Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2022 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.
при секретаре Андреевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Смирнову Михаилу Александровичу о понуждении пройти диспансерное наблюдение в специализированном медицинском учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Пензы обратился в суд с названным иском, в котором указал, что при проведении прокурорской проверки было установлено, что Смирнову (Гусеву) М.А., Дата года рождения, МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области 27.12.2013 г. было выдано водительское удостоверение Номер категории «В», «С» на право управления транспортными средствами. Между тем, согласно медицинскому заключению врачебной комиссии ГБУЗ «Областная наркологическая больница» от 15.02.2022г. № б/н, Смирнов (Гусев) М.А., Дата г.р., с октября 2015 года состоит на диспансерном учете с диагнозом: «Данные изъяты». В настоящее время он продолжает стоять на учете, к вождению автотранспортных средств, в связи с отсутствием длительной стойкой ремиссии, он непригоден.
По мнению истца, управление Смирновым М.А., который непригоден к вождению автотранспортных средств в связи с отсутствием объективных данных, подтверждающих длительную ремиссию, транспортным средством, создаёт реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
На основании изложенного, и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы, просил суд прекратить право на управление транспортным средством Смирнову (Гусеву) М.А., Дата .р. и возложить на Смирнова (Гусева) М.А. обязанность по сдаче водительского удостоверения Номер , выданного МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области 27.12.2013 года, категории «В», «С».
В судебном заседании старший помощник прокурора – Бойко О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила суд обязать Смирнова М.А., Дата года рождения пройти диспансерное наблюдение в ГБУЗ «Областная наркологическая больница».
Ответчик Смирнов М.А. в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица УГИБДД УМВД России по Пензенской областив судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Областная наркологическая больница» в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно карточки операции с ВУ 27.12.2013г. Смирнову (Гусеву) М.А., Дата года рождения, проживающему по адресу: Адрес , МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области было выдано водительское удостоверение Номер на право управления транспортными средствами (л.д. 8).
В соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии ГБУЗ «Областная наркологическая больница» от 15.02.2022г. № б/н Гусев М.А., Дата г.р., с октября 2015 года состоит на диспансерном учете с диагнозом: «Данные изъяты»; данных за длительную ремиссию нет; к вождению автотранспортных средств, в связи с отсутствием длительной стойкой ремиссии,непригоден; решение вынесено заочно (л.д. 6).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Обращаясь в суд, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил суд обязать Смирнова М.А., Дата года рождения – лицо, состоящее на диспансерном учете в ГБУЗ «Областная наркологическая больница», в целях устранения причин нахождения на данном учете, пройти диспансерное наблюдение в ГБУЗ «Областная наркологическая больница».
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абз. 9 ст. 5 Закона).
Пунктом 1 ст. 23 Закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу п. 1 ст. 23.1 Закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому общим медицинским противопоказанием для водителей автомобилей всех категорий является наличие заболевания «алкоголизм». Больные «алкоголизмом» допускаются к управлению транспортными средствами категории «А, В, С» лишь при наличии стойкой ремиссии.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» водители автомобилей, которые имеют психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, допускаются к управлению транспортным средством при стойкой ремиссии.
В соответствии с п. 12 приложения № 2 Приказа Минздрава Российской Федерации № 1034н от 30.12.2015 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее Федеральный закон № 3185-1) одним из видов амбулаторной психиатрической помощи является диспансерное наблюдение (часть 1).
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона (часть 3).
В силу ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной названным выше Приказом, диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В соответствии с пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости».
Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что Смирнов М.А., Дата г.р., был поставлен на диспансерный учет в ГБУЗ «Областная наркологическая больница» в октябре 2015 года, и, что вывод об отсутствии у него длительной стойкой ремиссии был сделан врачебной комиссией 15.02.2022 года, по истечении более 5 лет, с момента постановки на учет, заочно, без его непосредственного участия, суд приходит к выводу о возложении на Смирнова М.А. обязанности пройти диспансерное наблюдение в ГБУЗ «Областная наркологическая больница».
Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании указанной нормы законодательства суд считает необходимым взыскать с Смирнова М.А. госпошлину, зачисляемую в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере – 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Смирнову Михаилу Александровичуо понуждении пройти диспансерное наблюдение в специализированном медицинском учреждении удовлетворить.
Обязать Смирнова Максима Александровича, Дата года рождения, проживающего по адресу: Адрес , пройти диспансерное наблюдение в ГБУЗ «Областная наркологическая больница».
Взыскать с Смирнова Максима Александровича, госпошлину, зачисляемую в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации за подачу иска неимущественного характера в размере - 300 рублей
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения.
Судья Ю.А. Андрианова