РЕШЕНИЕ

с. Черный Яр Астраханской области 16 августа 2016 года

Черноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,

при секретаре Ермаковой Ю.А.,

с участием представителя администрации муниципального образования «Село Соленое Займище» Доброскокина В.В.,

представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Кузьминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Село Соленое Займище» на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от 04 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Кузьминой Н.В. от 04 июля 2016 года администрация муниципального образования «Село Соленое Займище» (далее администрация МО «Село Соленое Займище») привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Администрация МО «Село Соленое Займище» обратилась в Черноярский районный суд Астраханской области с жалобой, в которой ставит вопрос об изменении указанного постановления и снижении назначенного наказания, так как заявитель находится в тяжелом имущественном и финансовом положении, является органом местного самоуправления, на которого возложены определенные полномочия, исполнение которых станет невозможным при взыскании штрафа, определенного постановлением административного органа.

В судебном заседании представитель администрации МО «Село Соленое Займище» Доброскокин В.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Кузьмина Н.В. против удовлетворения жалобы администрации МО «Село Соленое Займище» не возражала.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы административного дела и проверив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет дело в полном объеме независимо от доводов жалобы.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 апреля 2016 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведено рейдовое мероприятие по территории с. Соленое Займище Черноярского района Астраханской области, в ходе которого обнаружена свалка твердых коммунальных отходов общей площадью 5000 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 30:11:160202:327, со следующими ориентирами: Астраханская область, Черноярский район, с. Соленое Займище, на расстоянии 1,5 км к западу от с. Соленое Займище. Согласно протоколу биотестирования отхода от 04.05.2016 №198, отходы с обнаруженной свалки ТБО отнесены к IV классу опасности.

По данному факту в отношении администрации МО «Село Соленое Займище» 24 июня 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и 04 июля 2016 годы вынесено постановление о привлечении данного юридического лица к административной ответственности за указанное правонарушение.

Согласно постановлению, администрация МО «Село Соленое Займище», в полномочия которой входит утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, согласно статьи 8 Устава данного муниципального образования, утвержденного решением Совета МО «Село Соленое Займище» от 09.06.2015 №16, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом РФ предусмотрена административная ответственность, достоверно зная о том, что необходимо соблюдать экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, допустила нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в бездействии юридического лица, а именно не предприняла все зависящие от нее меры по предотвращению образования несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (мусора от жилых, бытовых, офисных помещений) IV класса опасности общей площадью 5000 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 30:11:160202:327 по адресным ориентирам: Астраханская область, Черноярский район, с. Соленое Займище, на расстоянии 1,5 км к западу от с.Соленое Займище.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В силу пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ, действующей с 01.01.2016) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют указанные полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация МО «Село Соленое Займище» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.

В рассматриваемом случае администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, ис­пользованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Полномочия администрации муниципального образования в области обращения с отходами производства и потребления являются властно-распорядительными функциями данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах сельских поселений ст. 8.2 КоАП РФ не предусмотрена.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в судебной практике - постановлениях Верховного Суда РФ от 02.03.2016 № 20-АД16-2, от 15.05.2014 №16-АД14-3, от 03.03.2014 №47-АД14-1, от 13.11.2014г №77-АД14-1, от 24.02.2014г. №71-АД14-1.

Вместе с тем, суд учитывает, что администрация МО «Село Соленое Займище» в силу вышеперечисленных Федеральных законов от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не обладает полномочиями по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории данного муниципального образования.

В связи с этим, администрация МО «Село Соленое Займище» не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по регулярному сбору, накоплению и вывозу твердых коммунальных отходов с территории данного муниципального образования, повлекшее образование несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Следовательно, данное юридическое лицо не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Изложенное исключает наличие в действиях администрации муниципального образования «Село Соленое Займище» состава данного административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

В связи с этим постановление о привлечении администрации муниципального образования «Село Соленое Займище» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в данном случае подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 04 ░░░░ 2016 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░– ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10-░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░

12-42/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
Администрация МО "Село Соленое Займище"
Суд
Черноярский районный суд Астраханской области
Судья
Серебренникова О.А.
Дело на сайте суда
chernoyarsky.ast.sudrf.ru
26.07.2016Материалы переданы в производство судье
27.07.2016Истребованы материалы
05.08.2016Поступили истребованные материалы
16.08.2016Судебное заседание
16.08.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее