ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2021 года № 33-18983/2021 (2-7208/2021)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Гадиева И.С.,
судей Алексеенко О.В., Нурисламовой Э.Р.,
при секретаре Бикбулатовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Сахалинской области к Белоусову О.В. о расторжении договора и взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Белоусова О.В. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Сахалинской области обратилось в суд с иском к Белоусову О.В. о расторжении договора о кадровом обеспечении от 17 марта 2020 года № 29; взыскании денежных средств в размере 2 171 706, 38 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что 17 декабря 2019 года Белоусов О.В. принят на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области «Охинская Центральная районная больница» (далее – ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ») на должность заведующего городской поликлиникой - врачом-терапевтом. 17 марта 2020 года между сторонами заключен договор о кадровом обеспечении № 29, по условиям которого Белоусову О.В. предоставлена мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты при условии отработать по специальности в течение не менее десяти лет. Указанным договором предусмотрено, что социальная поддержка состоит, в том числе, в виде единовременной денежной выплаты для обустройства и компенсации расходов на оплату стоимости найма жилых помещений. 19 декабря 2019 года ответчику перечислена единовременная денежная выплата в размере 2 300 000 рублей и 50 000 рублей в виде компенсации за наем жилого помещения. В нарушение принятых на себя обязательств, Белоусов О.В. 15 декабря 2020 года расторг трудовой договор с ГБУЗ «Охинская ЦРБ» по собственной инициативе.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 августа 2021 года постановлено:
исковые требования Министерства здравоохранения Сахалинской области к Белоусову О.В. о расторжении договора и взыскании денежных средств удовлетворить.
Расторгнуть договор от 17 марта 2020 года № 29 с участником Подпрограммы № 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 года № 281, Белоусовым О.В.
Взыскать с Белоусова О.В. в бюджет Сахалинской области 2 171 706 рублей 38 копеек.
Денежные средства перечислить на расчетный счет Министерства здравоохранения Сахалинской области.
Взыскать с Белоусова О.В. в доход местного бюджета городского округа города Уфы расходы по оплате государственной пошлины в размере 19 358,53 рублей.
В поданной апелляционной жалобе Белоусов О.В. просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что расчет отработанного времени должен исчисляться с момента начала трудовых отношений, то есть с 19 декабря 2019 года; компенсация расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений в размере 250 000 рублей следует исключить из цены иска, поскольку Положением о дополнительных социальных гарантиях студентам, ординаторам и отдельным категориям медицинских работников и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 23 апреля 2014 года № 183 (далее – Положение № 183), не предусмотрен возврат денежных средств, выплаченных в счет компенсации расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений. Обращает внимание, что работодателем систематически нарушались нормы трудового права, в частности, рабочий день продолжался по 10-12 часов, на выездные циклы усовершенствования по специальности «Терапия» и «Ультразвуковая диагностика» не направляли, отпуск не предоставляли, доплату за расширенную зону работы не производили; с 18 декабря 2020 года по 02 января 2021 года он ожидал предложений по трудоустройству от Министерства здравоохранения Сахалинской области, однако таковых в его адрес не поступило; трудовой договор с работодателем был расторгнут им по объективным причинам.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав апеллянта Белоусова О.В., его представителя Волкову О.Н., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 декабря 2019 года между ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ» (работодатель) и Белоусовым О.В. (работник) заключен трудовой договор № 1532, по условиям которого работник принимается на работу в городскую поликлинику на должность заведующего городской поликлиникой – врача терапевта (пункт 1.2.) (листы дела 9-15).
17 марта 2020 года между Министерством здравоохранения Сахалинской области и Белоусовым О.В. (специалист) заключен договор № 29 о кадровом обеспечении, согласно которому специалист может претендовать на получение следующих дополнительных социальных гарантий на условиях, предусмотренных Положением № 183 (пункт 1.2.) (листы дела 22-23).
Специалист обязуется, в том числе, осуществлять трудовую деятельность в соответствии с квалификацией по основному месту работы на условиях полного рабочего дня с продолжительностью времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации в ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ» не менее десяти лет с даты заключения настоящего договора (пункт 2.1.1.).
Распоряжением Министерства здравоохранения Сахалинской области от 25 мая 2020 года № 475-к Белоусову О.В. предоставлена компенсационная единовременная денежная выплата на обустройство в размере 2 300 000 рублей, как врачу-специалисту, оказывающему первичную медико-санитарную помощь (лист дела 16).
Платежным поручением № 3047 от 19 июня 2020 года на счет Белоусова О.В. переведена единовременная денежная выплата в размере 2 300 000 рублей (лист дела 21).
Также платежными поручениями № 2485 от 21 мая 2020 года, от 17 июня 2020 года на счет Белоусова О.В. перечислена компенсация расходов за аренду жилья врача за апрель и май 2020 года по 25 000 рублей (листы дела 19-20).
Приказом ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ» от 15 декабря 2020 года Белоусов О.В. уволен с 18 декабря 2020 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (лист дела 18).
Кроме того, установлено, что Министерством здравоохранения Сахалинской области было направлено Белоусову О.В. соглашение от 19 апреля 2021 года о расторжении договора, однако подписанный Белоусовым О.В. экземпляр соглашения о расторжении договора в адрес Министерства не поступал (листы дела 25, 26).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Белоусовым О.В. не соблюдены условия участия в Подпрограмме № 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы», десятилетний срок в ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ», куда он был трудоустроен, не отработан, соответственно, у ответчика за нарушение условий заключенного договора возникла обязанность по возврату предоставленной единовременной денежной выплаты на обустройство и компенсации расходов на оплату стоимости найма жилых помещений пропорционально неотработанному времени, что составляет 2 171 706, 38 рублей, поскольку Белоусовым О.В. условия вышеуказанного соглашения выполнены не были.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставляет Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 23 апреля 2014 года № 183 в целях реализации мероприятия «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы», утверждено Положение № 183.
Положением № 183 предусмотрено, что отдельным категориям медицинских работников, заключившим договор о кадровом обеспечении с Министерством здравоохранения Сахалинской области, предусмотрены соответствующие дополнительные социальные гарантии, в частности, а) компенсационные единовременные денежные выплаты на обустройство врачам и медицинским психологам, прибывшим для работы в ГБУЗ Сахалинской области или медицинские организации и т.д.; д) компенсация расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений врачам, прибывшим для работы в ГБУЗ Сахалинской области или медицинские организации и т.д. (подпункт 2.4 пункта 2).
Из абзаца десятого пункта 3.5 Положения № 183 следует, что обязательным условием договора о кадровом обеспечении является обязанность медицинского работника по осуществлению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией в ГБУЗ Сахалинской области и т.д. не менее десяти лет для врачей и преподавателей.
В случае неисполнения работником обязательств, предусмотренных абзацем десятым настоящего пункта, он обязан возместить полученные в соответствии с настоящим Положением денежные средства в виде дополнительных социальных гарантий пропорционально количеству неотработанных месяцев по осуществлению трудовой деятельности (абзац семнадцатый пункта 3.5).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Определяя размер дополнительных социальных гарантий, подлежащих возврату, суд первой инстанции исходил из того, что Белоусов О.В. отработал с 17 марта 2020 года (дата заключения договора о кадровом обеспечении) по 18 декабря 2020 года, учел, что итоговая сумма перечислений, осуществленных Министерством здравоохранения Сахалинской области в адрес ответчика, составила 2 350 000 рублей, пришел к выводу о том, что сумма, подлежащая взысканию с Белоусова О.В., составляет 2 171 706, 38 рублей. При этом суд проверил представленный истцом расчет и признал его верным, с которым соглашается судебная коллегия.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет отработанного времени должен исчисляться с момента начала трудовых отношений, то есть с 19 декабря 2019 года является необоснованным в силу следующего.
Абзацем вторым пункта 3.7 Положения № 183 предусмотрено, что обязательным условием предоставления дополнительных социальных гарантий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» подпункта 2.4. пункта 2 настоящего Положения, для получателя является, в том числе истечение не менее трех месяцев со дня трудоустройства.
В целях выполнения требований указанного Положения № 183, Министерством здравоохранения Сахалинской области был заключен договор о кадровом обеспечении лишь по прошествии трех месяцев с даты заключения трудового договора между Белоусовым О.В. и ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ», таким образом, период времени с 17 декабря 2019 года по 16 марта 2020 года не может быть включен в период отработанного ответчиком времени.
Более того, согласно сведениям Министерства здравоохранения Сахалинской области Белоусов О.В. 09 января 2020 года обращался с заявлением о заключении договора о кадровом обеспечении, с предоставлением социальных гарантий, на основании которого был заключен договор № 29 от 17 марта 2020 года (листы дела 238-240).
Указание в апелляционной жалобе на то, что компенсацию расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений в размере 250 000 рублей следует исключить из цены иска не может быть принято во внимание судебной коллегии, поскольку вышеприведенным договором в числе дополнительных социальных выплат была указана компенсация расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений врачам, прибывшим для работы в ГБУЗ Сахалинской области и т.д. (подпункт «в» пункта 1.2.).
Из содержания подпункта 2.1.3. договора № 29 от 17 марта 2020 года усматривается, что в случае неисполнения обязательств, предусмотренных настоящим договором, специалист обязуется возместить пропорционально количеству неотработанных месяцев по осуществлению трудовой деятельности, денежные средства, полученные в виде дополнительных социальных гарантий в соответствии с настоящим договором и Положением № 183, в течение пяти рабочих дней с даты увольнения из организации, указанной в пункте 2.1.1. настоящего договора, на лицевой счет Министерства здравоохранения Сахалинской области.
Аналогичное содержание предусмотрено в абзаце семнадцатом пункта 3.5 Положения № 183.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Белоусов О.В. по объективным причинам расторг трудовые отношения с ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ» подлежит отклонению, поскольку доказательств факта дискриминации со стороны работодателя стороной ответчика не представлено, Белоусов О.В. не был лишен возможности обратиться в соответствующие органы, в частности в Государственную Инспекцию труда по защите его прав, в связи с нарушением трудового законодательства.
Действительно, в материалах дела имеется информационное письмо Белоусова О.В., в котором отражена причина его увольнения, однако подтверждение указанных в нем обстоятельств, ответчиком не представлено, при этом, указанное информационное письмо датировано 01 июня 2021 года, в то время как увольнение ответчика было произведено 18 декабря 2020 года.
Материалами дела также подтверждается, что в отношении ответчика неоднократно выносились приказы о дисциплинарном взыскании, вместе с тем, указывая на причины, изложенные в информационном письме, Белоусов О.В. не был лишен возможности обжаловать их в судебном либо ином порядке.
При этом судебная коллегия отмечает, что доказательств наличия уважительных причин, явившихся поводом для досрочного расторжения трудового договора по инициативе работника, стороной ответчика не представлено, материалы дела не содержат.
Кроме того, из заявлений Белоусова О.В., направленных в адрес главного врача ГБУЗ Сахалинской области «Охинская ЦРБ» 27 ноября 2020 года, следует, что он просил направить его на выездной цикл усовершенствования по специальностям «Терапия» и «Ультразвуковая диагностика» в 2021 году (листы дела 169, 170). Вместе с тем, каких-либо доказательств, лишающих его возможности работать без указанных сертификатов, ответчиком не представлено. Более того, из вышеприведенных заявлений следует, что срок действующих сертификатов истекает в феврале и мае 2021 года, соответственно, в то время как ответчик уволен 18 декабря 2020 года.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что с 18 декабря 2020 года по 02 января 2021 года ответчик ожидал предложений по трудоустройству от Министерства здравоохранения Сахалинской области, судебная коллегия отмечает, что подпунктом 2.2.1. договора № 29 о кадровом обеспечении от 17 марта 2020 года Белоусов О.В. был вправе обращаться в указанное учреждение с мотивированным ходатайством о возможности внесения по соглашению сторон изменений в настоящий договор в части места осуществления трудовой деятельности, при наличии достаточных оснований, чем последний не воспользовался.
Также судебная коллегия обсудила довод Белоусова О.В. о том, что он подлежит освобождению от возврата заявленной истцом компенсации, поскольку продолжает работать в сфере здравоохранения и находит его несостоятельным, поскольку продолжение ответчиком трудовой деятельности в сфере здравоохранения в ином регионе, а именно: в Республике Башкортостан, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Положение о дополнительных социальных гарантиях, в том числе отдельным категориям медицинских работников, № 183 разработано в целях улучшения кадровой ситуации в отрасли здравоохранения Сахалинской области и не распространяет своё действие на врачей, осуществляющих лечебную деятельность в иных регионах. Утверждение ответчика об обратном основано на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белоусова О.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01 ноября 2021 года.
Председательствующий И. С. Гадиев
Судьи О. В. Алексеенко
Э. Р. Нурисламова
Справка: федеральный судья Искандарова Т.Н.