РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022года г. Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Халитовой А.Р.
при секретаре Кинзябузовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному иску Калсанова ФИО4 к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в РБ об определении даты возникновения права на назначение досрочной пенсии, исчислении размера пенсии и ее выплате,
УСТАНОВИЛ:
Калсанов Г.А. обратился в суд с уточненным иском к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в РБ об определении даты возникновения права на назначение досрочной пенсии, исчислении размера пенсии и ее выплате.
В обоснование заявленных требований указал, что апелляционным определением ВС РБ от 28.01.2021г. постановлено, что в период службы Калсанова Г.А. в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит зачету в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в полном объеме на основании Постановления №590 от 03.08.1972г. Истец полагает, что служба в армии в случае наличия периодов работы с вредными условиями труда, дающими право на назначение пенсии на льготных условиях приравнивается к такой работе в размере, не превышающем суммарной продолжительности льготных периодов и является частью льготного стажа. При этом, применять к этому периоду понятие «служба в армии» уже нельзя, так как она становится частью стажа, дающего право на назначение пенсии по льготным основаниям. У истца должны быть учтены следующие периоды стажа, дающие право на досрочное назначение пенсии: с ДД.ММ.ГГГГ истец полагает, что служба в армии не может приравниваться к работе в РКС, не учитывая тот факт, что данный период уже фактически является не периодом службы в армии, а частью льготного стажа по Списку №1.
Просит обязать ответчика учесть в стаж работы Калсанова Г.А. в РКС в размере № дней; определить дату возникновения права Калсанова Г.А. на назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно с 10.03.2020г.; обязать ответчика выплачивать страховую пенсию по старости Калсанову Г.А. с учетом назначения ему страховой пенсии впервые в более позднем сроке, установленным ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ Приложениями к нему №№1,2.
Истец Калсанов Г.А. в судебном заседании требования уточненного иска поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что просит зачесть службу в армии в стаж работы в Районах Крайнего Севера.
Представитель Отделения пенсионного фонда Российской Федерации в РБ в судебное заседание не явился, представлено письменное возражение.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основным законом, регулирующим пенсионные правоотношения в Российской Федерации является Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон) определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что 02 октября 2018 года истец обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Стерлитамак № от 20 ноября 2018 года в установлении пенсии отказано.
Калсанов Г.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Стерлитамак о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Мотивируя тем, что в стаж не были включены периоды работы электросварщиком с ДД.ММ.ГГГГ года в малом предприятии «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ года в ГМАП «<данные изъяты>» в должности газоэлектросварщика.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от 26.08.2020г. в удовлетворении исковых требований Калсанова Г.А. к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Стерлитамак о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано.
Апелляционным Определением Верховного Суда РБ от 28.01.2021г. решение Стерлитамакского городского суда РБ от 26.08.2020г. отменено в части отказа во включении в специальный стаж Калсанова Г.А. периода срочной службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ работу электросварщиком в малом предприятии «<данные изъяты>».
В отмененной части принято новое решение, которым суд постановил : обязать ГУ-УПФ РФ в г.Стерлитамак РБ включить в стаж работы Калсанова Г.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 ФЗ РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» период его службы в Советской Армии по призыву с 17.05.1983г. по 10.06.1985г. и в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с 03.08.1991г. по 31.12.1991г. работу электросварщиком в малом предприятии «Аргус». В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Решением Пенсионного Фонда РФ по РБ №402 от 19.11.2021года прекращена выплата пенсии истцу Калсанову Г.А., поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ – период Службы в Советской Армии необоснованно суммирован к работе в Районе Крайнего Севера.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ № от 30 марта 2021года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу Калсанову Г.А. отказано.
Согласно материалам пенсионного дела Калсанова Г.А. стаж работы по Списку №1 состоит из периодов работы в качестве слесара-ремонтника с ДД.ММ.ГГГГ в ОРАО «<данные изъяты>» и с 23ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «<данные изъяты>» что с учетом фактически отработанного времени в технологических цехах производств, предусмотренных в Списке №1 составляет № дней.
Кроме этого к стажу работы Калсанова Г.А. по Списку №1 приравнен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ согласно Апелляционного определения Верховного Суда РБ от 28.01.2021года.
Таким образом, стаж работы Калсанова Г.А. по Списку №1 составляет № дней, что составляет менее требуемых 5 лет и не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Стаж работа истца по Списку №2 состоит из периодов работы в качестве электрогазосварщика в МП «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ и в качестве слесаря-ремонтника с ДД.ММ.ГГГГ. в ОАО «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «<данные изъяты>», что в общей сложности с учетом суммирования стажа работы по Списку №1 составляет № дней, что составляет менее требуемых № месяца и также не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.(ч.1 ст.33).
Как установлено судом, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ. работал в РКС, что составляет № дней. При суммировании к стажу работы в РКС стажа работы по Списку №1 (без учета периода военной службы) и стажа работы по Списку №2 продолжительность стажа работы в РКС составляет № дня, что составляет менее требуемых № месяцев.
Истец, обращаясь с иском в суд, полагает, что служба в армии в случае наличия периодов работы с вредными условиями труда, дающими право на назначение пенсии на льготных условиях приравнивается к такой работе в размере, не превышающем суммарной продолжительности льготных периодов и является частью льготного стажа.
Между тем данные доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Калсанова Г.А. суд, исходит из того, что нормами ранее действующего пенсионного законодательства, а также действующим законодательством предусмотрено, что период обучения и период прохождения военной службы не может быть включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
С учетом изложенного и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Калсановым Г.А. уточнённых исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении уточненного иска Калсанова ФИО5 к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в РБ об обязании учесть в стаж работы в РКС в размере № дней, определении даты возникновения права на назначение страховой выплаты по старости с 10 марта 2020года, обязании выплачивать страховую пенсию по старости с учетом назначения ему страховой пенсии впервые в более позднем возрасте, установленным ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ Приложениями к нему №1,2,
ОТКАЗАТЬ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья А.Р. Халитова