларации №***; дорожной ведомости №***; железнодорожной накладной №***;
- копией декларации на товары №***;
- копией акта таможенного досмотра №***;
- копией свидетельства о поверке весов «***» №***;
- копией акта экспертизы №*** ООО «***» от ***;
- копией письма таможенного поста *** таможни №*** от ***;
- письмом ОАО «***» №*** от *** с приложением заверенных копий документов;
- письмом ООО «***» №*** от ***;
- протоколом опроса свидетеля ФИО5 от ***;
- протоколом об административном правонарушении №*** от ***.
Таким образом, при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком товаров, которым, с учетом положений п. 21 ст. 4 ТК ТС, является ОАО «***», таможенному органу Таможенного союза (*** таможне, *** таможне), в соответствии с требованиями таможенного законодательства, представлены недействительные документы: транзитная декларация №***, дорожная ведомость №***, железнодорожная накладная №***, и сообщены недостоверные сведения о весе брутто товара – *** и его объеме.
Оценивая собранные по делу доказательства, которые получены, в соответствии с требованиями КоАП РФ и являются относимыми и допустимыми, суд квалифицирует действия Общества по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе и объеме товара, путем представления недействительных документов, в нарушение требований ст. 159 ТК ТС.
Довод Общества о признании акта экспертизы №*** от *** недопустимым доказательством, в связи с проведением экспертизы до возбуждения дела об административном правонарушении, в отсутствие представителя ОАО «***», судья полагает несостоятельным, поскольку данная экспертиза проводилась не в рамках дела об административном правонарушении, а по заявке ОАО «***» «***».
В соответствии со статьей 167 ТК ТС, временное хранение товаров -хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, в соответствии с заявленной таможенной процедурой, либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 168 ТК ТС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза (далее - места временного хранения).
*** *** таможней филиалу ОАО «***» «***» выдано разрешение на временное хранение товаров в ином месте №***
В соответствии с вышеизложенным, лицом, обладающим полномочиями в отношении товара - глинозема (оксид алюминия), находящегося на временном хранении, является филиал ОАО «***» «***».
При проведении таможенного досмотра товара - глинозема (оксид алюминия), находящегося на временном хранении на складе получателя филиала ОАО «***» «***», при проведении экспертизы присутствовала менеджер данного филиала ФИО7, чьи полномочия подтверждены действующей доверенностью №*** от ***.
Процесс перевешивания поступивших в адрес грузополучателя по контракту №*** от *** *** вагонов с глиноземом происходил в присутствии представителей ОАО «***» «***» ФИО7 и регионального представительства Торгово-Промышленной палаты. Указанные действия проводились не в рамках административного дела в отношении ОАО «***», а по решению грузополучателя, в соответствии с п. 6.1.2. указанного контракта, в целях приемки товара, с обязательным составлением Акта экспертизы ТПП.
В качестве эксперта в судебном заседании допрошена ведущий эксперт ООО «***» ФИО6, имеющая сертификат компетентности эксперта в области экспертизы оборудования, сырья, материалов в системе «***» №*** до ***, которая присутствовала при взвешивании и составила экспертное заключение. ФИО6, предупрежденная об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (отобрана подписка), подтвердила выводы, изложенные в акте экспертизы №***, составленном ею ***.
Право на осуществление экспертизы ООО «***» определено, в соответствии с законом РФ №*** от *** «О торгово-промышленных палатах в РФ» и Уставом ООО «***». Экспертиза проведена с использованием надлежащих нормативных документов.
В связи с изложенным, у судьи отсутствуют основания сомневаться в компетентности эксперта и достоверности акта экспертизы, обратного в судебном заседании представителями Общества не доказано.
Таким образом, судья принимает акт экспертизы №*** от *** в качестве доказательства по настоящему административному делу, поскольку оно является относимым, допустимым, получено, в соответствии с требованиями КоАП РФ, согласуется с иными представленными доказательствами, в том числе актом таможенного досмотра.
Довод Общества о том, что разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, не могла быть очевидной для перевозчика, поскольку это превышение ничтожно мало по сравнению с массой груза и укладывается в погрешность, допустимую при взвешивании груза и определении его массы, суд отвергает, поскольку он опровергается материалами дела.
При определении веса брутто/нетто товара учитывались Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от *** № 28, и Рекомендации Государственной системы обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем №***
В процессе проведения таможенного досмотра производилось взвешивание товара глинозем (оксид алюминия) на поверенных вагонных электронных весах среднего класса точности, наибольшей предел взвешивания (НПВ) ***, с ценой поверочных делений е равной дискретности ***
Пределы допускаемой погрешности данных весов по ГОСТ 29329-92 при взвешивании железнодорожных вагонов с товаром составляет *** при взвешивании порожней тары составляет ***
По результатам взвешивания вес брутто/нетто товара составляет ***, что с учетом предельно допустимой погрешности весового оборудования превышает вес брутто/нетто товара заявленного в железнодорожной накладной №*** от ***, ТД №***
Представителями ОАО «***» в возражении по делу об административном правонарушении от *** представлена информация с предельной погрешностью бункерных весов используемых при погрузке товара на станции отправления, равная ***.
Согласно информации содержащийся в основных технических характеристиках весов бункерных для статического взвешивания ***, согласованных ***, предел допустимой погрешности по ГОСТ 29329 при периодической поверке: ***, не более ***; *** - не более ***.
Таким образом, сведения указанные о предельной погрешности весового оборудования выраженные в процентах ***) на станции отправления, не нашли документального подтверждения и не могут использоваться при расчетах погрешности.
Кроме того, согласно п. 6.3.1. Рекомендациям Государственной системы обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем ***, массу зерновых и хлебных грузов, семян и т.д. определяется при помощи элеваторных (бункерных) весов или вагонных весов при методе измерений с остановкой и расцепкой вагонов. Массу других грузов, перевозимых насыпью, определяют на вагонных весах с остановкой вагонов без их расцепки или на вагонных весах для взвешивания в движении.
В процессе проведения таможенного досмотра производилось фактическое определение веса брутто/нетто товара размещенного на временное хранение на складе получателя филиала ОАО «***» «***».
Производилось взвешивание 14 железнодорожных вагонов с товаром (определение веса брутто товара) на вагонных весах *** с остановкой вагонов без их расцепки. После полной выгрузки товара: глинозем (оксид алюминия) из железнодорожных вагонов производилось определение массы порожней тары (вагонов). Разница между весом брутто товара и весом порожней тары (вагонов) с учетом предельно допустимой погрешности, составляет вес нетто/брутто глинозема
Ввиду того, что товар находился в железнодорожных вагонах (хопперах) с ненарушенными средствами идентификации, ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара: глинозем (оксид алюминия) при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, несет ОАО «***» - декларант указанной таможенной процедуры.
ОАО «***» имело возможность проверить сведения, представленные грузоотправителем, перевесив указанный товар, поскольку в соответствии со статьей 187 ТК ТС, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность – неоднократное привлечение к административной ответственности за однородное правонарушение.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие тяжких последствий государственным интересам, суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «***» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере *** без конфискации предметов административного правонарушения.
Получатель *** ***
Разъяснить, что, согласно ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в виде двукратного размера суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья подпись М.В. Пестерников