№ 2-398/2023
(24RS0007-01-2023-000245-54)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2023 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Полюдовой О.А.
при секретаре судебного заседания Прейсман Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края, действующая от имени и в интересах муниципального образования Богучанский сельсовет Богучанского района Красноярского края, обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального образования Богучанский сельсовет Богучанского района Красноярского края на бесхозяйное недвижимое имущество – внутрипоселковую автомобильную дорогу общего пользования протяженностью 858 метров, расположенную по адресу Красноярский край, Богучанский район, с Богучаны, пер. Станичный с кадастровым номером 24:07:0000000:3304. В обоснование своих требований заявитель указал, что 11.04.2022 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии спорный объект был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. В течение года с момента постановки спорного объекта на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества никто своих прав на него не заявлял.
Представитель администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованные лица муниципальное образование Богучанский район, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статье 5 указанного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения и автомобильные дороги регионального или частные автомобильные дороги.
Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.
Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 4718 +/- 24 кв. м, с кадастровым № 24:07:0000000:3336, расположенный по адресу: Красноярский край Богучанский район с. Богучаны пер. Станичный, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – улично-дорожная сеть, поставлен на кадастровый учет 29 июля 2022 года.
Сведения о правообладателе указанного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карте, на земельном участке с кадастровым номером 24:07:0000000:3336 расположены объекты недвижимости - одноквартирные жилые дома с приквартирными участками, инженерные сети и сооружения, с внутрипоселковой автомобильной дорогой общего пользования в пер. Станичный с. Богучаны.
Внутрипоселковая автомобильная дорога общего пользования в указанном переулке в с. Богучаны как объект недвижимости на государственный кадастровый учет не поставлена, в реестре муниципальной собственности муниципального образования Богучанский сельсовет, не значится.
Таким образом, поскольку рассматриваемый объект – внутрипоселковая автомобильная дорога общего пользования, расположен в границах муниципального образования Богучанский сельсовет Богучанского района Красноярского края, собственник этого объекта неизвестен, установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ срок со дня постановки спорного имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, а администрация Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края является органом уполномоченным управлять муниципальным имуществом, суд приходит к мнению, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности муниципального образования Богучанский сельсовет Богучанского района Красноярского края на бесхозяйное недвижимое имущество – внутрипоселковую автомобильную дорогу общего пользования протяженностью 858 метров, расположенную по адресу Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны, пер. Станичный с кадастровым номером 24:07:0000000:3304.
Решение является основанием для регистрации права собственности в Федеральной регистрационной службе РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Богучанский районный суд Красноярского края.
Судья
Богучанского районного суда подпись О.А. Полюдова