КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Измаденов А.И. № 33-10476/22
24RS0028-01-2022-000633-92
2.211г
31 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Деева А.В.,
судей Макурина В.М., Рагулиной О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Мамаевым А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска Романовой И.Р.,
на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 20 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», Главному управлению образования администрации г. Красноярска.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» обязанность установить в детскому саду охранную сигнализацию и камеры видеонаблюдения, оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 320 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» финансирование на установку в детском саду охранной сигнализации и камер видеонаблюдения, на оснащение детского сада стационарными или ручными металлоискателями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска к администрации г. Красноярска о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.»
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд к МБДОУ «Детский сад № 320», Главному управлению образования администрации г. Красноярска с требованием о возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 320», на предмет исполнения законодательства об антитеррористической защищённости. В ходе проверки установлено, что детскому саду присвоена III категория опасности объекта (территории). Однако, в нарушение требований действующего законодательства детский сад не оснащён системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, стационарными или ручными металлоискателями. По мнению прокурора, выявленные нарушения в детском саду создают условия, способствующие неконтролируемому нахождению на объекте посторонних лиц и предметов, предпосылки к совершению диверсионно-террористических актов и возникновению чрезвычайных ситуаций, что представляет угрозу безопасности для образовательной дошкольной организации и её несовершеннолетних воспитанников. По вышеуказанным причинам прокурор вынес на имя директора детского сада представление об устранении выявленных нарушений. В ответе на представление руководитель МБДОУ «Детский сад № 320» сообщил, что планируется установка камер видеонаблюдения, корректировка бюджета на приобретение металлоискателей. Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц и нарушает право на безопасное образование обучающихся.
При таких обстоятельствах, истец просил суд возложить на МБДОУ «Детский сад № 320» обязанность установить в детском саду охранную сигнализацию, камеры видеонаблюдения и оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; возложить на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 320» для исполнения решения суда в течение шести месяцев.
Судом к участию в деле в качестве ответчика была привлечена администрация г. Красноярска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Главного управления образования Администрации г. Красноярска – Романова И.Р. просила суд решение суда от 20.04.2022 г. отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы представитель ответчика ссылалась, что судом не были приняты во внимание обстоятельства, подтверждающие, что МБДОУ «Детский сад № 320» исполняет требования антитеррористической защищенности. Со ссылкой на конкретные мероприятия, указывает, что данное образовательное учреждение предприняло комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции. Также указала, что учредителем МБДОУ «Детский сад № 320» является муниципальное образование – городской округ город Красноярск, полномочия от имени которого осуществляет Администрация г. Красноярска. Кроме того, спорное учреждение является получателем субсидий из бюджета города, в связи с чем, выполнение требуемых мероприятий антитеррористической защищенности возможно только после выделения соответствующих бюджетных средств. Указала на отсутствие оснований для привлечения Главного управления образования Администрации г. Красноярска к участию в деле в качестве соответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кировского района г. Красноярска Матиков А.Я. просил решение суда от 20.04.2022 г. оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, решение суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пп. "д" п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует их п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Требования).
В соответствии с пп. «в» п. 16 Требований, объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, МБДОУ «Детский сад № 320» (г. Красноярск, ул. Щорса, 59) является образовательной организацией дошкольного образования, учредителем которого является муниципальное образование городской округ г. Красноярска. Полномочия учредителя в отношении указанного образовательного учреждения осуществляет администрация г. Красноярска, структурным подразделением которого является Главное управление образования администрации г. Красноярска.
В отношении МБДОУ «Детский сад № 320» 22.01.2020 г. утвержден соответствующий паспорт безопасности антитеррористической защищенности, сроком действия до 22.01.2025 г., в соответствии с которым, образовательное учреждение отнесено к III категории опасности.
По результатам изучения объекта (территории) рекомендовано в соответствии с подп. «а», подп. «д» п. 25 Требований № 1006 оснастить образовательное учреждение системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией стационарным или ручным металлоискателем.
Прокуратурой Кировского района г. Красноярска 08.12.2021 г. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в МБДОУ «Детский сад № 320»
По результатам проверки установлены нарушения требований действующего законодательства, в части выполнения предусмотренных Требованием № 1006 мероприятий в целях укрепления безопасности объекта антитеррористической защищенности: учреждение не оснащено системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, стационарными или ручными металлоискателями.
Данные обстоятельства изложены в справке, подписанной помощником прокурора Кировского района г. Красноярска ФИО12
08.12.2021 г. прокурором Кировского района г. Красноярска вынесено представление в адрес руководителя образовательного учреждения, в котором содержалось требование об устранении выявленных нарушений законодательства
В ответе от 10.12.2021 г. на представление прокурора руководитель МБДОУ «Детский сад № 320» указала на принятие мер к устранению выявленных нарушений закона.
В частности, указано на установку в январе 2022 г. ранее приобретенных камер видеонаблюдения, произведение корректировки бюджета с целью приобретения металлоискателей.
В письме от 15.12.2021г. руководитель МБДОУ «Детский сад № 320» повторно ссылалась на приобретение части камер видеонаблюдения, а также указала на потребность в приобретении дополнительного количества данных камер и на необходимость выделения дополнительных бюджетных средств для выполнения мероприятий антитеррористической защищенности в полном объеме.
В письменных пояснениях по настоящему гражданскому делу представитель ответчика Главного управления образования указала, что МБДОУ «Детский сад № 320» не обращался с заявкой на составление технического задания, локально-сметного расчета по оснащению здания стационарными и ручными металлоискателями, установку охранной сигнализации.
Кроме того, Главным управлением образования также были направлены предложения о включении в бюджет 2022 г. ассигнований на укомплектование здания МБДОУ «Детский сад № 320» видеонаблюдением.
На основании писем МБДОУ «Детский сад № 320» (исх. №293 от27.12.2021 г., №8 от 18.01.2022 г., №24 от 24.02.2022 г.), средства на оснащение здания образовательного учреждения стационарными и ручными металлоискателями и установку охранной сигнализации включены в Реестр дополнительной потребности Главного управления образования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями нормативно-правовых актов, обоснованно исходил из того, что выполнение мероприятий антитеррористической защищенности является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.
Принимая во внимание, что в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад № 320» не выполнены мероприятия, предусмотренные паспортом безопасности, что создает угрозу антитеррористической защищенности данного учреждения, правомерно признал заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению, возложив на указанного ответчика обязанность установить в учреждении охранную сигнализацию и камеры видеонаблюдения, оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями.
Данная обязанность подлежит выполнению ответчиком МБДОУ «Детский сад № 320» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, на ответчика Главное управление образования администрации г. Красноярска судом была возложена обязанность осуществить финансирование мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации.
Судебная коллегия соглашается с вышеназванными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Главное управление образования администрации г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании ответчиками положений материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Согласно ст. 9 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 66 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62), город Красноярск вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города.
Согласно п. 13 Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска (утверждено Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N 56-р), оосуществление координации деятельности казенных, бюджетных, автономных муниципальных учреждений в сфере образования (далее - муниципальные учреждения), осуществление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения их деятельности.
МБДОУ «Детский сад № 320» является бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование город Красноярск (п. 1.2 Устава).
При этом, Главное управление образования является органом администрации г. Красноярска координирующим деятельность МБДОУ «Детский сад № 320», а так же осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя.
Таким образом, Главное управление образование Администрации г. Красноярска, являясь структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа городского округа г. Красноярск, и осуществляющее полномочия по контролю над деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, несет ответственность за соблюдение данными учреждениями законодательства об антитеррористической защищенности.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Городской округ г. Красноярска - публично-правовое образование, которое по смыслу ст. ст. 48, 125 Гражданского кодекса РФ не является юридическим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, интересы городского округа представляет администрация городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и главный распорядитель бюджетных средств.
Вопреки доводам жалобы, Главное управление образования Администрации г. Красноярска, в связи с наличием полномочий по контролю за деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, является органом, ответственным за выделение финансовых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных паспортом объекта антитеррористической защищенности.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В настоящей ситуации имеет место приоритет обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В связи с чем, указание в апелляционной жалобе на отсутствие бюджетных средств на выполнение требуемых мероприятий антитеррористической защищенности, является несостоятельной.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Ссылка в апелляционной жалобе на реализацию МБДОУ «Детский сад № 320» иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательной организации (принятие паспорта безопасности объекта, установление автоматического определителя номера, обеспечение охраны образовательного учреждения и др.), правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
В данном случае прокурором заявлены требования о выполнении определенных мероприятий в отношении конкретного образовательного учреждения, которые подлежат безусловному исполнению, без учета фактического выполнения иных мероприятий подобного рода в учреждении.
Положения закона в части осуществления требуемых прокурором мероприятий, носят императивный характер, не допускают возможности учреждения отказа от их проведения или замены.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержат. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 20 апреля 2022 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска – Романовой И.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Деев
Судьи: В.М. Макурин
О.А. Рагулина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.09.2022 г.