Решение по делу № 33-3877/2024 от 22.08.2024

Дело № 33-3877/2024 докладчик Швецова Н.Л.

(I инст. № 2-36/2024) судья Антипенко Р.П.

УИД ****        

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам В. областного суда в составе:

председательствующего                    Яковлевой Д.В.,

судей                            Осиповой Т.А., Швецовой Н.Л.,

при секретаре                        Серякове И.Н.,

с участием прокурора     Бузько О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 октября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Мазуркевич А. Г. на решение Киржачского районного суда В. **** от ****, которым постановлено:

Исковые требования Мазуркевич А. Г. (СНИЛС **** к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Киржачская районная больница» (ИНН ****) о возложении обязанности выписывать рецепты на расходные материалы к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – инфузионные наборы MiniMed MIO (MMT - 943) 6 мм/60 см в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; резервуары к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – MiniMed (MMT – 332А) 3 ml в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; тест-полоски Onetouch Select Plus в количестве 200 штук (4 упаковки по 50 штук) в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний;

к Министерству здравоохранения Владимирской области (ИНН ****) о возложении обязанности обеспечивать расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – инфузионными наборами MiniMed MIO (MMT - 943) 6 мм/60 см в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; резервуарами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – MiniMed (MMT – 332А) 3 ml в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; тест-полосками Onetouch Select Plus в количестве 200 штук (4 упаковки по 50 штук) в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; взыскании расходов, понесенных в связи с приобретением медицинских изделий, на общую сумму 18 636 рублей;

взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Киржачская районная больница» (ИНН ****), Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН ****) компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, а также в случае удовлетворения исковых требований обратить решение к немедленному исполнению, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Швецовой Н.Л., выслушав истца Мазуркевич А.Г. и ее представителя Новикова Г.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» – Трохинской Ю.Ю. против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Бузько О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мазуркевич А.Г., уточнив заявленные требования согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Киржачская районная больница» (далее - ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница») с требованиями о возложении обязанности выписывать рецепты на расходные материалы к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – инфузионные наборы MiniMed MIO (MMT - 943) 6 мм/60 см в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; резервуары к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – MiniMed (MMT – 332А) 3 ml в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; тест-полоски Onetouch Select Plus в количестве 200 штук (4 упаковки по 50 штук) в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; к Министерству здравоохранения Владимирской области (далее - Министерство) с требованиями о возложении обязанности обеспечивать расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – инфузионными наборами MiniMed MIO (MMT - 943) 6 мм/60 см в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; резервуарами к инсулиновой помпе Medtronic MiniMed 720G, а именно – MiniMed (MMT – 332А) 3 ml в количестве 10 штук в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; тест-полосками Onetouch Select Plus в количестве 200 штук (4 упаковки по 50 штук) в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний; взыскании расходов, понесенных в связи с приобретением медицинских изделий, на общую сумму 18 636 рублей; о взыскании с ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница», Министерства здравоохранения Владимирской области компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, а также, в случае удовлетворения исковых требований, обратить решение к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указано, что истец находится на амбулаторном лечении в ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» с диагнозом ****. В рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, за счет средств ОМС истцу была установлена инсулиновая помпа. При обращении в ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» за льготными рецептами на расходные материалы к инсулиновой помпе и тест-полосками в выписке рецептов истцу было отказано из-за отсутствия инвалидности. Жалоба истца в Министерство здравоохранения Владимирской области с требованиями обеспечить истца расходными материалами к инсулиновой помпе и тест-полосками осталась без ответа. Полагает, что действия ответчиков являются незаконными и неправомерными, нарушают права истца на бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь. Поскольку без расходных материалов использование инсулиновой помпы невозможно, ставится под угрозу жизнь и здоровье истца, а также развиваются тяжелые осложнения диабета, Мазуркевич А.Г. вынуждена обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.

Мазуркевич А.Г. в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные требования по указанным в иске основаниям. Ранее в судебных заседаниях истец пояснила о том, что не знает о том собирался ли консилиум врачей для решения вопроса о том, какой метод лечения ей необходим. Нет документального подтверждение того, что альтернативное лечение истцу противопоказано или не рекомендовано, но альтернативное лечение истцу не помогает должным образом, от этого лечения у истца ухудшается здоровье и соответственно качество жизни. Истец хочет жить полноценной жизнью, родить ребенка и для этого ей необходима инсулиновая помпа. Истец пользовалась шприц-ручкой, этот метод плохо помогает, с этим методом у неё завышены показатели сахаров. Инсулиновая помпа автоматически выдает необходимое количество инсулина, с ней не требуется частое измерение сахаров и механическое введение инсулина. Шприц-ручка имеет определенную дозировку инсулина, которой в каждом отдельном случае может быть много или наоборот не хватать. Невозможно одновременное использование помпы и шприц-ручки. Сейчас истец вводит инсулин из шприц-ручки в резервуар помпы три-четыре раза в день, резервуар одноразовый, но истцу приходится экономить и она пользуюсь им не один раз. Сведения, указанные в ответе Министерства здравоохранения Владимирской области от 14.10. 2023 года и имеющиеся в материалах дела сведения о выданных рецептах соответствуют действительности. Врачи выписывают отдельно два рецепта на медицинские изделия и лекарство инсулин. Указанного в рецептах количества тест-полосок не хватает, в связи с чем истец покупают их за свой счет, так как положено на месяц 200 тест-полосок, а истцу выдают меньше, поскольку, со слов врачей, необходимого количества тест-полосок нет из-за отсутствия денег.

Представитель истца Новиков Г.Л. в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования по указанным в иске основаниям. Доводы ответчиков считает необоснованными, поскольку представитель ответчика намерено иначе трактует нормы действующего законодательства с целью затянуть рассмотрение дела или увести суд в сторону. Истец руководствуется федеральным законодательством, в котором не содержится исчерпывающий перечень и указаны критерии. О том, что расходные материалы к инсулиновой помпе предоставляются бесплатно, следует не только из нормативного обоснования, указанного в иске, но и из сложившейся правоприменительной практики, которая указана в иске. Инсулиновая помпа дорогостоящее медицинское изделие, но очень необходимо для поддержания качества жизни истца и рекомендовано заключением медицинской комиссии. Истцу необходимо вести контроль сахаров 6-7 раз в день. В пункте 4 выписки из истории болезни **** за период с **** по **** указано, что расходные материалы к помпе являются одноразовыми и подлежат замене каждые 3-4 дня, но представитель ответчика игнорирует этот пункт, ссылаясь только на альтернативное лечение.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» по доверенности Трохинская Ю.Ю. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям указанным в письменном отзыве и.о. главного врача ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» Токарева А.О., поскольку письмом от **** истцу сообщалось о возможности бесплатного получения тест-полосок через аптечную сеть с предварительным оформлением рецепта у врача, но своим правом Мазуркевич А.Г. не воспользовалась. Также истцу разъяснялось о наличии альтернативного метода в тактике лечения, которым она могла воспользоваться в случае отсутствия у неё расходных материалов к инсулиновой помпе. Таким образом, приобретение расходных материалов за свой счет является личной инициативой Мазуркевич А.Г., при отсутствии угрозы жизни и здоровью в случае использования альтернативного способа лечения. Дополнительно пояснила о том, что истец покупала тест-полоски за свой счет и по своей инициативе. Врач выписывает рецепт в том объеме, который указан в рекомендациях и ранее жалоб от истца не поступало. Больница ничего не закупает. Довод истца о полученном моральном вреде является надуманным, ничем не подтвержден. В выписке ГБУЗ ВО «**** больница» указан альтернативный способ лечения, который применялся успешно до 2023 года. Истец сама согласилась на установку инсулиновой помпы, а расходные материалы она должна покупать за свой счет, поскольку расходные материалы к инсулиновой помпе предоставляются только федеральным льготникам.

Ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Министр здравоохранения Владимирской области Янин В.А. направил письменные возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку назначение и применение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Однако, оснований для обеспечения Мазуркевич А.Г. расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств федерального и регионального бюджетов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, не имеется.

Помощник прокурора Киржачского района Прокофьева С.Ю. в заключении просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Новиков Г.Л. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование указывает, что суд не применил нормы материального права, подлежащие применению, вследствие чего пришел к ошибочному выводу, что расходные материалы к инсулиновой помпе не относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены истцу бесплатно. Этот вывод суда сделан вопреки положениям ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нуждаемость истца в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции по медицинским показаниям подтверждена заключениями врачебной комиссии ГБУЗ ВО «ОКБ» г. Владимира от ****. Отказ в обеспечении истца как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет» за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами к установленной по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям инсулиновой помпе фактически лишает истца права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы. Отмечает, что истец не является федеральным льготником и не имеет права на предоставление набора социальных услуг.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области не явился, извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.217), а также размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений об уважительных причинах неявки не представили, что позволяет в силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом установлено, что Мазуркевич А. Г., **** года рождения, поставлен диагноз: ****

Выпиской из истории болезни **** подтверждается, что Мазуркевич А.Г. находилась на лечении ГБУЗ ВО «ОКБ» в период с **** по ****, где было проведено следующее лечение:

****.

Рекомендации:

****

****

****

****

****

****

****

****

****

Истцом приобретены за счет собственных денежных средств медицинские изделия на общую сумму 18 636 рублей, в том числе: **** – Резервуары для инсулиновой помпы Medtronic ММТ 332А 3 мл 10 шт. – 977 руб.; **** - Сателлит Экспресс тест-полоски для глюкометра – 512 руб.; **** - Сателлит Экспресс тест-полоски для глюкометра – 542 руб.; **** –Инфузионный набор Medtronic MiniMed MioММТ-943 6 мм/60 см – 7 695 руб.; **** – Инфузионный набор Medtronic MiniMed MioММТ-943 6 мм/60 см – 8 910 руб. (л.д.29-34,84-85).

Мазуркевич А.Г. обращалась с жалобами к Министру здравоохранения Владимирской области, а также к руководителю ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» **** (л.д.16-22, 23-27).

Из ответа и.о. главного врача ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» от **** на жалобу Мазуркевич А.Г. следует, что для получения льготного рецепта на тест-полоски OneТouch Select Plus к глюкометру (указанные в обращении) Мазуркевич А.Г. (либо её законному представителю или лицу имеющему доверенность оформленную в соответствии с действующим законодательством на право получения рецепта) необходимо обратиться на прием к лечащему врачу. Данные тест-полоски имеются в наличии в аптечной сети. Медицинские изделия: инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе не отпускается по рецептам врачей бесплатно согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от **** **** «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Поскольку Мазуркевич А.Г. не является федеральным льготником, она не имеет право на предоставление набора социальных услуг (л.д.28).

Заместитель Министра здравоохранения Владимирской области в ответе от **** на жалобу Мазуркевич А.Г. сообщил о том, что Постановлением администрации В. **** от **** **** «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению В. **** медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден Перечень лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с группами населения бесплатно (Приложение **** к программе). Поскольку медицинские изделия «Инфузионные наборы к инсулиновой помпе» и «Резервуары к инсулиновой помпе» в указанный Перечень не включены, оснований для назначения Мазуркевич А.Г. расходных материалов к инсулиновой помпе и обеспечения ими за счет средств регионального бюджета при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях не имеется. По данным электронной медицинской карты в текущем году на основании рецептов, оформленными врачами-специалистами ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница», Мазуркевич А.Г. получены шесть упаковок тест-полосок для измерения уровня глюкозы в крови OneТouch Select Plus. Для решения вопроса о дальнейшем обеспечении медицинскими изделиями заявителю необходимо обратиться к лечащему врачу (л.д.110-126).

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мазуркевич А.Г. о возложении обязанности на ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» оформлять на регулярной основе рецепты для бесплатного обеспечения ее медицинскими изделиями и об обязании Министерства здравоохранения Владимирской области финансово обеспечивать оформленные рецепты, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, установив, что Мазуркевич А.Г. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а необходимые Мазуркевич А.Г. медицинские изделия инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе не включены в перечь лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению за счет средств бюджета Владимирской области, пришел к выводу о том, что обеспечение истца расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств федерального и регионального бюджетов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях не предусмотрено.

С указанными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном определении значимых по делу обстоятельств и применении норм материального права.

Согласно ч.1 ст.39, ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от **** №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Федеральный закон от **** №323-ФЗ).

В силу ст.4 Федерального закона от **** №323-ФЗ охрана здоровья основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона от **** №323-ФЗ).

В ст.29 Федерального закона от **** №323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (ч.1 ст.38 Федерального закона от **** №323-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от **** №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от **** №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от **** **** утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч.2 ст.19 Федерального закона от **** №323-ФЗ.

На дату обращения Мазуркевич А.Г. в ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» по вопросу бесплатного обеспечения ее лекарственными препаратами и медицинскими изделиями действовала Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утв. постановлением Правительства РФ от **** **** (далее также - Программа государственных гарантий).

В разделе II названной программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

При болезнях эндокринной системы, к которым относится сахарный диабет, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы государственных гарантий (раздел III Программы государственных гарантий «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно»).

Терапевтическое лечение сахарного диабета включает в себя заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии в виде установки инсулиновой помпы. Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (п.59 раздела I Перечня видов высокотехнологической медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологической медицинской помощи; приложение **** к Программе государственных гарантий).

Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****.

Установлено, что Мазуркевич А.Г., **** г.р., наблюдается в ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» с диагнозом - ****.

ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» по жизненным показаниям в рамках высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств бюджета Мазуркевич А.Г. установлена инсулиновая помпа и назначен инсулин аспарт с ниникотинамидом (помповое введение), а также расходные материалы для инсулиновой помпы: устройство для инфузии, резервуар.

Письмами и.о. главного врача ГБУЗ ВО «Киржачская районная больница» от **** и заместителя Министра здравоохранения Владимирской области от **** Мазуркевич А.Г. отказано в предоставлении на счет регионального бюджета расходных материалов к инсулиновой помпе (инфузионных наборов и резервуаров) со ссылкой на те обстоятельства, что Мазуркевич А.Г. не является федеральным льготником и медицинские изделия инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе не включены в перечь лекарственных препаратов и медицинских изделий, в части обеспечения тест-полосками принято положительное решение.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от **** №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от **** №178-ФЗ).

В ст.6.1 Федерального закона от **** №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (п.8).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от **** №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 названного Федерального закона, набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от **** №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от **** ****-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

Мазуркевич А.Г. к числу лиц, указанных в ст.6.1 Федерального закона от **** №178-ФЗ, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.

Вместе с тем согласно ч.15 ст.37 Федерального закона от **** №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п.2 ч.3 ст.80 Федерального закона от **** №323-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В то же время если гражданину, который не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет бюджетных средств установлена инсулиновая помпа, а также по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в данном случае устройство для инфузий и резервуар к помпе Medtronic 722), не входящего в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то обеспечение его таким медицинским изделием, в том числе расходными материалами к инсулиновой помпе (инфузионные наборы и резервуары), без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

При изложенных требованиях закона и установленных судом обстоятельств, принимая во внимание, что лечение сахарного диабета тяжелого 1 типа необходимо Мазуркевич А.Г. по жизненно важным показаниям, обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами при лечении жизнеугрожающего и социально значимого заболевания не подлежит оплате за счет личных средств, обеспечивается за счет средств регионального бюджета, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Мазуркевич А.Г. о возложении обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия и расходные материалы к инсулиновой помпе, обеспечить такими изделиями истца нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, которым на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Киржачская районная больница» следует возложить обязанности по оформлению медицинских документов о нуждаемости Мазуркевич А.Г. расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic 720G: инсулиновыми наборами к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц; резервуарами к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц по жизненным показаниям на весь период нуждаемости до момента отмены применения по медицинским показаниям, а на Министерство здравоохранения В. **** соответственно, следует возложить обязанность по обеспечению истца бесплатными расходными материалами: инфузионным набором к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц, резервуаром к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц по жизненным показаниям на весь период нуждаемости до момента отмены применения по медицинским показаниям.

Принимая во внимание, что тест-полоски «OneTouch Select Plus» к глюкометру Мазуркевич А.Г. получала по рецептам участковых терапевтов регулярно при обращении к лечащему врачу (****, ****, ****, ****, ****), ответчики не отрицают наличие указанных тест-полосок в аптечной сети и их необходимое количество, напротив, истцу в ответе ГБУЗ ВО Киржачская районная больница» от **** сообщалось о возможности бесплатного получения тест-полосок через аптечную сеть с предварительным оформлением рецепта у врача, исковые требования об обязании ответчиков обеспечить Мазуркевич А.Г. тест-полосками «OneTouch Select Plus» к глюкометру в количестве 200 штук (4 упаковки по 50 штук) в месяц на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, а также производные требования о возмещении расходов на приобретение тест-полосок для глюкометра удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования Мазуркевич А.Г. о взыскании расходов за приобретенные медицинские изделия для инсулиновой помпы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из материалов дела следует, что Мазуркевич А.Г. самостоятельно приобретены резервуары для инсулиновой помпы Medtronic MMT 332A 3 мл в количестве 10 штук, инфузионный набор MiniMed Mio MMT-943 6мм/60 см, инфузионный набор Минимед Мио ММТ-943, 6мм/60 см в количестве 10 шт., что подтверждается кассовыми чеками от **** на сумму 977 рублей (л.д. 29), от **** на сумму 7695 рублей (л.д. 33), чеком на сумму 8910 рублей (л.д. 84)

При установленных обстоятельствах того, что согласно действующему правовому регулированию истец имеет право на бесплатное обеспечение расходными медицинскими материалами, однако, приобретала их самостоятельно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Мазуркевич А.Г. стоимости медицинских изделий в размере 17 582 рубля.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от **** N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от **** N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от **** N 165 "Об органах исполнительной власти Владимирской области" с **** Департамент здравоохранения Владимирской области переименован в Министерство здравоохранения Владимирской области.

Указом Губернатора Владимирской области от **** N 242 (ред. от ****) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области. К полномочиям Министерства относится, в т.ч. организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, организация такого обеспечения на территории Владимирской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих определенными заболеваниями. Вместе с тем, как установлено и следует из материалов дела ответом заместителя Министра здравоохранения Владимирской области от **** истцу необоснованно отказано в бесплатном обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе, установленной по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Компенсация расходов, понесенных гражданином, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в случае приобретения им таких средств за свой счет, не предусмотрена законом только в случае надлежащего исполнения своих обязательств уполномоченным органом по бесплатному обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение такого вида социальной помощи. В данном случае истец была лишена возможности использовать предоставленное ей законодательством право на бесплатное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе, вследствие чего была вынуждена приобрести их за счет собственных средств, тем самым ей причинены убытки, подлежащие возмещению в соответствии с положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах затраченные Мазуркевич А.Г. денежные средства на расходные материалы к инсулиновой помпе, без которых ее использование по назначению не возможно, подлежат возмещению Министерством здравоохранения Владимирской области.

Согласно положениям ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, право на охрану здоровья и медицинскую помощь) либо нарушающими имущественные права гражданина (п.1). Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п.37).

Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Владимирской области обязанности по организации обеспечения Мазуркевич А.Г. необходимыми ей по жизненным показаниям медицинскими изделиями к инсулиновой помпе, в результате чего своевременно не были созданы необходимые для истца и гарантированные законом комфортные условия существования, учитывая, что обращение к указанном ответчику о защите нарушенного права на медицинскую помощь и обеспечении необходимыми медицинскими изделиями оставлены без удовлетворения, что, безусловно, причинило истцу нравственные страдания, суд апелляционной инстанции полагает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание, что Мазуркевич А.Г. надлежащим образом не обеспечивается ответчиками медицинскими изделиями для инсулиновой помпы, замедление исполнения решения в части возложения на ответчиков обязанности по организации обеспечения истца указанными средствами может привести к негативным последствиям для ее здоровья, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии со ст.ст. 88,98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1003 рублей.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а:

решение Киржачского районного суда Владимирской области от **** отменить.Принять по делу новое решение. Исковые требования Мазуркевич А. Г. удовлетворить частично.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Киржачская районная больница» (ИНН ****) обязанности по оформлению медицинских документов о нуждаемости Мазуркевич А. Г. (паспорт ****) расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic 720G: инсулиновыми наборами к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц; резервуарами к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц по жизненным показаниям на весь период нуждаемости до момента отмены применения по медицинским показаниям.

Возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области (ИНН ****) обязанность по обеспечению Мазуркевич А. Г. бесплатными расходными материалами: инфузионным набором к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц, резервуаром к инсулиновой помпе Medtronic 720G в количестве 10 штук в месяц по жизненным показаниям на весь период нуждаемости до момента отмены применения по медицинским показаниям.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Мазуркевич А. Г. в возмещение расходов на приобретение расходных материалов к инсулиновой помпе 17 582 рубля, компенсацию морального вреда – 5 000 рублей.

Решение в части обеспечения расходными материалами к инсулиновой помпе обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части исковых требований Мазуркевич А. Г. отказать.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области госпошлину в доход местного бюджета 1003 рубля.

Председательствующий                             Д.В. Яковлева

Судьи                          Н.Л. Швецова, Т.А. Осипова

мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.10.2024

****

****

****

****

****

33-3877/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мазуркевич Антонина Геннадиевна
Коленков В.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения Владимирской области
ГБУЗ ВО Киржачская районная больница
Другие
Трохинская Юлия Юрьевна
Новиков Григорий Леонидович
Суд
Владимирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
23.08.2024Передача дела судье
16.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024Передано в экспедицию
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее