Судья Рожкова И.П.
Дело № 71-722/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 26 ноября 2024 г. в г. Перми жалобу Б. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б.,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 3 июля 2024 г. министр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Б. просит об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу, полагая о необоснованном привлечении его к административной ответственности, указав на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде Б., извещенный надлежаще, участия не принимал.
Защитник Хафизова И.Ф. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Пермского края № 318-п от 29 апреля 2019 г. утверждён прилагаемый Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по качественному функционированию систем теплоснабжения на территориях муниципальных образований Пермского края (далее по тексту – Порядок № 318-п).
На основании пункта 1.2 Порядка № 318-п главным распорядителем средств субсидий является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Согласно пункта 1.6 Порядка № 318-п распределение субсидий между муниципальными образованиями утверждается постановлением Правительства Пермского края по итогам отбора муниципальных образований (далее - Отбор) в соответствии с разделом III настоящего Порядка.
В силу пункта 3.1 Порядка № 318-п в целях распределения субсидий между муниципальными образованиями Министерство проводит заседание комиссии по проведению отбора муниципальных образований (далее - Комиссия).
На основании пункта 9.2.7 Порядка № 318-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края № 872-п от 12 октября 2022 г.) к заявке на участие в Отборе должны быть приложены в том числе финансово-экономическое обоснование невозможности муниципального образования, ТСО самостоятельно погасить задолженность.
На основании части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Основанием для привлечения Б. к административной ответственности послужили следующие обстоятельства: при проведении Контрольно-счетной палатой Пермского края контрольного мероприятия "Проверка соблюдений целей, порядка, условий предоставления и обоснованности расходования средств из бюджета Пермского края на погашение кредиторской задолженности муниципального образования Пермского края на основании судебных актов, вступивших в законную силу, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и энергетики, в том числе погашение задолженности муниципальных унитарных предприятий за потребленный природный газ на основании судебных актов, вступивших в законную силу, с целью предупреждения банкротства в рамках государственной программы Пермского края "Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды"" в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края выявлено допущенное Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, являющимся главным распорядителем бюджетных средств бюджета Пермского края, в 2022 г. нарушение условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, установленных Порядка № 318-п при рассмотрении заявок Александровского муниципального округа и Губахинского городского округа Пермского края для участия в дополнительном отборе в 2022 г. по мероприятию "Возмещение задолженности муниципального образования за топливно-энергетические ресурсы (далее по тексту – ТЭР)".
Администрацией Александровского муниципального округа Пермского края – 24 октября 2022 г., Администрацией Губахинского городского округа – 26 октября 2022 г. предоставлены заявки с нарушением требования пункта 9.2.7 Порядка № 318-п, в частности, в финансово-экономическом обосновании к заявке отсутствовала информация о невозможности муниципального образования самостоятельно погасить задолженность за ТЭР (в документе отражена информация только о невозможности самостоятельно погасить задолженность теплоснабжающей организацией).
Судья районного суда, привлекая Б. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исходил из того, указанное административное правонарушение допущено министром жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Б., который в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края осуществляет общее руководство деятельностью Министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций, обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, судья краевого суда не находит признать данные выводы обоснованными, а принятое по делу постановление законным.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Из протокола об административном правонарушении от 22 августа 2024 усматривается следует, что Б. вменялось то, что в нарушение пункта 3.6 Порядка № 318-п заявки, не соответствующие пункту 9.2.7 Порядка № 318-п, поскольку в финансово-экономическом обосновании к заявке отсутствует информация о невозможности муниципального образования самостоятельно погасить задолженность за ТЭР (в документе отражена информация только о невозможности самостоятельно погасить задолженность теплоснабжающей организацией), приняты от администрации Александровского муниципального округа и администрации Губахинского городского округа и рассмотрены 10 ноября 2022 г. на заседании комиссии, созданной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, председателем которой является министр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Б., по результатам дополнительного отбора заявок постановлением Правительства Пермского края № 1003-п от 28 ноября 2022 г. распределена субсидия бюджету Александровского муниципального округа в размере **., бюджету Губахинского городского округа в размере ** руб.
Вместе с тем, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении необходимо учесть, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Указанные положения частью 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными, воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 4-П и от 16 июля 2015 г. № 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. № 122-О, от 19 ноября 2015 г. № 2557-О и др.).
Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации № 2735-О от 8 декабря 2015 г., положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Постановлением Правительства Пермского края № 826-п от 17 октября 2024 г. внесены изменения в пункт 9.2.7 Порядка № 318-п, согласно которым слова "образования, ТСО" заменены словами "образования и (или) ТСО" (пункт 4.30), при этом указано, что пункт 4.30 изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Таким образом, приведенные выше нормы, устанавливающие требования, предъявляемые к заявке на участие в Отборе изменены и в соответствии с пунктом 9.2.7 Порядка № 318-п с заявкой предоставляется финансово-экономическое обоснование невозможности муниципального образования и (или) ТСО самостоятельно погасить задолженность.
Из материалов дела усматривается, что в финансово-экономических обоснованиях к заявкам содержится информация о невозможности самостоятельно погасить задолженность теплоснабжающей организацией.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б., подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись