Решение по делу № 33-1382/2023 от 12.09.2023

Дело                                                                                                         Председательствующий – ФИО4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 ноября 2023 г.                                                                                                                   <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего    ФИО13,

судей                       ФИО12 и ФИО14

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, зачета специального страхового стажа и возобновлении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО7 на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия

                                                  у с т а н о в и л а:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, зачета специального страхового стажа и возобновлении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей прекратили выплату пенсии на основании того, что по результатам ревизии проведенной в ноябре-декабре 2022 г. выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием права на пенсию, а именно отсутствие 20 лет требуемого страхового стажа согласно пп. б.п. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть, нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИЧП «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<адрес>», в связи с чем у нее отсутствует право на получение досрочной пенсии. С учетом указанных обстоятельств, просила удовлетворить ее требования в полном объеме.

Определением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от                     ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>.

Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО7 ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Истец ФИО3, представители Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца ФИО8, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ                      № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (ч.2 ст.32 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с постановлением ФИО2 ФИО1 Социалистических Республик от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> относится к районам Крайнего Севера.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Как установлено судом, страховая пенсия ФИО3 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся сведений о характере льготной работы, а именно за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИЧП «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<адрес>».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что досрочная трудовая пенсия была назначена ФИО3 на основании представленных документов, достоверность которых проверялась ответчиком, что следует в частности из пенсионного дела ФИО3, обстоятельства ее работы в спорный период нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не опровергнуты.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно части 4 статьи 14 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно записям в трудовой книжке истца ФИО3 серии АТ-II (дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ) истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве кондитера в Тенькинском хлебокомбинате, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве кондитера в Хлебокомбинате «Тенькинский» (ДД.ММ.ГГГГ переименован в Мясо-молочный пищевой комбинат «Тенькинский»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве продавца в ИЧП «АВАНТ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве повара в ООО «Паром».

Из архивной справки архивного отдела администрации Тенькинского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № А-5 следует, что в соответствии с Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> относится к районам крайнего севера. В районах <адрес>, в том числе в <адрес> установлен единый для производственных и непроизводственных отраслей промышленности районный коэффициент к заработной плате -1,7 (п. 3 приложения к постановлению государственного комитета ФИО2 по вопросам труда и заработной платы президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. ). В архивных документах Мясо-молочного пищевого комбината «Тенькинский» <адрес> значится ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ к от ДД.ММ.ГГГГ) в должности ученика кондитера, кондитера. Уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по уходу за ребенком дошкольного возраста). Основание: Фонд JI- 30, о. 3, <адрес>.

Согласно архивной справке архивного отдела администрации Тенькинского муниципального округа магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ № А-5, документы Частного предприятия «<адрес>» поступили на хранение за 1992-1994 годы. В просмотренных документах за 1992-1994 годы ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения не значится. Местонахождение документов за 1990-1991 годы, 1995-1998 году архивному отделу не известно. Документы ООО «<адрес>» <адрес> на хранение в архивный отдел Тенькинского муниципального округа не поступали. Местонахождение документов архивному отделу не известно.

Факт работы истца в спорные периоды в указанных предприятиях подтверждается показаниями граждан, которые работали с истцом.

Так, согласно заявлениям ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенные нотариусом нотариального округа <адрес>, до 1985 года они проживали в поселке <адрес>, где находился магазин «АВАНТ» и там же работала продавцом ФИО3. Магазин «<адрес>» находился по адресу: <адрес>, посёлок Омчак с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Также, согласно заявлению ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, от ДД.ММ.ГГГГг., удостоверенное нотариусом Шуйского нотариального округа <адрес>, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала вместе с ней в Тенькинском хлебокомбинате <адрес>) в качестве кондитера.

Оснований не доверять показаниям указанных граждан судебная коллегия не находит, поскольку они подтверждаются имеющими в материалах дела письменными доказательствами.

Согласно материалам дела, с целью оказания содействия в проверке факта работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИЧП «АВАНТ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<адрес>» Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> был сделан запрос в ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в <адрес>.

Из ответа ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> следует, что проверить факт работы ФИО3 в ООО «<адрес>» не представляется возможным в связи с тем, что ООО «<адрес>» не ведет финансово-хозяйственную деятельность, документы в архив не сданы.

Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ п утвержден порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, согласно которому при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту его регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 указанного Порядка.

В соответствии со ст.ст. 8 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхования (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Истцом в материалы дела в обоснование подтверждения спорного периода представлена трудовая книжка, которая в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ является основным доказательством трудового стажа работника.

Решения ГУ-ОПФР по <адрес> суд не может признать законными, поскольку согласно п. 8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.

Статьей 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ установлены основания, по которым выплата пенсии приостанавливается или прекращается. К таковым относится: смерть пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, истечение шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), непредставление пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, отказ пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.

Суду таковых обстоятельств приведено не было. Все доводы ответчика сводятся к тому, что документы истца вызвали сомнение у работников пенсионного фонда, проводивших проверку пенсионных дел получателей досрочной пенсии по старости. При этом недостоверность документов не подтверждена никаким официальным документом (заключение эксперта, решение суда и т.д.).

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Как следует из материалов дела трудовая книжка истца в части подтверждения трудового стажа соответствует Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В своем решении о прекращении пенсии ответчик указал, что основанием для прекращения выплаты пенсии является неподтверждение периодов работы, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления истцом недостоверных сведений и документов.

Добросовестность действий истца презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что истцы предоставили недостоверные сведения при назначении пенсии.

Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.

Доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.

При таких данных судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО3 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, зачета специального страхового стажа и возобновлении досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО7 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащей подписью

верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия                                                                                                                            ФИО12

33-1382/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Аушева Зухра Ахметовна
Ответчики
ГУ "Пенсионный отдел Назрановского района"
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
13.09.2023Передача дела судье
02.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023Передано в экспедицию
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее