ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-608/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ дела 2-835/2023
в суде первой инстанции
УИД 06RS0006-01-2022-007681-61
26 января 2024 г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белхароева Иссы Макшариповича, Аушевой Залихан Иссаевны, Костоева Мурада Макшариповича, Чахкиева Абуязита Ахметовича, Чехкиевой Люды Абдукаримовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, возобновлении выплаты пенсии и зачете периодов работы,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 августа 2023 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., судебная коллегия
установила :
Белхароев И.М., Аушева З.И., Костоев М.М., Чахкиева А.А., Чехкиевой Л.А. обратились в суд с иском к ГУ-ОПФР в Республике Ингушетия о признании действий незаконными, возобновлении выплаты пенсии и зачете льготных периодов работы.
В обоснование исковых требований указали, что в связи с достижением ими пенсионного возраста на основании их заявления с приложением документов, подтверждающих необходимый стаж работы, были назначены страховые пенсии по старости, при определении которых учтены их льготные периоды работы в соответствии со списками производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, а также на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также иные периоды их работы.
Ответчик приостановил выплату им страховых пенсий с 1 декабря 2022 года, ссылаясь на то, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.Полагают, что решения ответчика о прекращении выплаты страховой пенсии противоречат требованиям действующего законодательства, при этом выводы ответчика об основаниях прекращения выплаты пенсии опровергаются представленными документами, в частности справками, уточняющими особый характер работы.
Решением Магасского районного суда от 31 января 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением от 13 июля 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Ингушетия перешла к рассмотрению о дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 августа 2023 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 31 января 2023 года - отменено.
Исковое заявление Белхароева Иссы Макшариповича, Аушевой Залихан Иссаевны, Костоева Мурата Макшариповича, Чахкиева Абуязита Ахметовича, Чахкиевой Люды Абдукаримовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, возобновлении досрочной пенсии и зачете периодов работы удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции признал действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, выразившиеся в приостановлении пенсий Белхароева Иссы Макшариповича, Аушевой Залихан Иссаевны, Костоева Мурата Макшариповича, Чахкиева Абуязита Ахметовича, Чахкиевой Люды Абдукаримовны, незаконными.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Белхароеву Иссу Макшариповичу с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Белхароеву Иссе Макшариповичу льготный период работы по Списку № 1 с 21.06.1983 по 10.07.1995, а также периоды работы с 11.06.1981 по 17.06.1983; с 13.07.1995 по 29.11.2001 г. и засчитать зарплату по справке № 307.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия возобновить досрочную пенсию Аушевой Залихан Иссаевне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Аушевой Залихан Иссаевне льготный период работы по Списку № 1 с 06.11.1987 по 28.06.1996 г, а также периоды работы с 03.09.1986 по 05.11.1987; с 08.07.1996 по 02.09.2002; с 08.04.2013 по 29.04.2013; с 06.05.2013 по 01.12.2014. и засчитать зарплату по справке № 147 от 28.06.1996.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Костоеву Мурату Макшариповичу с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Костоеву Мурату Макшариповичу льготный период работы по Списку № 1 с 02.12.1990 по 29.11.1999, а также периоды работы с 06.01.1982 по 14.10.1983; с 17.10.1983 по 10.12.1985: период службы в рядах Советской Армии с 12.12.1985 по 28.11.1987; с 23.11.1987 по 26.02.1988.; с 01.03.1988 по 01.09.1988; с 04.09.1988 по 28.04.1989; с 03.05.1989 по 16.11.1989; с 08.06.1990 по 26.11.1990; с 20.11.1989 по 04.06.1990; с 30.11.1999 по 25.12.2001 и засчитать зарплату по справке № 171 от 27.11.1999.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить досрочную пенсию Чахкиеву Абуязиту Ахметовичу с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Чахкиеву Абуязиту Ахметовичу льготный период работы по Списку № 1 с 05.05.1986 по 26.12.1995 ; с 28.10.1985 по 30.04.1986, а также периоды работы с 16.06.1980 по 14.11.1983; период службы в рядах Советской Армии с 18.11.1983 по 21.10.1985; с 27.12.1995 по 25.12.2001 и засчитать зарплату по справке № 18 от 19.03.1999.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия возобновить досрочную пенсию Чахкиевой Люде Абдукаримовне с 01 декабря 2022 года.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия зачесть в трудовой стаж Чахкиевой Люде Абдукаримовне льготный период работы по Списку № 2 с 03.10.1989 по 26.05.1998, а также периоды работы с 01.12.1986 по 02.10.1989; с 27.05.1998 по 28.12.2001 и засчитать зарплату по справке о зарплате № 38 от 31.03.1999.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия просит отменить апелляционное определение ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не уведомили, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, истцы являлись получателями досрочной пенсии по старости, назначенной в соответствии с ч. 1 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В декабре 2022 г. ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Ингушетия уведомило истцов о том, что в ходе проведенной проверки их пенсионных дел установлено, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, в связи с чем, выплата пенсии прекращена с 01 декабря 2022 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для прекращения выплаты пенсии истцам, что доводы истцов о наличии у них права на льготное пенсионное обеспечение нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в частности сведениями из трудовых книжек, справками о заработной плате и справками, уточняющими характер работы, выданных соответствующими предприятиями.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные истцами справки содержат исчерпывающие сведения (основания выдачи) о периоде осуществления истцами трудовой деятельности в соответствующих должностях, условиях труда, периодов занятости.
Руководствуясь положениями статьи 10 ГК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права истцов на пенсию, ответчиком не представлено, что именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истцы предоставили недостоверные сведения.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с правомерностью и обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 1).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 названного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
Добросовестность действий истцов презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что именно истцы предоставили недостоверные сведения при назначении пенсий.
В части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Основания прекращения выплаты пенсии истцам, которые приведены Пенсионным органом в уведомлениях о прекращении выплаты пенсии, не соответствуют положениям части 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Наличие у пенсионного органа сомнений в обоснованности выдачи документов работодателем, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также сомнений в достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, спустя несколько лет после назначения истцам пенсии, не является основанием для прекращения выплаты пенсии, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Акт служебной проверки на который ссылается кассатор в жалобе, который не был представлен суду ввиду того, что предназначен для служебного пользования, а также акт ревизионной комиссии Федерального казначейства Российской Федерации, по результатам проверки хозяйственно- финансовой деятельности пенсионного органа за период с 2015 по 2022 год составленный в ноябре 2022 года, как указывает кассатор, в котором обнаружены многочисленные нарушения, способствующие прекращении выплаты пенсии не могут служить основанием для прекращения выплаты пенсии, в связи с чем, доводы жалобы в этой части во внимание не принимаются.
Несогласие кассатора с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Кассационная жалоба не содержат доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.